Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Калитеевская [и др.] // Вопр. психологии. - 2007. - № 2. - С. 68-79. - Библиогр.: с. 79 (25 назв.).
-- 1. Психология личности - Развитие личности - Паттерн - Подростковый возраст - Типология - Смысл жизни - Адаптация - Дезадаптация - Свобода - Ответственность. 2. Эмпирическое исследование - Кластерный анализ - Графики - Таблица.
В русле подхода к развитию личности как к становлению механизмов самодетерминации, завершающемуся при прохождении "подросткового кризиса", ранее у подростков были эмпирически выделены четыре паттерна личностного развития: автономный, импульсивный, конформный и симбиотический. В новом исследовании удалось с опорой на кластерный анализ воспроизвести эту эмпирическую типологию, установить различия осмысленности жизни и дезадаптации у подростков, относящихся к разным типам. Обсуждается проблема синхроничности-диахроничности выделенных паттернов.