Анализируются некоторые новые тенденции в применении ассоциативного эксперимента (АЭ) для изучения структуры и динамики познавательной деятельности. Возможности АЭ раскрываются в контексте соотношения активного и пассивного знания индивида (по аналогии с активным и пассивным лексиконом). АЭ позволяет изучать не только состав и объем активного знания в определенной предметной области, но и динамику взаимодействия его с пассивным знанием. Описываются результаты исследования, проведенного с применением модифицированной методики серийных тематических ассоциаций (СТА). Были выделены общие для разных тем и участников (школьников и студентов) свойства ассоциативной динамики: гетерохронность, скорость ассоциирования, вариативность в порядке чередования категорий. Конкретное сочетание этих свойств вместе с показателем объема ассоциативного ряда и его семантическим спектром характеризует индивидуальный стиль оперирования субъективным знанием.