Цель исследования - разработка информационно-вероятностной модели осмысления студентами исторического опыта. Согласно современным воззрениям, самоидентификация личности неразрывно связана с осознанием своей принадлежности к определенному социуму, который, в свою очередь, характеризуется своим историческим опытом. Осмысление исторического опыта своего социума (нации, государства, региона и т.д.) - неотъемлемая составляющая личностно-профессионального развития индивида, но оно может фактором как формирование социально значимых личностно-профессиональных качеств (толерантности, патриотизма), так и их разрушения. Осмысление индивидом исторического опыта своего социума - вероятностный (стохастический) процесс, детерминированный множеством факторов, в том числе внутренних (психологических); это, прежде всего, уже достигнутый уровень толерантности, патриотизма, социальной компетентности и критического мышления. Для авторов очевидно, что личность с высоким уровнем толерантности и патриотизма характеризуется адекватным осмыслением исторического опыта своего социума.
The purpose of investigation is elaboration of the informational-probability model of historical experience understanding by the students. In accordance with the modern views, the personal self-identification is tightly connected with understanding of its affiliation to some society, which, in its turn, has a historical experience. The understanding of the own society historical experience (nation, state, region etc.) is a compulsory part of the personally professional development, but it may be the factor of formation or destroying of the important personally professional abilities (such as tolerance and patriotism). The personal understanding of the society historical experience is stochastic process, determined by many factors, such as internal (psychological); it is, at first, is current level of the tolerance, patriotism, social competence and critical thinking. For authors it is clear that the person with high level of tolerance and patriotism is characterized with the adequate understanding of the society historical experience.