Социальная реабилитация инвалидов - одна из важнейших проблем современного общества. На примере специализированной школы-интерната среди слабовидящих детей был проведен научный эксперимент, оценивающий эффективность влияния занятия шахматами на социализацию детей-инвалидов по зрению. Новизна методики обучения состояла в использовании различных игровых методов и внедрении инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс. Был проведен ряд тестов, направленных на определение уровня социальной адаптации школьников младших и средних классов, как занимающихся, так и не занимающихся шахматами. Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности занятий шахматами по данной методике, как с точки зрения достижения спортивных результатов, так и с точки зрения повышения уровня социализации учащихся.
Social rehabilitation of the disabled is one of the most important issues for the modern society. On the example of the specialized boarding school the scientific experiment that evaluates the effectiveness of the influence of chess classes for the children with sight disabilities was held among the visually impaired children. The novelty of the methods of teaching was in use of the different playing techniques and implementation of information technologies in the educational process. The author conducted a series of tests aimed at determining the level of the social adaptation of pupils of primary and middle classes, both groups involved and not involved in chess. The obtained results allow making a conclusion about the effectiveness of playing chess according to this method, both from the point of view of achieving the sports results, and from the point of view of increasing the level of socialization of the pupils.