Цель исследования - создание моделей оценки факторов риска недостаточной образованности. Известно, что важнейшая задача профессионального образования - подготовка конкурентоспособного специалиста в соответствующей сфере, т.к. конкурентоспособность государства в целом и сферы в частности зависит от конкурентоспособности каждого гражданина. Уровень социально-профессиональной компетентности - интегральный показатель конкурентоспособности индивида. Компетентность является многокомпонентной системой, и недостаточный уровень развития одного из компонентов может отрицательно отразиться на качестве профессиональной деятельности индивида или жизнедеятельности в целом, поэтому его следует рассматривать как фактор риска недостаточной образованности. Авторами обосновано, что определять нормы профессиональной подготовленности следует исходя из вероятностных моделей взаимосвязи между уровнем развития компонентов компетентности индивида и качеством решения задач в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
The purpose of investigation is weak competence risk factors models elaboration. As well known the purpose of vocational training is competitive specialist preparation for the selected sphere, as the state and sphere competitiveness are determined by the citizens competitiveness. The socially professional competence level is integral parameter of the specialist competitiveness. The competence is multicomponent system so the weak level of component may lead to decrease in the social and professional activity quality that is why it is described as weak competence risk factor. The authors proved that the professional preparedness norms are determined by the probabilistic models of the interrelation between the specialist competence components level and problems solving quality in the professional activity sphere.