Семенова, Ф.О. Взаимосвязь этнических и индивидуально-психологических особенностей студентов и их проявление в процессе обучения в вузе = Correlation of the ethnic and individual psychological characteristics of the students and their manifestation in the process of study at the university / Семенова Ф.О., Урусов А.А. // Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 146-150. - Библиогр. (5 назв.).
В статье представлены результаты исследования этнических и индивидуально-психологических особенностей студентов. Обоснована актуальность необходимости знания и учета в образовательном процессе не только индивидуальных особенностей студентов, но и этнических, глубокое понимание которых, а также творческое использование наследия традиционной народной педагогики и психологии раскрывают перед преподавателями дополнительные возможности для работы в многонациональных студенческих коллективах. Представлены данные лонгитюдного исследования интегральной индивидуальности студентов первых и пятых курсов. Установлена общая тенденция развития интегральной индивидуальности студентов в процессе обучения в вузе. Выявлено, что с возрастом у всех этнических групп увеличивается общее и уменьшается уникальное, причем общее растет быстрее, а уникальное - медленнее. Независимо от возраста межэтническая общность превалирует на низших уровнях, а межэтническая уникальность - на высших уровнях интегральной индивидуальности. Изменения, происходящие в структурах интегральной индивидуальности этнофоров в образовательном пространстве вуза, зависят в большей степени от личностных и социально-психологических факторов.
The article presents the results of studies of ethnic and individual psychological characteristics of the students. The urgency of needed knowledge and accounting in the educational process not only not only of students' individual characteristics, but also ethnic, deep understanding, and creative use of the heritage of traditional folk pedagogy and psychology reveal more opportunities for work of the teachers in multinational student groups. Data on the longitudinal study of the integral individuality of the students of the 1st and 5th courses have been presented. The general trend covering the development of the integral individuality of the students within the learning process at the university has been found. It has been revealed that with the age the general is increasing while the unique is decreasing in all ethnic groups, and the general is growing faster and the unique slower. Regardless of age, the ethnic commonality prevails at lower levels, and the ethnic uniqueness at the highest levels of integral individuality. Changes in the structures of integral individuality of the etnophors in educational space of the university, depend, to a large extent, on the personal and socio-psychological factors.