Библиографическая карточка
Библиографическая карточка |< Первая   < Предыдущая   Список   Запись   Следующая >   Последняя >|   На главную

Шеронов, В.В.
    Развитие мышления младших школьников с нарушениями слуха в процессе начального обучения игре в шахматы = Thinking development of junior schoolchildren with hearing impairments in the process of learning chess game at the initial stage
    // Физ. культура, спорт - наука и практика. - 2015. - № 1. - С. 52-56. - Рез.: рус., англ. - Библиогр. (5 назв.).

URL HTTP://journal.kgufkst.ru/file/?iblock_id=18&id=26205

    -- 1. Мышление. 2. Речь. 3. #Анализ - синтез. 4. #Младшие школьники с нарушениями слуха. 5. #Обучение шахматам. 6. #Thinking. 7. #Speech. 8. #Analysis-synthesis. 9. #Junior schoolchildren with hearing impairments. 10. #Learning chess.

    УДК 796.                    ГРНТИ 77.

    В статье рассматриваются особенности мышления младших школьников с нарушениями слуха. У детей с нарушениями слуха ученые отмечают отставание в формировании умения анализировать и синтезировать воспринимаемый материал, оперировать образами, сопоставлять вновь изученное с изученным ранее. Недостаточная сформированность основных мыслительных операций не позволяет учащимся с нарушениями слуха в должной мере овладевать знаниями и может служить причиной не только школьной, но в дальнейшем и социальной дезадаптации в современном обществе. Большие возможности таит в себе игра в шахматы в плане развития мышления детей с нарушением слуха. Тренировать детей в анализе, синтезе, сравнении и обобщении представляется возможным уже на начальном этапе обучения. Предлагается методика развития у данной категории детей аналитико-синтетического мышления. в процессе начального обучения игре в шахматы использовался метод наводящих вопросов; занимательные игры-упражнения "игра в игре", различные дидактические игры; обучающие шахматные компьютерные программы. Для исследования способности детей с нарушениями слуха к аналитико-синтетическому мышлению использовался модифицированный вариант методики Кооса, направленный на выявление особенностей пространственной ориентировки, анализ фигур и их последующего синтеза. По результатам исследования после двух лет занятий шахматами у младших школьников экспериментальной группы динамика времени решения тестовых заданий значительно повысилась по сравнению с детьми контрольной группы, не занимавшихся шахматами.

    The article discusses the features of thinking of junior schoolchildren with hearing impairments. Scientists note that children with hearing impairment retard in the formation of the ability to analyze and synthesize the perceived material, to think images, to compare the newly learned material with studied previously. Lack of basic mental operations development does not allow schoolchildren with hearing impairments adequately acquire knowledge and may cause not only the school but social disadaptation in the future. The game of chess has an effect on thinking development of schoolchildren with hearing impairment. It is suggested the development technique of analytical and synthetic thinking in this category of children with the help of a learning chess game at the initial stage. The modified version of the Koos technique was used to study the ability of schoolchildren with hearing impairment to the analytical and synthetic thinking. It helped to determine the characteristics of spatial orientation, analysis of figures and their subsequent synthesis. According to the study, after two years of learning chess primary school children in the experimental group do test tasks much better than schoolchildren in the control group.


Новый запрос


Вы можете оформить заявку на электронную доставку данного материала
или запросить условия по электронной почте:
sportlib@umail.ru