В 2015 г. раздел "Самозащита без оружия" был включен IV-VI ступени ВФСК ГТО. За прошедший период нормативы из этого раздела выбрали незначительное число сдающих комплекс. Основной причиной является то, что самбо, дзюдо и другие виды спортивной борьбы слабо представлены в физическом воспитании школьников и студентов. В статье предпринята попытка анализа рассматриваемого раздела ВФСК ГТО в историческом, содержательном и организационно-методическом аспектах. Исследования авторов показали, что по основным показателям представленные нормативы удовлетворяют целевой установке комплекса, отвечают современным теоретико-методическим положениям физической культуры, спорта и спортивной борьбы. В то же время существует необходимость коррекции содержания нормативов с позиций исторического опыта, прикладности, здоровьесбережения, половых отличий, логики последовательного изложения учебно-контролируемого материала, системности в формировании навыков самозащиты, а также контроля за их выполнением за счет использования традиционных подходов в оценке уровня сформированности двигательных умений и навыков.