В статье представлено исследование по разработке инновационного метода диагностики развивающего потенциала образовательной среды для обучающегося. Согласно современным воззрениям, образовательная среда - ведущий социокультурный фактор развития личности обучающегося, а модальность - интегративный параметр, отражающий ее развивающий потенциал. Также известно, что модальность образовательной среды во многом детерминирована уровнем развития компетенций участников социально-педагогического взаимодействия. В то же время очевидно, что одна и та же образовательная среда может обладать различным развивающим потенциалом для обучающихся с различными уровнями компетенций, поэтому авторы предлагают разграничить понятия “абсолютная модальность" и “относительная модальность" образовательной среды. Авторами статьи предложены методы количественной диагностики относительной модальности образовательной среды, а также уточнены методы оценки абсолютной модальности.