Криволапчук, И.А. Функциональное состояние подростков при познавательной деятельности в зависимости от уровня аэробной мощности = Functional state of adolescents during cognitive activity depending on aerobic power / И.А. Криволапчук, В.К. Сухецкий, М.Б. Чернова // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18, № 3. - С. 16-29. - Рез.: рус., англ. - Библиогр.: с. 22-29.
В статье представлено исследование по выявлению особенностей функционального состояния (ФС) организма школьников-подростков, характеризующихся высоким и низким уровнем развития аэробной мощности. В качестве информативных интегральных показателей максимальной мощности аэробного процесса у детей использовали величины максимального потребления кислорода (МПК), физической работоспособности по тесту PWC170 и показателя мощности нагрузки, максимальное время выполнения которой составляет 900 с (W900). Полученные результаты свидетельствуют о том, что функциональное состояние подростков 13 - 14 лет в значительной степени зависит от уровня развития аэробных возможностей организма. Установлено, что мальчики с высокой мощностью аэробной системы энергообеспечения отличаются от нетренированных сверстников сниженной активированностью в состоянии спокойного бодрствования и менее выраженными изменениями вегетативных показателей функционального состояния при напряженной когнитивной нагрузке на фоне высокого адаптационного потенциала организма. Они характеризуются повышенной эффективностью деятельности в сочетании с высокими оценками показателей самочувствия, активности, настроения. Таким образом, уровень развития аэробной мощности можно рассматривать как фактор, детерминирующий изменения функционального состояния подростков в условиях напряженных когнитивных нагрузок.