Афанасьев, О.Е. Методика экспертной оценки видеоэкскурсий в учебном процессе подготовки экскурсоводов = Video-excursion expert evaluation methodology in guide training / Афанасьев Олег Евгеньевич, Троценко Александра Владиславовна // Вестн. ассоц. вузов туризма и сервиса. - 2014. - Т. 8, № 3. - С. 86-94. - Рез.: рус., англ. - Библиогр.: с. 92.
В статье рассмотрены особенности применения видеоэкскурсий как разновидности (формы) кейс-метода в подготовке будущих экскурсоводов. Отмечены основные методические проблемы современных вузовских курсов подготовки экскурсоводов, а также основные недостатки в процессе формирования знаний, умений и навыков у студентов в проведении экскурсий. Описан кейс-метод видеоэкскурсии - дистанционного ознакомления и оценки содержания, качества, структуры, техники реально проведенной музейной экскурсии по ее видеозаписи. Суть методики в том, что перед студентами формулируется задача проанализировать видеозаписи экскурсий, проведенных в музейных учреждениях, различных по типу, профилю и масштабу их деятельности. Рекомендуются к использованию те видеоэкскурсии, которые отображают процесс работы конкретного экскурсовода с экскурсионной группой. Разработана и представлена форма бланка для экспертной оценки студентами видеозаписи экскурсии. В бланке выделено девять блоков для оценки методики, мастерства работы экскурсовода, содержания экскурсии, особенностей работы экскурсовода с группой экскурсантов, оценки представленной в экскурсии музейной экспозиции, функционального и эмоционального воздействия экскурсии. Сформулированы рекомендации для преподавателя по применению разработанного кейс-метода и определены образовательные компетенции (содержательные, деятельностные, коммуникативные и личностные), которые приобретают при этом студенты. Опыт практического применения видеокейсов в форме анализа видеозаписей реальных экскурсий также формирует у студентов навыки экспертной работы, в частности выработки критериев и практического оценивания мастерства экскурсионной работы. Это стимулирует самостоятельную поисковую деятельность и развитие творческого потенциала будущего экскурсовода, способствует реализации индивидуального подхода в обучении и повышении практической составляющей курса.