Саранча, М.А. Из размышлений о развитии туристских систем = Reflecting on tourist systems development / Саранча Михаил Александрович // Вестн. ассоц. вузов туризма и сервиса. - 2014. - Т. 8, № 3. - С. 103-110. - Рез.: рус., англ. - Библиогр.: с. 109-110.
Статья посвящена вопросам развития туристских систем, которые являются сложными целостными естественно-общественными образованиями. Развитие является одним из вариантов преобразований туристских систем, источником которых служит человеческая деятельность, обусловленная потребностями. В реализации большинства потребностей важную роль играют целеобразование и реализация целей. Актуальные потребности потенциального туриста овеществляются в конкретном туристском продукте, который в настоящее время в экономике рассматривается с двух позиций: классической и современной. В соответствии с современным пониманием туристской экономики туристский продукт понимается как воплощение туристского опыта (прежде всего, впечатлений), которым могут обладать не только посетители, но и производители, и продающие, и управляющие, и "хозяева" и т. д. Таким образом, в современной туристской экономике на первый план выходят не классические преимущества территорий или продуктов (богатство ресурсами, насыщенность и разнообразие товаров и услуг и т. п.), а туристский опыт (впечатления посетителя, зависящие от креативности производителя продукта). А сам процесс создания туристского продукта становится со-производством. Развитие туристских систем должно основываться на устойчивом развитии и основываться на рефлексивной симметрии, основой чего могут выступить "принципы Беладжио". Однако развитие туристской системы может приводить не только к позитивным, но часто и к негативным последствиям, восприятие которых сильно зависит от точек зрения конкретных субъектов и географической неравномерности и справедливости распределения благ и негативных следствий. Делаются выводы о постепенной гуманизации туристской экономики и ее преобразовании из цепочечной в сетевую.