Будякова, Т.П. Сравнительный анализ парадигм саморазвития обучающихся с разными возможностями здоровья = Comparative analysis of the paradigms of self-development of students with different health opportunities / Будякова Татьяна Петровна, Батуркина Галина Викторовна // Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183), ч. 2. - С. 508-514. - Рез.: рус., англ. - Библиогр.: с. 513-514 (12 назв.).
В статье рассмотрены вопросы саморазвития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. По мнению авторов, опросники не могут служить объективным и надежным средством изучения парадигм саморазвития, поскольку методика опросников не допускает комментариев и можно только предполагать, какой жизненный опыт лежит в основе выбора респондента. Разработана экспериментальная методика на основе компиляции известных копинг-опросников и автобиографического метода. Доказано, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья применяют для целей совладания те же копинг-стратегии, что и обучающиеся с нормой здоровья. Показано, что принципиально нельзя делить копинг-стратегии на позитивные и негативные, не учитывая условия их применения. Полученные авторами данные позволят более продуктивно использовать копинг-стратегии в психопрофилактической работе, как с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормой здоровья.