Историко-педагогический и правовой аспекты понятия одаренность = Historical, pedagogical and legal aspects of the concept of giftedness / Гижов Владимир Александрович [и др.] // Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188), ч. 1. - С. 83-86. - Рез.: рус., англ. - Библиогр.: с. 85-86 (7 назв.).
В статье рассмотрена проблема одаренности в контексте философских и историко-педагогических работ. Рассмотрены важнейшие нормативные документы по проблеме одаренности. Определены исторические предпосылки возникновения понятий "интеллектуальные способности" и "одаренность". Проанализированы взгляды Платона, Аристотеля, Г.В. Гегеля, И. Канта, Ф. Бекона на проблему интеллектуальных способностей и одаренности как высшего уровня развития этих способностей личности. Раскрыто значение процесса обучения при развитии одаренности. Показано, что возникновение данного явления стало возможным в связи с разделением физического и интеллектуального труда, созданием возможностей для выделения отдельных членов социума, наиболее уважаемых представителей, которые обладали интеллектуальными качествами для воспитания подрастающего поколения. Выявлено, что одаренность личности соотносится с наличием природных задатков (способностей). Обоснована возможность разработки педагогических условий и средств развития одаренности у студентов современного вуза.