Горская, Г.Б. Стратегия психологического сопровождения подготовки высококвалифицированных спортсменов: ресурсы и ограничения = Strategy of psychological support of training highly qualified athletes: resources and limitations / Горская Галина Борисовна // Наука и спорт: соврем. тенденции. - 2021. - № 3. - С. 98-107. - Рез.: рус., англ. - Библиогр.: с. 104-107 (30 назв.).
В статье представлено исследование по установлению ресурсов и барьеров совершенствования психологического сопровождения высококвалифицированных спортсменов. Результаты исследования показали, что наиболее существенным барьером совершенствования психологической поддержки спортсменов является недостаточная разработанность психологической теории включения личности в спортивную деятельность. Показано, что теоретическое осмысление даже части психологических проблем спортсменов позволяет про-активно создавать психологические ресурсы для снижения вероятности их возникновения у спортсменов высокого класса. Это подтвердили исследования эффектов ранней профессионализации спортсменов младшего школьного и подросткового возраста. Они показали, что в каждом из указанных возрастных периодов имеются предпосылки для формирования как психологических ресурсов, способствующих успешному спортивному совершенствованию, так и барьеров, осложняющих этот процесс. Установлено, что закономерной причиной негативных либо позитивных эффектов включения детей в занятия спортом является степень соответствия требований спортивной подготовки личности спортсменов и магистральной для конкретного возраста линии психического развития. Доказана возможность про-активного развития психологических ресурсов успешности деятельности спортсменов и профилактики возникновения психологических барьеров, препятствующих росту мастерства спортсменов. К ресурсам совершенствования психологической поддержки спортсменов отнесены: проактивный подход к психологическому сопровождению подготовки спортсменов, уточнение состава психологических ресурсов, необходимых спортсменам, на основе создания психологической теории включения спортсменов в спортивную деятельность; определение специфики задач психологического сопровождения подготовки спортсменов на разных этапах спортивной карьеры, качественная подготовка спортивных психологов, совершенствование психологического образования тренеров.