Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - Москва: [Сов. спорт], 2024. - 280 с.: ил. - Библиогр.: с. 271-276 (88 назв.). - ISBN 978-5-00129-333-0: 1000.00: 1350.00.
-- 1. Физическое воспитание - Учреждение общеобразовательное - Физическое воспитание - Двигательные способности - Развитие способностей - Теоретико-методические основы - Скоростно-силовые способности - Развитие выносливости - Развитие гибкости - Координационные способности - Оценка способностей - Возрастно-половые особенности - Индивидуальные особенности - Средства развития - Методика развития - Нагрузка физическая - Дозирование нагрузок - Упражнения физические - Упражнения общеподготовительные - Упражнения скоростно-силовые - Упражнения на выносливость - Упражнения на гибкость - Упражнения на равновесие - Комплекс упражнений.
В монографии раскрываются основные понятия "общие", "специальные" и "специфические" двигательные способности, абсолютные и относительные показатели способностей, актуальные и потенциальные способности, говорится об их сложной структуре и классификации. Рассматриваются исследования способностей в детском возрасте: компенсация одних свойств, функций, способностей другими и анализ двигательной одаренности как качественной проблемы. Даны основные теоретико-методические положения, учитывающие развитие двигательных способностей школьников. Последовательно излагаются: определение понятия, виды, основные формы проявления или способности, входящие в обобщенное понятие, например, "скоростные" или "координационные" способности; критерии и методы их оценки; факторы, определяющие развитие соответствующих двигательных способностей; возрастно-половые и индивидуальные особенности развития и тренировки; задачи, средства и методики совершенствования скоростных, силовых, координационных двигательных способностей у школьников разных возрастов. Даны примеры упражнений, направленно воздействующих на данные двигательные способности.