Книга представляет собой обобщение и систематическое изложение результатов экспериментально психологических исследований по проблеме умственного развития учащихся вспомогательных школ. Значительная часть материалов публикуется впервые. Подробно рассматриваются особенности высшей нервной деятельности, восприятия, представлений, памяти, речи, мышления, интересов и деятельности умственно отсталых школьников на разных годах их обучения. Возможность многостороннего развития умственной деятельности учащихся вспомогательных школ в условиях специального обучения - основное теоретическое положение книги, обоснованное большим фактическим материалом. Оно противостоит распространенным воззрениям буржуазных авторов, недооценивающих роль обучения в развитии умственно отсталых школьников. Книга предназначена для психологов, методистов и учителей вспомогательной школы и в качестве учебника - для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов по основной части курса психологии умственно отсталых школьников.