Роман Осипа Черного "Опера Снегина" - один из немногих романов о советской музыке и музыкантах. Роман всецело "реалистичен", но, будучи настоящим соцреалистическим текстом, вполне фантастичен. С одной стороны, он рабски следует за событиями, предшествовавшими погрому на "музыкальном фронте" зимой 1948 года, неизбежно привязан к реалиям (а московский музыкальный мир легко узнаваем - в конце концов, расстояния между консерваторией, Большим театром, Домом композиторов не столь велики) и наполнен вполне "реальными" персонажами (не составляет труда определить имя председателя Комитета по делам искусств, главы Союза композиторов или председательствующего на совещании в ЦК). С другой стороны, желая "типизировать" и "обобщить" (то есть зашифровать легко угадываемые реальные имена), автор столь же неизбежно вынужден был смешивать "типические черты" совершенно разных легко узнаваемых прототипов.