Концепция и программа реабилитации детей с онкопатологией

Концепция и программа реабилитации детей с онкопатологией

Цейтлин Г.Я., Ларионов Н.Н., Губарева Т.И. (Россия)

На 1 января 1997 г. в Московском городском онкологическом диспансере состояла на учете 1035 детей, получивших лечение по поводу злокачественных опухолей (509 человек) и гемобластозов (526 человек).

Совершенствование диагностики и применение современных программ лечения существенно увеличили частоту и продолжительность ремиссий при гемобластозах. Так, при лимфогранулематозе (ЛГМ) полной клинико-гематологической ремиссии удается добиться почти в 80% случаев. Специалисты ведущих медицинских школ мира, занимающиеся этой проблемой, считают, что большая часть больных может быть излечена, в том числе с генерализованными формами заболевания [В.Е.Поляков, 1989, 1991; Л.А.Махонова и соавт., 1991; И.Ф.Кордгмару, 1992; Г.КА.Калыгин, 1993;

А.Г.Румянцев, Е.Б.Владимирская, Е.В.Самочатова, 1996; Pris, 1984;

Arnold, 1979; Sellami, et al.,1991; Aviles et al., 1991; Le Pechoux, 1992). Длительные ремиссии у детей (7-10 лет) указывают на возможность выздоровления и больных с острым лимфобластным лейкозом (ОЛЛ) [Н.С.Кисляк, 1980; И.В.Кошель, 1985 и др.].

Успехи противоопухолевой терапии связаны с внедрением в практику онкологии комплексного лечения, включающего агрессивную химиотерапию, лучевую терапию и нередко калечащее хирургическое лечение [А.В.Киселев, Л.А.Махонова, В.Г.Поляков, 1997]. При этом следует учитывать, что все эти воздействия оказываются на детский организм в период его роста и активного развития. Отсюда становится понятной та дорогая цена, которой достигаются успехи в лечении злокачественных опухолей у детей. Специальное лечение приводит к инвалидности большей части этих детей. Лишь 10% выживших детей признаются практически здоровыми. У остальных отмечаются различные по тяжести и выраженности недоразвития отдельных органов и тканей и их функциональная недостаточность, развиваются хронические заболевания жизненно важных органов и систем.

Многократные госпитализации и длительное амбулаторное лечение порождают у детей психологические проблемы: деформация межличностных отношений, трудности в усвоении школьных программ и т.д. Впоследствии, когда эти дети становятся старше, у многих затрудняется профессиональная ориентация. Как показывают исследования, у детей, перенесших онкологическое заболевание, возникает серьезная социальная дезадаптация [Л.А.Дурнов, 1997;

Е.И.Моисеенко, 1992, 1997 и др.]. Практика свидетельствует о том, что без осуществления специальных реабилитационных программ невозможна полноценная интеграция этих детей в общественную жизнь.

Концепция работы отделения реабилитации Института детской онкологии и гематологии ОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН (г. Москва) основывается на принципе этапности в лечении. Дети с онкопатологией нуждаются в комплексных реабилитационных мероприятиях на всех этапах оказания им специализированной помощи -с момента установления диагноза до окончания диспансерного наблюдения. Содержание и задачи этой работы существенно различаются на разных этапах.

На первом, догоспитальном. этапе, когда диагноз злокачественного новообразования не вызывает сомнения и проводится уточняющая диагностика основного заболевания, главными направлениями работы являются выявление и лечение сопутствующих заболеваний, а также психологическая поддержка ребенка и его близких [Н.А.Писаренко, Л.И.Земская, Е.И.Моисеенко, 1997;

В.В.Николаева, Л.И.Земская, 1997]. Одновременно осуществляется анализ социальных проблем семьи заболевшего ребенка с целью оказания им соответствующей помощи. Эта работа ведется совместно с поликлиническим отделением Института с привлечением специалистов, если это необходимо, из других лечебных учреждений, правительственных и неправительственных организаций [Л.В.Валентей, М.А.Бямис, Е.В.Вронская, 1997].

На этапе комплексного лечения доминирующим направлением реабилитационных мероприятий является профилактика и коррекция побочных эффектов и осложнений химио-лучевой терапии и оперативных вмешательств. Эта деятельность также осуществляется единой командой специалистов по реабилитации, психологов, социальных работников, госпитальных педагогов, специалистов лечебной физической культуры и др. Необходимо выделить в качестве самостоятельного и важного аспекта комплексной реабилитации на этом этапе организацию образовательного процесса с максимальной индивидуализацией программы, учитывающей интересы и возможности конкретного ребенка.

В период диспансерного наблюдения очень важным остается решение задач медицинской реабилитации, направленной на коррекцию в первую очередь тех нарушений, которые напрямую связаны с лечебной агрессией. В этом плане большие надежды возлагаются на создаваемые в настоящее время при специализированных стационарах реабилитационные отделения.

Менее года работает отделение реабилитации (рук. - доктор медицинских наук Г.Я.Цейтлин) Института детской онкологии и гематологии ОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН , расположенное под Москвой в живописном месте Липки-Алексеевское. Разработана концепция педагогического процесса детей, его целевые задачи, базовые темы, предметное содержание и формы занятий [А.Э.Грер, Л.В.Солколова, Е.А.Слонимская, 1997].

Совместно с методистом отделения Н.В.Ганзиной разработана программа оздоровительной физической культуры с целью физической реабилитации и более полной социальной адаптации детей.

Программа социальной реабилитации и интеграции детей предусматривает и новые формы этой работы, основанные на проекте "СпАрт" (автор - проф. В.И.Столяров). Для детей проводятся Спартианские игры, программа которых включает в себя соревновательные спортивные игры, физические упражнения и художественные конкурсы. Первые такие Игры были проведены для них в августе 1997 г. Они были посвящены Дню Российского Флага. В ноябре 1997 г. проведены Спартианские игры, посвященные Всероссийской декаде инвалидов. Для закрепления положительных сдвигов в физическом и психическом состоянии детей с онкопатологией, достигнутых в результате реабилитационно-рекреативных мероприятий при отделении реабилитации создан Спартианский клуб "Липки".

Другим, не менее важным разделом работы в период диспансерного наблюдения является социальная реабилитация детей, нацеленная на стимулирование познавательной активности, включение детей в нормальный образовательный процесс, формирование у них первоначальных трудовых навыков как основы для получения специального образования и дальнейшей профессиональной ориентации. Особую роль в решении этих задач играют занятия детей в кружках естественнонаучного профиля, арттерапия (художественная керамика, ткачество, рисование, театрализованные игры и тд).

Третье направление работы - психолого-педагогическая реабилитация, объектом которой помимо ребенка является его ближайшее окружение и, в первую очередь, родители. Задачи, базовые темы, формы занятий определены в программе совместной реабилитации ребенка и родителей, разработанной И.В.Мосеевой.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Цейтлин, Г.Я. Концепция и программа реабилитации детей с онкопатологией / Цейтлин Г.Я., Ларионова Н.Н., Губарева Т.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 8. - С. 187-189.