Ориентирование по тропам

Ориентирование по тропам*

Анни Бреггинс (Великобритания)

Новые возможности

... В последнее время большие возможности появились для людей, которые ранее по тем или иным причинам не могли активно заниматься спортом. Спортивные оргкомитеты проявили удивительную изобретательность вместе с самими желающими заниматься спортом и людьми, сопровождающими их, при преодолении препятствий, вызванных состоянием здоровья, приспосабливая одни виды спорта и придумывая новые, видоизменяя правила и спортинвентарь. Все это направлено на то, чтобы люди с ограниченными возможностями руководствовались в своих действиях правилом "да, я могу сделать это" вместо "нет, это мне не по силам".

Целью нашей книги является иллюстрация возможности преодоления физического недуга с помощью участия в таком виде спорта как ориентирование. Книга предназначена как для желающих заниматься этим видом спорта, так и для сопровождающих их лиц. Для обозначения этих лиц в дальнейшем мы будем употреблять слово "сопровождение", подразумевая при этом людей, помогающих нашим спортсменам в их повседневной жизни - родителей, других членов семьи, друзей, учителей, медицинских работников и т.д. Сюда же относятся и люди, предоставляющие необходимый инвентарь, организующие спортивные мероприятия в школах, спортивных клубах или кружках.

Ориентирование относится скорее к индивидуальному виду спорта, нежели к групповому. Тем не менее, это в высшей степени общественное занятие. Начав заниматься спортом, вы не просто становитесь участниками тренировок и соревнований, но и знакомитесь с людьми, которые вам окружают, завязываете контакты, приводящие к установлению дружеских отношений.

В последние годы ориентировщики начали осознавать, что этот вид спорта может быть доступен и людям с ограниченной физической активностью, которые могли бы пополнить их ряды, в полной мере насладиться радостью от занятий спортом и полюбить его. Идея привлечения людей, прикованных к коляске или с отставанием в развитии, к спорту, связанному с преодолением препятствий при быстром передвижении по пересеченной местности, может показаться абсурдной. Однако в настоящее время появился совершенно иной подход к организации этого дела. Соревнования по ориентированию можно проводить, не устанавливая временные ограничения. Этот спорт все равно будет приносить людям радость наслаждения физической активностью и представлять из себя прекрасное развлечение. Появилась новая разновидность ориентирования, называемая ориентирование по тропам и предназначенная для людей с ограниченными возможностями передвижения.

Мы думаем, что кроме ориентирования по тропам, вряд ли найдется еще один вид спорта, связанный с активными физическими действиями и в то же время позволяющий осуществлять эти действия людям, возможности которых в той или иной мере ограничены. Следовательно, этот вид спорта доступен людям всех категорий частичной недееспособности, может быть за исключением случаев полного нарушения зрения или полной умственной отсталости.

Появились и новые формы ориентирования, позволяющие заниматься им даже в помещении. Таким образом можно постепенно познакомить людей с этим видом спорта скорее как с одним из способов веселого времяпровождения, не сопровождаемого при этом напряженной конкурентной борьбой. Однако удивительно, как быстро развивается атмосфера соревнования и возникает желание победить...

Ориентирование имеет свою хорошо организованную структуру по всему миру, признанную Международным Олимпийским Комитетом (хотя этот вид спорта до сих пор не включен в программу Олимпийских игр). Каждый человек может сам определить приемлемый для себя уровень занятия спортом от простого оздоровления и развлечения до участия в соревнованиях. Мы же надеемся, что после прочтения этой книги у вас появится желание присоединиться к обществу любителей ориентирования, чтобы не упустить возможность использовать этот спорт себе во благо.

Что такое ориентирование?

Как и в любом другом виде спорта в ориентировании существует своя специфическая терминология, с которой необходимо ознакомиться до того, как перейти к пониманию правил игры и сущности самого спорта... Прежде всего необходимо уяснить для себя само понятие "ориентирование".

Словарь дает следующее определение: "Ориентирование - это соревнования по быстрому передвижению по сильно пересеченной местности с помощью карты и компаса". Понятия "быстрое передвижение" и "сильно пересеченная местность" не совсем подходят для той категории людей, которую мы рассматриваем, поскольку в нашем случае мы не учитываем скорость передвижения, да и местность не должна быть сильно пересеченной. Однако упоминание карты и компаса вполне уместно.

Одно из значений корня слова "ориентирование" означает "восток (ориент)". Есть и другое значение - "находиться в определенном месте в точном соответствии со стрелками компаса или другими зафиксированными или известными направлениями". Проще говоря, это означает, что вы всегда можете определить свое местонахождение, ориентируясь по окружающим вас предметам, знаете куда и в каком направлении нужно двигаться, чтобы достигнуть места следующего пункта назначения.

Теперь мы подошли уже ближе к определению слова "ориентирование" в спортивном его толковании, хотя некоторые любители точных определений могут настаивать на отражении в нем понятия "выбор маршрута". Следовательно, ориентирование можно отнести к видам спорта, связанным с движением по определенным маршрутам, при котором ориентировщики с помощью подробной карты и компаса находят на местности ряд контрольных пунктов-ориентиров, предварительно установленных в определенном порядке. Как правило, ориентирами являются небольшие предметы естественного характера или сделанные человеком.

По мере достижения контрольного пункта участники соревнований делают отметку в карточке, свидетельствующую о их пребывании в этом пункте. В большинстве случаев победителем признается тот спортсмен, который проходит весь маршрут быстрее остальных. При соревнованиях по ориентированию по тропам момент скорости прохождения маршрута не входит в правила, чтобы исключить возможность выигрыша за счет использования более технически совершенных средств передвижения, например, при передвижении на колясках. Это позволяет всем участвовать в соревнованиях на равных...

Техника ориентирования

Как и в любом другом виде спорта, в ориентировании принята своя особая терминология, обозначающая приемы и специальные предметы, используемые при занятии этим видом спорта. В этой главе мы постараемся рассказать потенциальным участникам и организаторам соревнований по ориентированию по тропам о том, как провести это мероприятие от старта до финиша, объясняя каждый специфический термин. Таким образом, прочитав главу, вы будете знать, что обозначает тот или иной термин при его упоминании во время прочтения последующих глав.

Рассмотрим каким образом проводятся подобные соревнования в Англии. Как правило, незадолго до даты их проведения выпускается информационный листок, содержащий объявление о предстоящем событии и краткую информацию о времени, месте и других условиях проведения мероприятия. В данном информационном листке указывается дата проведения соревнования, клуб, организующий мероприятие, контактные имена, адрес, телефон, место нахождение стоянки транспорта, время старта, краткое описание дистанции и ландшафта местности (парк, поле, прибрежная зона или сочетание разных типов местности). Рекламное объявление о проведении мероприятия может быть опубликовано в клубной газете или в газете, выпускаемой районной ассоциацией ориентирования, а если есть такая возможность, то и в местной прессе.

... В Великобритании существует стандартная система цветовой классификации, используемая при проведении клубных мероприятий. Диапазон цветов от белого, обозначающего самые простые дистанции, до коричневого или черного для обозначения самых трудных. При ориентировании по тропам используется шкала от бежевого цвета до серого. Бежевая дистанция соответствует белому или желтому цвету обычных соревнований.

Итак, вы прибываете на место соревнований вовремя, паркуете свою машину и готовитесь к старту. Очень важным является место регистрации. Здесь вы выбираете для себя дистанцию, которую предстоит пройти. Как и всем остальным начинающим спортсменам, вам будет порекомендовано начать с самой легкой дистанции с тем, чтобы у вас была возможность сконцентрироваться на карте.

После того, как пройдена первая дистанция, вам могут предложить пройти вторую, более сложную технически. Если позволяет время, не отказывайтесь от этой возможности. После уплаты вступительного взноса вам выдадут контрольную карточку с указанным на ней временем старта. Как правило, на каждой дистанции старты происходят с интервалом в 1 минуту, следовательно, у вас есть время для подготовки.

В карточке указано имя участника, клуб, тип дистанции, время старта и финиша и несколько рядов пронумерованных квадратов. Эти квадраты предназначены для того, чтобы вы использовали их для нанесения контрольных меток при достижении каждого контрольного пункта на протяжении всей дистанции.

При ориентировании по тропам вы будете использовать предварительно отпечатанные карты вашей дистанции и контрольную легенду. Вы не получите эти предметы до момента старта, чтобы исключить возможность предварительного знакомства с дистанцией.

Контрольная легенда имеет следующий вид:


Бежевая дистанция
Старт
(Новичок - N) Дистанция 1,3 км
Тип дороги

1 N1 Изгиб дороги
2 N2 Пересечение дороги и тропы
3 N3 Пересечение троп
4 N4 Чаща
5 N5 Мост
6 N6 Пересечение троп
7 N7 Пересечение троп
8 N8 Пересечение тропы и канавы
9 N9 Пересечение дороги и ручья
10 N10 Пересечение троп
Двигайся к финишу

В легенде для бежевой дистанции указывается наименование дистанции и контрольные номера в том порядке, в котором вы должны их пройти, контрольный код, который вы определите по контрольной призме после того, как ее достигнете, а также описание отыскиваемого объекта...

Вам будет выдано специальное приспособление для пробивания дырок - компостер. Возможно один или несколько таких компостеров будут находиться и около призмы.

После того, как вы добираетесь до контрольной призмы и убеждаетесь по коду, что это именно та призма, которую вы ищете, вы пробиваете свою контрольную карточку в соответствующем квадрате с помощью компостера. Таким образом вы поступаете на протяжении всего маршрута. При перемещении по вышеупомянутым дистанциям вам необходимо пробить от 1 до 10 квадратов.

А сейчас перейдем к старту. Предположим, что время старта 11 часов 30 минут. Постарайтесь прибыть на место старта в 11 часов 15 минут. Обычно, вся процедура старта занимает 3 или 4 минуты. Однако не помешает иметь еще несколько минут в запасе, чтобы убедиться, что ничего не забыто, ознакомиться с местом начала прохождения дистанции...

Если старт намечен на 11 часов 30 минут, вас пригласят на стартовую дорожку в 11 часов 27 минут. В это время все услышат объявление о том, что старт состоится в 11 часов 30 минут. Проверяется ваша контрольная карточка, чтобы убедиться в том, что вы стартуете в свое время.

Вы встаете в очередь со всеми, стартующими в 11 часов 30 минут. В 11 часов 28 минут раздается свисток и вы перемещаетесь вперед к следующей линии... В 11 часов 29 минут вы подходите к самой линии старта. До старта остается всего минута. За 10 сек. до того, как отправиться в путь, вам выдадут карту и контрольную легенду.

Затем объявляются 10 секунд до старта, 5 секунд... Раздается свисток, и ваше приключение началось... Прислушайтесь к одному очень важному совету: не обращайте ни на кого внимания. Начинающих ориентировщиков может смутить присутствие других людей, передвигающихся в разных направлениях. Сконцентрируйте все внимание на дистанции и на следующем контрольном пункте, который вам необходимо достичь. Двигайтесь вдоль дороги до поворота и ищите красно-белую призму с кодом N1. Вот он - ваш первый контрольный пункт.

Теперь вставляйте вашу карточку в компостер и, убедившись, что вы собираетесь пробивать именно первый квадрат на карточке, сожмите его. Итак, ваше пребывание в данном пункте зафиксировано... Двигаясь далее по дистанции, вы достигаете второй контрольный пункт, далее...вы направитесь к третьему контрольному пункту.

Теперь настало время познакомиться с двумя основными типами объектов, используемых при ориентировании в качестве контрольных. Это линейные объекты и точечные. Вдумавшись в само определение объектов, можно понять, что они обозначают. Линейные объекты представляют из себя нечто простирающееся вдоль местности (следовательно, и по карте) на какое-либо расстояние. Примерами таких объектов может служить тропа, ручей, стены, заборы. Точечный объект представляет из себя вполне определенный предмет или элемент ландшафта.

Только очень четко выраженные точечные объекты могут быть выбраны для ориентирования при прохождении дистанции новичками. Основное количество призм должно располагаться на линейных объектах. Будет разумным расположить последнюю призму на дистанции в легко обозримом месте. Скорее всего она будет общей для нескольких дистанций, и к ней будет устремлено множество людей. После достижения последней призмы и пробивания соответствующей метки ваш путь лежит к финишу.

При проведении небольших мероприятий, подобных рассматриваемому нами, финиш располагается вблизи места старта. Прежде, чем отправиться домой, вы можете сравнить свои результаты с результатами соперников. После того, как ваша контрольная карточка проверена, и выверено количество правильно отмеченных контрольных меток, ваш результат появляется на табло, находящемся поблизости...

С чего начать

После того, как мы поняли, в чем заключается суть ориентирования, настало время объяснить способы первоначального ознакомления людей с ограниченной физической активностью с основами этого вида спорта...

Использование настольных иллюстрированных карт

Необходимое оборудование: настольные иллюстрированные карты; цветные карандаши; макеты домов, деревьев и автомобиля; веревка; подставки для крепления карты.

Цель урока: углубить представление о карте как о картинке; показать, каким образом можно с помощью карты представить себе весь маршрут и пройти по нему; определить местонахождение объектов на карте; научиться следовать в нужном направлении; усвоить следующие термины: "иллюстрированная карта"!, "сориентировать карту", "маршрут", "символы", "план", "направление маршрута".

Подготовка к занятию: начертите простую иллюстрированную карту и подготовьте макет настольной модели.

Проведение занятия

1. Скомпонуйте модель в соответствии с картой. Выдайте каждому ученику по одному экземпляру иллюстрированной карты. Ученики могут стоять или сидеть вокруг расположенной в центре модели. Таким образом они могут сопоставить свои карты с моделью. Попросите их определить на карте каждый дом и дерево, указанные на модели.

2. Возьмите макет игрушечного автомобиля и проследуйте мимо всех домиков. По мере продвижения машинки по маршруту все повторяют ее перемещение по своей карте, постоянно отмечая ее местонахождение. Используйте слова "влево", "вправо".

3. Измените место старта. Учащиеся зарисовывают маршрут, по которому движется машинка от домика к домику. Веревка, натянутая на макете вдоль прохождения маршрута, покажет правильную линию перемещения. Стрелки на линии показывают направление движения машинки.

4. Выдайте каждому учащемуся план макета. Сравните карту, свой план и план макета. Определите символы, помечающие деревья и дома. Определите место старта, отмеченное веревкой и уже начерченное на картах. Начертите маршрут на плане, глядя на линию веревки. Сравните ее с линией на карте.

Подведение итога занятия

Карта состоит из символов, которые являются ее языком. Символы можно прочитать и увидеть в виде предметов, которые они представляют. Карту можно использовать для составления плана маршрута, по которому предстоит двигаться в дальнейшем.

 

Следующие шаги

Учащиеся могут сделать свои собственные модели, а затем и собственные карты или планы. Проложите маршрут с помощью веревки, а затем перенесите его на карту.

Эти же самые планы могут быть использованы при знакомстве с компасом, но здесь нам потребуется еще глобус и карта мира. Используйте компас для определения севера. Сориентируйте модель на север. Отметьте север, юг, восток и запад на модели и на планах. Опишите местонахождение и направление объектов. Опишите маршруты согласно выбранным направлениям.

Остров сокровищ

Необходимое оборудование - элементы "острова сокровищ": игрушечный водоем в виде небольшого озера, река (голубая лента или шнур), домик (коробка), деревья (кегли или конусы), поле (контур, начерченный с помощью веревки), тропинки (линии, проведенные мелом) + бумага, дощечки, цветные мелки (голубой, зеленый, черный, коричневый, красный).

Цель урока: усвоить понятие "сориентировать карту", дать понятие о форме и символах; дать дополнительную информацию об иллюстрированных картах; дать понятие о воображаемых территориях; проследовать по маршруту и определить местонахождение; научить двигаться по маршруту; дальнейшее усвоение понятий: "карта", "сориентировать карту", "маршрут".

Подготовка к занятию

Подготовьте все необходимое оборудование. Продумайте размер территории, на которой вы собираетесь играть: для маленьких детей вся местность должна быть хорошо обозрима, для участников постарше можно выбрать более обширную территорию с большим количеством расположенных на ней объектов. Прочитайте историю об острове сокровищ.

Предварительные действия

1. Раздайте бумагу, дощечки, мелки. Усадите учащихся вокруг воображаемого острова.

2. С помощью мела или веревки очертите контуры острова. По мере появления на острове различных объектов учащиеся или их помощники наносят их на бумагу. Для этой карты вполне приемлемо сочетание рисунков и символов.

3. Вначале расположите крупные объекты: озеро (емкость с водой) и реку (голубую ленту, ведущую к озеру), поставьте какую-нибудь коробку, изображающую дом, горшок с цветами может символизировать дерево, вместо башни установите стул. На оставшемся свободном пространстве можно изобразить поле.

4. История приключения и дальнейшие действия. После кораблекрушения затонул сундук с сокровищами. Перед тем как спастись, моряки составили карту острова с тем, чтобы впоследствии найти затонувшие богатства.

Группа учащихся представляет из себя моряков, потерпевших кораблекрушение. Спросите, где бы они хотели захоронить сокровища. Отметьте это место какой-либо буквой (с).

Сейчас, спустя годы, моряки возвращаются на остров, чтобы отыскать сокровища с того места, на котором вы сидите. Отметьте это место стрелкой на карте.

5. "Какой маршрут вы выберете, чтобы достичь места, где находятся сокровища?" Учитель демонстрирует этот маршрут. Начертите план маршрута, глядя на модель, затем перенесите его на карту с помощью пальца или какого-либо другого указателя. Учащиеся обсуждают маршрут, который предстоит пройти, определяя объекты, мимо которых они проследуют и показывая их на модели или на карте.

6. Если территория острова довольно обширна, учащиеся могут проследовать по маршруту, переходя от одного объекта к другому, пока не достигнут места, где спрятаны сокровища.

7. Укажите направления север, юг, восток и запад на модели и на картах. Используйте эти понятия при описании местонахождения и маршрута...

Звездное упражнение по ориентированию

Необходимое оборудование: дощечки размером примерно 20х20 см.; карты школы и игровой площадки; 8-10 небольших контрольных пунктов или цветных лент; 8-10 цветных восковых мелков и веревка; увеличенная копия карты (размер А3) на дощечке.

Цель урока: закрепление понятия "ориентирование"; определение месторасположения контрольных пунктов, находящихся вне поля зрения, с помощью крупномасштабной карты; определение местонахождения; использование на практике простейших приемов ориентирования; принятие решения; закрепление понятий: "ориентирование", "сориентировать карту", "призмы".

Подготовка к занятию

Наметьте на плане 8-10 контрольных пунктов. Пусть некоторые из них будут видимы с места старта, другие находятся вне пределов видимости. Отметьте контрольные пункты на всех картах, включая крупномасштабную, красными кружками. Пронумеруйте каждый кружок. Прикрепите карты к дощечкам. Повесьте призмы и закрепите мелки на контрольных пунктах.

Проведение занятия

1. Выдайте каждому ученику карту на дощечке. Подойдите к месту старта, отмеченному треугольником. Сориентируйте карту и обсудите интересующие вас объекты и символы. Для объяснения правильной установки карты пригодится ее увеличенная копия формата А3.

Определите контрольный пункт. Сориентируйте карту. Ученики вместе с учителем двигаются в направлении этого пункта. Повторите это несколько раз, чтобы убедиться в том, что каждый знает, как правильно сориентировать карту. Используйте четко выраженный объект типа стены, ограды или дороги для привязки карты к местности. Найдите мелки, находящиеся на контрольном пункте.

2. Упражнение по звездному ориентированию. Каждому дается задание найти один контрольный пункт. Нужно дойти до этого пункта, отметить нужный кружок на карте цветным мелком, находящимся в этом пункте, и вернуться к месту старта, встав в очередь за получением задания по поиску следующего пункта.

Перед тем, как отправиться в путь, учащийся сообщает инструктору, к какой контрольной призме он/она направляется. Если призма находится вне пределов видимости, объясняется в каком именно месте она расположена.

Продолжайте это упражнение до тех пор, пока не будут закрашены все кружки всеми участниками. Проверьте правильность нанесения цвета в кружке.

Дальнейшие действия

Сейчас некоторые члены из группы учащихся могут самостоятельно обходить контрольные пункты в заданном порядке, отмечая квадратики в контрольной карточке нужным цветом.

Ориентирование в заданном направлении

Необходимое оборудование: 6-8 небольших призм (или цветных лент) с закрепленными на них цветными мелками; увеличенная карта школы и игровых площадок формата А3; Маленькие карты школы и игровых площадок формата А5 с контрольными квадратиками с одного края.

Цель урока: напомнить учащимся, что они должны воспринимать карту как рисунок (картину); научить изменять направление на сориентированной карте; попрактиковаться в ориентировке и определении своего собственного местонахождения относительно ландшафта местности; ознакомиться с углом как единицей измерения поворота; закрепить понятия: "держать карту сориентированной", "ориентирование", "маршрут", "ориентировка".

Подготовка к занятию

Запланируйте 6-8 контрольных пунктов. Они должны значительно отличаться от пунктов, выбранных для выполнения упражнения предыдущего занятия. Отметьте все контрольные пункты на всех картах красными кружками. Отметьте место старта/финиша треугольниками. Проведите яркую цветную полосу с одного края карты. Совсем не обязательно, чтобы это был Север. Пусть это будет стена, забор или другой объект, служащий отправной точкой для ориентирования карты. Повесьте призмы и закрепите цветные мелки.

Выполнение упражнения

1. В классной комнате: оцените уровень понимания группой карты игровой площадки и используемых символов. Посмотрите на крупномасштабную карту школы и попросите кого-либо определить отдельные объекты, например, вход в школу, игровую площадку и т.д. Попросите учащихся закрыть глаза и представить себе, каким образом эти объекты отображены на карте, т.е. заставить их воспроизвести эту картину в уме. Так они должны учиться читать карту.

2. На улице. Начните с треугольника. Сориентируйте карту с помощью помеченного ярким цветом края. Расположите сориентированную карту перед собой на земле.

Найдите на карте контрольный пункт номер 1. Это первый контрольный пункт. Передвигайтесь по сориентированной карте до тех пор, пока вы смотрите в направлении контрольного пункта, каким он виден со старта. Поднимите карту с земли. Она сориентирована. Сейчас вы смотрите в направлении маршрута, по которому необходимо двигаться. Показывайте весь процесс четко.

3. Все направляются к контрольному пункту номер 1. Не используйте цветной мелок. На каждом контрольном пункте проделайте следующее:

- Сориентируйте карту (если удобнее, расположив ее на земле).

- Найдите на карте следующий контрольный пункт. Какой он?

- Поворачивайте карту до тех пор, пока не выберете правильное направление движения.

- Посмотрите вокруг. Вы видите призму? Если нет, то спланируйте маршрут.

Следующий момент способствует развитию навыка принятия правильного решения: поразмышляйте и решите, в каком направлении двигаться.

Дайте возможность членам группы самостоятельно передвигаться по дистанции. Во время этого они должны помечать контрольные квадраты цветными мелками. Отправляйте каждого по очереди после того, как предыдущий покинул первую контрольную метку.

4. После того, как каждый участник посетит все контрольные пункты в правильном порядке их расположения, пошлите его по дистанции снова. На этот раз ему нужно будет закрасить кружки на карте. После этого вы определите, кто нуждается в дополнительной помощи и большем внимании с вашей стороны.

Звездное ориентирование

Необходимое оборудование: небольшие призмы с номерами и буквами-кодами; красные цветные мелки/ручки; карты игровой площадки; карандаши.

Цель урока: знакомство с новой картой; закрепление знаний по ориентированию карты и по способности ориентации на местности; развитие навыков следования карте при прохождении маршрута; совершенствование навыков и умений на практике; закрепление следующих терминов: "контакт с картой", " ориентирование карты", "звездное ориентирование".

Подготовка к занятию

Упражнение похоже на предыдущие. Используется карта большей площади с контрольными пунктами, расположенными далеко от старта. Развесьте 8-10 призм на каких-либо определенных объектах игровой площадки, школьного двора или парка. Составьте контрольную карту и спланируйте маршрут, включающий в себя все контрольные пункты.

Практическое занятие

Возьмите карту и отправьтесь с группой на прогулку. Каждый ученик должен иметь свою собственную карту. Убедитесь в том, что все карты правильно сориентированы и что каждый может определить и показать свое местонахождение на карте во время любой обстановки. Обычно ориентировщики сгибают карту и держат палец в том месте, где они находятся. Это один из контактов, который должен быть установлен между человеком и картой.

Во время прогулки указывайте на объекты и задавайте вопросы относительно деталей карты и местности. Делайте это не торопясь с тем, чтобы каждому в любой момент было ясно место расположения этих объектов на карте. Дорога во время прогулки должна проходить мимо призм, развешенных на различных объектах, отмеченных на карте, причем объект должен быть как можно более детализирован, например, "угол забора", а не просто "забор".

Около каждой призмы ученик или его помощник чертит круг на карте в правильном месте, Проверьте, что это сделано верно. Пронумеруйте кружки.

Звездное ориентирование

Это одно из самых лучших упражнений по ориентированию для обучения группы людей с разными возможностями и разным уровнем подготовки. Отдельные лица следуют своим собственным путем, а инструктор взаимодействует со всей группой.

После определения контрольного пункта каждый возвращается на старт (треугольник).

Пронумеруйте участников в соответствии с номером контрольного пункта, который ему предстоит отыскать первым, например, участник под номером 6 должен достичь в первую очередь конт-рольный пункт номер 6.

Особо подчеркните тот факт, что, определив контрольный пункт и запомнив его букву-код, нужно вернуться на место старта. Букву-код необходимо записать для проверки после возвращения к месту старта.

Каждый раз после возвращения на старт нужно сориентировать карту прежде, чем отправиться к следующей контрольной метке. Инструктор помогает всем, кто не может сделать это самостоятельно...

Расширьте горизонты ваших знаний

...Линейное ориентирование

Необходимое оборудование: карандаш (на веревке); карты; контрольные пункты.

Цель урока: развитие навыка контакта с картой; работа по карте с помощью пальца; развитие навыка принятия решения; развитие двигательной активности; определение местонахождения и движения от места поворота на карте и на дистанции; закрепление следующих понятий: "работа с картой при помощи пальца", "концентрация внимания", "контакт с картой".

Подготовка

Спланируйте круговой маршрут вдоль линейных объектов (главным образом троп) со множеством изменений направления.

Длина маршрута должна составлять около 800 метров, не более, поскольку перемещение по более длинному маршруту потребует от участников значительного уровня концентрации внимания. Расставьте 3-6 призм на четко выраженных объектах, встречающихся вдоль дистанции. Первый контрольный пункт должен располагаться вблизи от начала линии. Отметьте на карте красной линией маршрут, по которому предстоит передвигаться. Не отмечайте на карте контрольные пункты. Некоторые сочтут это упражнение довольно сложным, поскольку привыкли свободно передвигаться, только когда видна призма. В этом же случае необходимо все время читать карту.

В задачу помощника входит расставление контрольных пунктов и помощь детям на дистанции.

Упражнение

1. Совершите непродолжительную прогулку с картой для ознакомления с картой и окружающей местностью. Вспомните, как правильно сориентировать карту. Объясните группе цель данного упражнения. Каждый человек должен пройти по маршруту, отмеченному красной линией на карте. Если участники будут двигаться в правильном направлении, то они найдут призмы, а затем смогут отметить местонахождение каждого контрольного пункта на карте. Покажите, как держать карту и каким образом следить за передвижением по карте с помощью пальца. Помогите тем, кто сам не в состоянии справиться с этой задачей.

2. Отметьте пальцем место старта и всей группой проследуйте вдоль линии к первому контрольному пункту. Аккуратно отметьте местонахождение первого контрольного пункта на карте.

3. Попросите всех тех участников, кто сможет это сделать самостоятельно, добраться до следующего контрольного пункта. Если они правильно отметят этот пункт, пусть двигаются дальше в направлении финиша и ждут вас там. Вы же продолжайте работу с остальными членами группы, отправляя их вперед по мере того, как они справляются с заданием и обретают чувство уверенности в своих силах.

4. Проверьте карты, чтобы убедиться в том, что все контрольные пункты отмечены правильно. Некоторые могут допустить ошибки.

Знакомство с компасом

Порядок работы с компасом

1. Определите направление север. Магнитная стрелка компаса всегда указывает одним концом на север, другим на юг. В каком бы направлении вы ни поворачивались, стрелка компаса всегда указывает на север.

2. Сложите карту таким образом, чтобы было удобно отметить пальцем место вашего нахождения. Держите карту так, чтобы вы смотрели в том направлении, в котором собираетесь двигаться дальше.

Указание при работе с картой. Держите карту крепко двумя руками, чтобы она не смещалась с установленного места.

3. Транспортирный компас. Держите компас и карту вместе с краем компаса, указывающего на направление вашего движения. Используйте обе руки для того, чтобы не сместить карту с нужного направления.

4. Поворачивайтесь на месте, держа в руках перед собой карту и компас до тех пор, пока стрелка компаса не совместится с направлением Север-Юг на карте. Север компаса = Север карты.

5. Теперь вы смотрите в направлении вашего дальнейшего движения. Уберите одну руку с карты и в путь! Если вам покажется удобнее, то можно нести карту и компас в разных руках.

6. Продолжайте читать карту с помощью пальца. Как только тропа, по которой вы двигаетесь, изменяет свое направление, переставьте палец и поверните карту строго в направлении вашего дальнейшего передвижения. Проверьте, чтобы стрелка компаса, указывающая на Север, совпадала с Севером на карте.

Ориентировка и отслеживание маршрута по карте с помощью пальца - это основные навыки, которыми должен владеть ориентировщик и которые необходимо постоянно совершенствовать. Помните:

1. Каждый раз, когда начинающий ориентировщик использует карту в какой-либо практической ситуации, он должен быть уверен, что карта правильно сориентирована.

2. Во время соревнований необходимо проверять Север карты и Север компаса по мере достижения каждого контрольного пункта.

Таким образом, всегда можно прочитать карту маршрута, по которому вы двигаетесь. Следовательно, карта и компас помогают следовать в нужном направлении.

Компасы, используемые при ориентировании

Компас представляет из себя инструмент, используемый для определения направления движения. Правильное использование компаса дает возможность ориентировщику, придерживаясь верно сориентированной карты, выбрать нужный маршрут и двигаться по нему. Карты, применяемые при ориентировании, имеют только линии магнитного Севера. Благодаря этому облегчается работа с компасом при ориентировке карты.

Ориентировщики используют разные типы компасов.

Компас, закрепленный на карте

Этот тип компаса рекомендуется использовать при работе с начинающими ориентировщиками, поскольку простота его применения дает возможность большей концентрации внимания на отслеживании маршрута по карте при помощи пальца, если карта правильно сориентирована.

Компас типа "Директ"

Этот тип компаса представляет из себя упрощенный вариант стандартного транспортирного компаса, созданного специально для детей. С его помощью можно сориентировать карту, проверить направление движения. Он идеально подходит для начинающих ориентировщиков, поскольку его магнитная стрелка четко выделяется на корпусе, а ее северный конец окрашен красным цветом. После того, как красный конец стрелки совпадет с красной буквой N на шкале, все основные пункты могут быть легко найдены. Просто запомните: красный конец магнитной стрелки компаса должен совпасть с красной буквой N на шкале. Имеются и компасы более сложной конструкции, но данный тип компаса позволяет быстрее и легче усвоить основные навыки ориентирования.

Транспортирный компас

Подобно компасу типа "Директ" транспортирный компас может быть использован при выборе направления движения, а также при ориентировании карты. Для того, чтобы научиться правильно пользоваться этим компасом, надо приложить немало стараний как со стороны тренера, так и со стороны самих начинающих спортсменов.

В заключение хотелось бы напомнить, что какой бы тип компаса вы ни предпочли, главное заключается в его правильном использовании...

Соревнования по ориентированию по тропам

Сейчас мы переходим к описанию проведения соревнований по ориентированию для людей с ограниченной физической активностью, которое, как было отмечено выше, известно под названием "ориентирование по тропам". Этот вид ориентирования получил развитие в Швеции как "ориентирование широкого выбора с ложными контрольными призмами". Это одна из множества экспериментальных версий. В настоящее время считается, что она предлагает наиболее равные и честные условия соревнований для участников с ограниченными физическими возможностями.

На подготовку и организацию соревнований уходит несколько месяцев, да и погода не всегда благоприятствует. В случае плохих погодных условий необходимо, чтобы участники имели подходящую теплую и водонепроницаемую одежду или любые другие средства защиты, возможно, даже сменную одежду и обувь.

Участникам соревнований требуется минимальное количество экипировки. В большинстве случаев организаторы соревнований предоставляют все необходимо напрокат. Большим преимуществом является наличие доски для закрепления карты у участника, которому нужны свободные руки, чтобы приводить в движение кресло-коляску, держать трость или костыли. Имеются два вида досок: одна устанавливается под подушкой кресла-коляски, другая, будучи первоначально предназначена для ориентирования на лыжах, подвешивается на груди. Обе доски могут иметь прикрепленный к ним компас. Этого будет достаточно для начинающего ориентировщика. Опытному ориентировщику по тропам понадобится компас-транспортир.

Ориентирование по тропам аналогично обычному ориентированию, однако, существуют значительные различия в организации элементов проведения соревнования. Большинство маршрутов разработано с учетом разного уровня зрительных и умственных способностей при толковании символов, чтении и понимании карт и соотнесении их с местностью, а также с учетом самостоятельного передвижения или в кресле-коляске, которая может приводиться в движение либо толканием, либо с помощью механизмов. Осуществляются попытки организовать маршруты для слабовидящих людей, но в 1993 г. эта деятельность находилась еще на ранней стадии. Для людей с ограниченными умственными способностями имеются упомянутые выше маршруты для прохождения по натянутой веревке или с "приятелем", т.е. сопровождающим, по соответствующим цветовым кодам...

Одним существенным отличием ориентирования по тропам от обычного ориентирования является то, что участники не ограничены во времени на протяжении всего маршрута. Участники также не дисквалифицируются за отметку неверного квадрата на контрольной карточке. Наоборот, они получают очки за правильное определение контрольного пункта, а за каждую допущенную ошибку очки вычитаются из общего количества набранных очков. Принятие решения как основной элемент любого вида ориентирования, остается за участником, но здесь решение принимается скорее в отношении определения контрольного пункта, а не в выборе пути. Участники соревнования по ориентированию по тропам могут получать любую физическую помощь на любом этапе маршрута, но не помощь в принятии решения...

Роль ассистентов

Некоторые из участников могут соревноваться без посторонней помощи, но некоторым необходима посторонняя помощь, например, толкать кресло-коляску. При некоторых обстоятельствах желательно, чтобы участников сопровождали ассистенты на протяжении всего маршрута...

В целях обеспечения честности и объективности ассистенты для участников соревнований класса А и Е должны подбираться организаторами соревнований. Ассистент не должен быть членом клуба ориентирования, к которому принадлежит участник, он также не должен быть членом его сопровождения.

Некоторые из участников могут оказаться не в состоянии сделать отметку в своих собственных карточках. В таких случаях сопровождающий может это сделать за участника по инструкции последнего.

Соревнование по ориентированию по тропам

Участник соревнования получает карту, на которой указаны место старта, расположение контрольных пунктов и место финиша, а также легенду, как правило, иллюстрированную. Использование этого типа легенды является нормой международного ориентирования.

Наряду с правильной призмой, изображенной в центре контрольного круга, могут быть расставлены другие призмы в непосредственной близости от правильной. Расположение "ложных" призм объясняется в специальном разделе курса ориентирования.

В задачу участников входит определить, которая из призм соответствует той, что показана на карте. Все участники (как передвигающиеся самостоятельно, так и передвигающиеся в кресле-коляске) должны остановиться на маршруте и определить правильную призму. Обычно каждый участник имеет специальный компостер, которым он делает прокол на карточке, указывая таким образом, которая из контрольных призм на местности, по его мнению, соответствует объекту, изображенному в центре круга на карте и описанному в легенде. Специальные контрольные карточки для ориентирования по тропам имеют несколько квадратов для выбора (обычно обозначенные буквами А, В, С и т.д.) для каждого контрольного пункта. Около каждого контрольного пункта имеется точка обзора или принятия решения, определяемая по карточке, в которой указывается вид маршрута и контрольный номер, например, N3 или А6. Участники могут двигаться вперед и назад, чтобы разглядеть контрольные призмы, но им в любом случае необходимо вернуться на точку обзора, чтобы решить, как отметить карточку.

Самая дальняя слева контрольная призма, если смотреть с точки обзора, считается призмой А, а все остальные вправо от нее, призмами В, С и т.д. Участники просто прокалывают компостером квадрат на контрольной карточке, который, по их мнению, соответствует правильной контрольной призме, обозначенной в центре круга на карте - А, В, С и т.д.

Существуют карточки другого вида, так называемые карточки-указатели, которые используются главным образом на учебных занятиях или внутриклубных соревнованиях. Они помещаются на точке обзора и указывают на номера квадратов для отметки. Участники обеспечиваются двумя карточками, склеенными прозрачной пленкой. На финише им возвращается одна из карточек, таким образом, они могут сравнить ее с "главной" карточкой на дисплее.

Итак, на соревнованиях по ориентированию по тропам очки набираются за каждый правильно отмеченный квадрат. Участник, набравший наибольшее количество правильно отмеченных квадратов, является победителем.

Классы ориентирования по тропам

При ориентировании по тропам существует несколько классов соревнований. Разделение по классам производится не по возрасту, полу или виду недееспособности. В большинстве случаев маршруты открыты для людей, находящихся на стадии реабилитации после травм, для тех, кто неспособен, не может или не хочет соревноваться с ограничением по времени на пересеченной местности.

В Великобритании маршруты разных классов различают по цвету. В других странах они могут различаться по другим признакам. Для класса новичков (N) следует планировать бежевый маршрут как беспроигрышный, дающий участнику возможность допускать ошибки при чтении карты и, тем не менее, пройти весь маршрут... Ассистенты могут оказывать помощь новичкам в чтении карты...

В классе С розовый маршрут рассчитан на тех участников, кто уже имеет некоторый опыт ориентирования по тропам. Этот маршрут спланирован так, чтобы участник прошел весь маршрут, даже если он принял несколько неверных решений. На каждом контрольном пункте имеется одна "ложная" призма, но она помещается на объект, существенно отличающийся от объекта правильной призмы.

Для соревнований класса В используется голубой (небесного цвета) маршрут, который имеет контрольные пункты на крупных объектах, расположенных в радиусе приблизительно 20 м. от тропы. На каждом контрольном пункте имеются по две "ложные" призмы.

Классы А и Е предназначены для бывалых ориентировшиков, для тех, кто способен и хочет соревноваться на более высоком уровне, а также для тех, кто продемонстрировал хорошие "штурманские" способности на предыдущих состязаниях.

В классе А предлагается желто-коричневый маршрут, для прохождения которого необходимо понимание рельефа местности. Контрольные призмы помещаются на более трудных объектах, чем в классе В, и, если они хорошо видны с тропы, то могут быть расположены на расстоянии 40 м. и более. Могут использоваться (и фактически являются желательными) "параллельные объекты", т.е. два аналогичных объекта, таких как овраги, ручьи или холмы, расположенные и обозначенные на карте близко друг от друга.

Соревнования в классе Е проводятся по серому маршруту, для прохождения которого требуется еще лучшее понимание карты и местности, а также владение более сложными навыками компасного пеленга. На маршруте Е устанавливается до пяти контрольных призм на каждом контрольном пункте. Ни одна из призм не будет обязательно находиться на объекте, изображенном в центре контрольного круга. Кроме того, нет столбика с номером в точке обзора, и участник должен сам определить правильные призмы и занять правильную позицию... Если участник пришел к решению, что на объекте нет контрольной призмы, он регистрирует это решение путем компостирования пустого квадрата на контрольной карточке.

Контрольные пункты с хронометражем

На традиционных соревнованиях хронометраж с точностью до секунд позволяет установить порядок финиширующих. При ориентировании по тропам несколько участников могут набрать равное количество очков. Поэтому на соревнованиях более высокого уровня применяется метод "избежания ничьей" с использованием хронометража на контрольном пункте. При этом учитывается время, затраченное на принятие решения, а не время, затраченное на передвижение.

По прибытии участника на точку обзора, находящуюся в контрольном пункте с хронометражем, ассистент просит его принять обозначенное положение. Затем участника спрашивают, видит ли он все призмы и инструктируют в отношении ответов. Контрольная призма слева обозначается буквой А, следующая за ней буквой В и т.д. Соревнующиеся должны быть поставлены в известность, что (а) эти контрольные пункты используются для избежания ничьей, что (б) применяются штрафные санкции (неправильный ответ или отсутствие ответа наказывается штрафом в одну минуту) и что (в) существует ограничение по времени (обычно 2 мин.). Все контрольные призмы должны быть хорошо видны без необходимости дополнительных передвижений. Отсутствие физической мобильности не должно провоцировать элементы несправедливости.

Когда участник прошел вышеупомянутую подготовку, ему вручается (или размещается на подставке для карты) правильно сориентированная карта с легендой вверху и одним отмеченным контрольным кружком. Непосредственно после вручения карты включается секундомер. Секундомер выключается, как только участник назвал призму. Ответ и затраченное на него время записываются в контрольную карточку участника ручкой или мягким карандашом.

Временные пределы

Общее время, затраченное на прохождение всего маршрута, является относительной величиной. Однако, можно установить временной предел и в случае его превышения применять штрафные очки. Это относится только к участникам маршрутов А и Е протяженностью до 3,5 км с 25 контрольными призмами. Участники должны учиться ограничивать время, затрачиваемое на каждом контрольном пункте.

Результаты

После того, как участник соревнования завершил маршрут, контрольная карточка проверяется по "главной" карточке, находящейся у организаторов. Проверка заключается в сверке правильности отметки квадратов, в подсчете общего количества правильно отмеченных квадратов и времени, затраченного на контрольных пунктах с хронометражем. Победителем становится тот участник, который наберет наибольшее количество правильно отмеченных контрольных призм и, в случае равного количества, затратит наименьшее время на контрольных пунктах с хронометражем. На финише должен иметься образец правильно отмеченной контрольной карточки.

Результаты по времени должны вывешиваться как можно быстрее. Обычно участники соревнований ждут их с большим нетерпением.

Обсуждение результатов и карты является одним из наиболее важных этапов соревнования и помогает участникам получать большее удовольствие от состязания...

Для организаторов и составителей маршрутов

... Местность для ориентирования по тропам

Маршруты ориентирования по тропам могут планироваться на различных типах местности, но какой бы ни была выбранная местность, она должна быть проходимой для кресел-колясок, которые приводятся в движение ассистентами или сопровождающими. Наиболее подходящая местность - это та, на которой имеется хорошая сеть дорог, трасс, широких троп и, возможно, полян, поросших травой. Местность с крутыми склонами обычно является неподходящей для этой цели, хотя для маршрутов классов А и Е требуется некоторая рельефность поверхности. К счастью, тропы часто проходят по горизонтальной поверхности. Участки тропы с небольшими крутыми склонами могут включаться в маршрут, но в таком случае необходимо, чтобы на протяжении всего соревнования на этих участках находились дополнительные ассистенты для толкания колясок. Многие загородные парки могут послужить прекрасным местом проведения соревнований, особенно для начинающих.

Видимость с тропы (с высоты кресла-коляски) является важным условием, в особенности весной и летом, так как новая поросль может легко закрыть призмы. Существенно важным является расположение контрольных пунктов относительно близко от тропы до 60 м). Участники соревнований должны оставаться на тропе или в некоторых случаях двигаться по пути, огражденному лентой, поскольку, сойдя с тропы и приблизившись к призме, участник получает преимущество, что является нечестным по отношению к другим. Неподходящая тропа, например, имеющая ступеньки, должна быть показана на карте одним или более крестиками (ХХ), а иногда ее начало ограждается лентой на местности.

Поскольку, как правило, маршруты не бывают длиной более 3.5 км, не обязательно задействовать большие территории для этих целей. Очень часто неподалеку от стоянок автотранспорта существует много подходящих троп и трасс...

Мы считаем, что очень важное значение имеет состояние троп и трасс. Если они покрыты неуплотненным гравием или имеют большие камни, они могут представлять большую опасность. Если они размыты, это тоже влечет за собой трудности для участников, хотя некоторые участники получают удовольствие от преодоления трудностей. Такие препятствия, как ворота, заборы, приступки, загоны для скота могут ограничивать территорию, необходимую. для соревнований. Проконсультировавшись, можно построить временные мостки или убрать такие препятствия, а помощники могут помочь толкать кресло-коляску на коротких участках маршрута (до 100 м) с неровной или труднопреодолимой поверхностью.

Организаторам следует помнить, что в их задачу входит не требование усовершенствования колясок от их изготовителей, а предоставление людям возможности для активного досуга на открытом воздухе.

Настил из винила или подобного материала (даже старый ковер) может быть использован для того, чтобы закрыть неровные участки тропы, а умеренное смещение слоя земли и его уплотнение могут улучшить состояние тропы на короткий срок. Тропы можно расширить путем подрезания подлеска, получив на это предварительное разрешение...

Составители маршрута должны обеспечить связь между стартом и финишем. Если удается объединить место старта и финиша, то крайне важно обеспечить, чтобы участники могли добраться до этого места и выбраться с него в кресле-коляске. Рекомендуется предусмотреть достаточно широкую дополнительную дорожку, чтобы участники могли добраться к месту старта и с места финиша без труда. На крупных соревнованиях, в которых представлены участники как с ограниченными физическими, так и умственными возможностями, эта дорожка должна проходить около старта и финиша маршрута с цветовыми кодами или маршрута для прохождения по натянутой веревке.

Первая помощь

На любых соревнованиях по ориентированию должна присутствовать группа по оказанию первой помощи. Необходимо предупредить такую групп о том, что участники соревнования - инвалиды, для которых требуется специальный подход.

Туалеты

Туалеты должны быть такими, чтобы в них можно было заехать в кресле-коляске...

Ассистенты

Стоит повторить, что участники соревнований по ориентированию по тропам могут получать любую физическую помощь на любом этапе, но только не помощь в принятии решения. Могут понадобиться дополнительные ассистенты на крутых склонах или неровных участках маршрута.

К сожалению, приходится признать тот факт, что, поскольку контрольные призмы и знаки находятся в стороне от троп, или в пределах 60 м от троп, они могут быть повреждены или унесены людьми, которые находят забавным для себя портить удовольствие другим. Поэтому, можно устроить постоянное патрулирование ассистентами в течение всего времени, пока все оснащение установлено на местах. Ассистенты не должны ходить цепью, а совершать патрулирование в разные моменты и поодиночке. В некоторых местностях может быть необходим радиотелефон. Если местность позволяет, можно использовать горные велосипеды в целях увеличения эффективности патрулирования. Дополнительную защиту оснащения могут обеспечить ассистенты, работающие на контрольных пунктах с хронометражем, а также ассистенты, оказывающие помощь на труднопроходимых участках.

Отметка компостером

На всех маршрутах после принятия решения и прежде, чем отправиться к следующему контрольному пункту, участник должен сделать отметку или проколоть компостером карточку так, чтобы другие участники этого не видели, но прежде, чем он доберется до следующего контрольного пункта. На соревнованиях высокого уровня организаторы могут снабдить участников наклейками (до трех штук), которые могут быть использованы для исправления ошибок при прокалывании перед тем, как они покинут точку принятия решения. Ассистенты могут проверить карточку на любом участке маршрута, чтобы проследить за правильностью компостирования. На некоторых соревнованиях ассистенты имеют при себе эталонную карточку с правильными отметками и могут сказать участнику, каковы его успехи, хотя некоторые участники не хотят этого знать раньше времени. Должна быть предусмотрена какая-то форма контроля, например, соединение отмеченных квадратов одной линией, роспись на обратной стороне карточки или роспись на обратной стороне исправленного квадрата. Участникам также не разрешается пройти еще раз маршрут при обнаружении ошибок.

Составление маршрутов для ориентирования по тропам

Целью ориентирования является доставить удовольствие участникам от упражнений на свежем воздухе с небольшим приложением умственных способностей, не перенапрягая их физические возможности. При наличии условий необходимо составлять маршрут так, чтобы контрольные пункты располагались на хорошо обозримой местности, а маршрут был достаточно легко проходим.

При составлении маршрута пользуйтесь стулом для проверки видимости на каждом контрольном пункте. При проверке контрольных мест попробуйте провезти требуемое оснащение в магазинной тележке или в кресле-коляске, которую необходимо толкать. Это позволит понять, насколько проходимой является тропа.

Поскольку уровень физической возможности у участников разный, четкость самой карты и точность нанесения данных на карту имеют первостепенное значение. Кроме соревнований для новичков, для всех соревнований нормой является использование легенд, принятых Международной Федерацией Ориентирования.

Подходы к составлению маршрута для ориентирования по тропам отличаются от составления других маршрутов, поскольку контрольные пункты должны быть видимы только с одной стороны, т.е. с тропы или иногда с доступной зоны в стороне от тропы. Правильный контрольный пункт, показанный на карте участника как центр круга и описанный в легенде, указывается на местности контрольной призмой. Этот объект должен быть правильно понят составителем карты. Ложные контрольные призмы, установленные поблизости, определяются на местности по идентичным контрольным призмам.

Для более легких маршрутов ложные призмы помещают на четко выраженных объектах. Для более опытных ориентировщиков призмы могут размещаться на аналогичных или даже идентичных объектах, которые могут быть трудноопределяемыми или слишком маленькими, чтобы их можно было показать на карте...

Поскольку часто в качестве маршрута для ориентирования по тропам используется маршрут для обычного ориентирования, очень важно, чтобы призмы, используемые на маршруте ориентирования по тропам, четко отличались от призм для обычного ориентирования. Предлагается использовать специальный логотип, прикрепляемый к столбику над призмой.

С точки зрения количества ложных контрольных пунктов, составителю маршрута понадобится больше призм и больше времени на создание маршрута. Это должна быть коллективная работа. Составитель маршрута или его проверяющий должны сесть на стул на тропе на месте контрольного определяющего столбика, а ассистенты (по одному на призму) расставить призмы на заранее определенных и отмеченных лентой местах. (Места для установления призм обычно предварительно отмечаются лентой, а лента часто не убирается. Участники соревнования могут заметить ленту и, если правильная контрольная призма отмечалась лентой, отличной по цвету от ленты для ложных контрольных призм, можно считать, что соревнование не состоялось).

Чтобы участник мог почувствовать рельеф поверхности, контрольные призмы должны быть помещены, по возможности, на стандартной высоте. Предлагается, чтобы нижний край призмы находился на высоте не менее 50 см от поверхности земли. Растительность вокруг призмы должна быть подрезана или убрана совсем, хотя допускается, чтобы только часть призмы была видна с соответствующей точки обзора на тропе.

Участникам, передвигающимся самостоятельно, может понадобиться наклониться или даже сесть, особенно в контрольных пунктах с хронометражем.

Маршруты

Ниже приводятся расстояния для размещения контрольных пунктов в зависимости от вида маршрута. Однако существует общая практика увеличивать расстояние на открытой местности, где видимость не прерывается в пределах 200 м и более. И наоборот, на местности с густой растительностью расстояние должно быть уменьшено.

Начало любого пути, являющегося физически непроходимым для участника в кресле, должно быть ограждено лентой в месте соединения с основным маршрутом. Однако следует предоставлять возможность выбора маршрута.

Маршруты для новичков (N)

Маршруты для этого класса участников должны быть технически легкими (на уровне 1) со всеми контрольными призмами, расположенными на тропе, или не далее 5 м от тропы в местах соединения, или где другие отчетливые объекты примыкают к тропе, по которой двигаются участники. Если местность позволяет, можно объединять маршруты для ориентирования по тропам с другими маршрутами для новичков.

Маршруты С

Маршрут С должен соответствовать техническому уровню сложности 2. Контрольные пункты должны располагаться на тропе или в пределах 10 м от тропы, по которой проходят участники. В качестве контрольных пунктов должны использоваться линейные или другие четкие объекты. Ложная призма может иметься на каждом контрольном пункте, но она должна размещаться не очень близко от правильной и на четко выраженном объекте. Ложная призма может также быть помещена в любое место (т.е. на нечетком объекте). Протяженность маршрута должна составлять от 1,0 до 2, 0 км. Маршрут может содержать до 10 контрольных пунктов.

Маршруты В

Маршрут В должен соответствовать техническому уровню сложности 3, быть протяженностью от 1,5 до 2,5 км и содержать до 15 контрольных пунктов. Контрольные пункты могут быть устроены на расстоянии до 20 м от тропы или трассы, но должны быть четко виды с отмеченной точки обзора. До двух ложных призм можно установить в непосредственной близости от правильной контрольной призмы на четко выраженном объекте (или подобном, но не идентичном, если только он не находится определенно за пределами контрольного круга).

Если местность позволяет, можно предложить несложный выбор пути, а также легко преодолеваемые зоны в стороне от главной тропы. Тот факт, что некоторым участникам может потребоваться вернуться обратно по своему курсу (чтобы использовать тропы, сокращающие путь), не считается ошибкой. Такие отклонения от главной тропы могут способствовать повышению качества самого маршрута.

На этом маршруте могут использоваться четко выраженные контурные объекты рельефа для устройства некоторых контрольных пунктов, но не всех из них. Точка обзора должна находиться сбоку от тропы. Необходимо организовать как минимум один контрольный пункт с хронометражем.

Маршруты А

Маршрут А должен соответствовать техническому уровню сложности 5 и иметь протяженность от 1,5 до 3,0 км. До 20 контрольных пунктов должны быть расставлены на расстоянии в пределах 40 м от указанной точки обзора. Этот маршрут необходимо максимально разнообразить. Предполагается, что участники должны быть способны преодолевать (если потребуется, с посторонней помощью) узкие тропы и умеренные склоны.

Если это возможно, следует обеспечить некоторый выбор пути между контрольными пунктами, а также некоторые отклонения от главной тропы. Небольшие объекты, требующие понимания рельефа и смены растительного покрова местности, могут стать подходящими контрольными пунктами.

Каждый контрольный пункт должен иметь до трех ложных призм. Их можно помещать на объектах, аналогичных объекту правильной призмы. Желательно, чтобы наиболее мелкие из таких объектов не были показаны на карте из-за ее масштаба (это дает возможность попробовать свои силы в более сложном деле). Следует также организовать два или даже три контрольных пункта с хронометражем.

Элитные маршруты С

Для спортивной элиты и для опытных ориентировщиков по тропам маршрут Е должен быть таким сложным, насколько это возможно. Маршрут должен быть длиной от 2,0 до 3,5 км, иметь до 25 контрольных меток, расположенных на расстоянии 60 м и более от главной тропы. Следует помнить, что все контрольные призмы должны быть видимыми, по крайней мере частично, из положения сидя.

Эта же группа контрольных призм может использоваться для маршрутов А и Е, но в этом случае обычно даются разные легенды и, вероятнее всего, предполагаются разные правильные ответы. Однако, несколько контрольных пунктов должны отличаться. Только на маршруте Е возможна ситуация. когда ни одна из контрольных призм не представляет из себя центр контрольного круга и легенды. Контрольные пункты с хронометражем могут быть теми же, что и для маршрута А.

Очень важно обеспечить хороший обзор местности из кресла-коляски. Для улучшения видимости можно даже подвязать или подрезать нижние ветки деревьев.

Чтобы показать непроходимые для кресла-коляски зоны, можно отметить их на карте. При этом используется символ Х, принятый Международной Федерацией Ориентирования. Если, например, ни одна из маленьких тропинок не годится для прохождения ее в кресле-коляске, то можно указать это в виде подписи на карте.

Контрольные пункты с хронометражем

Контрольные пункты с хронометражем следует организовывать на тех участках маршрута, которые могут быть видны только участникам, соревнующимся на таких условиях, а также на тех участках, которые не могут быть заранее обнаружены кем бы то ни было. С технической точки зрения, целесообразно устраивать контрольные пункты с хронометражем в начале соревнования, а после этого этапа вручать участникам карты для дальнейшего соревнования.

На контрольном пункте должно быть два ассистента. Один помогает участнику занять нужное положение и приготовиться, а другой работает с секундомером и записывает результаты. Если контрольные пункты с хронометражем расположены на различных участках маршрута, необходимы еще ассистенты для остановки участников и сбора их карт. Карты могут быть скреплены и вложены в конверт таким образом, чтобы участник мог донести и передать карту следующему ассистенту. После прохождения данного контрольного пункта карта возвращается участнику. Время прибытия участника к каждому ассистенту должно фиксироваться. Также должно фиксироваться время, затраченное на ожидание начала прохождения данного контрольного пункта. Ассистенты, занимающиеся результатами соревнования, должны иметь такую информацию, чтобы участники не получили штрафные очки за организационные задержки.

Считается, что не следует устраивать контрольные пункты с хронометражем в конце маршрута, поскольку это дает участнику возможность предугадать наиболее вероятное место и заранее изучить карту в отношении ее деталей...

Временные пределы

Должен устанавливаться максимальный предел времени, разрешенного участнику для прохождения всего маршрута. Этот предел устанавливается составителем маршрута и должен включать время, необходимое для прохождения всего маршрута в кресле-коляске без посторонней помощи, а также время, предусмотренное для каждого контрольного пункта на самом длинном маршруте. Любая задержка по вине организаторов, например, очередь на контрольном пункте с хронометражем, должна учитываться и время задержки вычитаться из общего времени. Фиксация времени на старте и финише проводится исключительно в целях проверки того, чтобы максимальный предел времени, отведенный на прохождение всей дистанции, не был превышен. В случае превышения предела времени, в качестве наказания за неправомерные задержки на маршруте, у участника вычитается одно очко за каждые 5 мин (или менее) превышения максимального предела.

Результаты

При проверке результатов линия на карточке, имеющая более одной отметки компостером, не должна учитываться. Она перечеркивается линией перед подсчетом правильно пробитых квадратов. Наиболее простой способ проверки карточек - использование заранее изготовленного образца контрольной карточки с окнами, прорезанными в местах расположения квадратов с правильными ответами. Этот образец накладывается на карточку участника, а затем подсчитывается и записывается количество правильных ответов. На финише должен быть вывешен образец контрольной карточки с правильными ответами.

Для маршрута ориентирования по тропам табло результатов должно быть помещено на высоте, подходящей как для людей, сидящих в кресле-коляске, так и для стоящих на ногах. Шрифт должен быть достаточно крупным, чтобы можно было прочесть результаты на расстоянии двух метров.

Кроме того, должна быть вывешена карта соревнования, на которую нанесены все контрольные круги и местонахождение ложных призм. На ней также должны быть показаны точки обзора. Это является особенно важным для участников маршрута Е. Самый легкий способ получения увеличенной карты соревнования - это сделать ее черно-белую фотокопию.

Хотя все участники соревнуются на равных условиях, результаты должны рассматриваться отдельно для тех, кто имеет ограниченную дееспособность (согласно заявленному при регистрации), и тех, кто соревновался в группе без каких-либо ограничений. Результаты для тех и других должны быть представлены рядом для их сравнения.

На соревнованиях, проводящихся в течение нескольких дней, окончательные результаты получают путем суммирования очков, набранных за каждый день, а также времени, затраченного на контрольных пунктах с хронометражем. Победителем становится тот, кто наберет наибольшее количество очков и затратит наименьшее количество времени...

Для составителей карт

... Особые препятствия

Широкое разнообразие объектов, которые обычно не наносятся на карту, могут стать непреодолимыми препятствиями для участника в кресле-коляске. В целях обеспечения безопасности и честных условий прохождения маршрута составитель карты должен найти способ показать такие объекты на карте, используя, где это необходимо, специальные символы. Считается, что нет необходимости составлять специальные карты для ориентирования по тропам, за исключением относительно редких случаев. Необходимо разработать систему обозначения препятствий на обычной карте маршрута.

Топографическая привязка

При осуществлении топографической привязки для ориентирования по тропам необходимо учитывать, что участник может только обозревать контрольный пункт с тропы, поэтому следует подходить к процессу привязки именно с этой точки зрения. Карта должна составляться согласно тому, как местность представляется из сидячего положения. Особое внимание должно уделяться территории в пределах до 100 м вокруг троп и трасс.

Такие объекты, как земные насыпи, валуны, разбросанные при строительстве дорог, небольшие заросли и т.д., расположенные очень близко от тропы, иногда недостаточно подробно показаны на картах. Если предполагается, что карта будет использоваться для ориентирования по тропам, необходимо убедиться, что такие объекты нанесены правильно, т.е. все, что видно с тропы, должно быть четко нанесено на карту. Бывают такие детали местности, которые ясно виды с тропы, но в контексте карты в целом кажутся незначительными. В такой ситуации возможно стоит классифицировать объекты по категориям и наносить некоторые из них на карту только для ориентирования по тропам. При рисовании карт с помощью компьютера (см. ниже) это не представляется сложным.

Положение ступенек должно быть отмечено как препятствие, непроходимое для кресла-коляски, а значит, для любого ориентировщика по тропам, кроме очень "мелких" ступенек, расположенных на расстоянии более 1,5 м друг от друга. Предлагается обозначать ступеньки на карте горизонтальной линией поперек тропы, а в случае, если они совершенно непроходимы, необходимо поставить крестик на этом месте.

Общей практикой для картографов является завышение расстояния до холма, или другого точечного объекта, в отличие от линейного объекта, как способ более ясного изображения картины местности. Обычно это не создает проблем. Однако в ориентировании по тропам взаимоотношения между всеми объектами являются критическими, а чтение карты - жизненно важным. Таким образом, имеет значение, расположен ли холм на расстоянии 1 м, 5 м или 10 м от тропы, поскольку поблизости может быть еще ряд более мелких холмов, не нанесенных на карту, но ясно видимых на местности.

Существующие символы для обозначения тропы /трассы/ дороги могут быть приспособлены для указания их проходимости для кресла-коляски. Добавив маленькую полоску к каждой линии, изображающей тропу или трассу, можно указать на то, что данная тропа или трасса является непроходимой для кресла. Совершенно непроходимые участки показываются при помощи крестика согласно спецификации Международной Федерации Ориентирования. Подробное описание символов и их классификация приведены в Международной Спецификации для Составления Карт для Ориентирования.

Дополнительные контрольные пункты могут создаваться для ориентирования по тропам путем тщательного отображения границ растительности. На местности, покрытой камнями и валунами, показывают только камни значительного размера. Аналогичным образом в лесных зонах указываются очень большие деревья, скажем, толщиной ствола более 0,75 м, а также любые другие приметные деревья как на покрытой лесом, так и на открытой местности. Это та категория деталей местности, которая используется в дополнение к обычной карте для ориентирования, предполагаемой к использованию для ориентирования по тропам...

В случае использования специальных или видоизмененных символов, таких как "местность, проходимая для кресла-коляски" или "местность, непроходимая для кресла-коляски", следует давать разъяснения в виде сноски, где это необходимо.

Четкость изображения

В последние годы этому уделялось большое внимание из-за проблем со зрением, возникающих с возрастом у здоровых спортсменов (дальнозоркость). Было рекомендовано решение увеличить толщину линеек на 50% на картах масштабом 1:10000 по сравнению с размером символов масштаба 1:15000. Это достигается либо (а) путем рисования на карте масштабом 1:10000 более толстых линий, либо (б) путем фотоувеличения существующих карт в целях увеличения как масштаба, так и толщины линий.

Выбор масштаба

1:15000. Это стандартный масштаб для проведения соревнований по ориентированию, но наименее пригодный для ориентирования по тропам, поскольку имеет относительно тонкие линии и маленький размер символов. В случае изготовления новых карт было бы полезно рассмотреть возможность фотоувеличения всей или части карты до масштаба 1:10000. Если вы намереваетесь сделать это, необходимо сначала проконсультироваться с профессиональными фирмами по изготовлению карт, в особенности, если вам необходимо увеличить только часть карты.

1:10000. Многие из существующих в Великобритании карт исполнены в этом масштабе. На них линии и символы увеличены на 50% по отношению к карте масштабом 1:15000, другими словами, она является как бы фотокопией карты масштабом 1:15000. Когда осуществляется топографическая привязка карты масштабом 1:10000, необходимо следить, чтобы больший масштаб не повлек за собой включение ненужных деталей местности, которые могут повлиять на удобочитаемость карты.

Более крупные масштабы. Карты масштабом 1:5000 и 1:2500 часто используются для небольших участков местности, а также для обучения новичков... В целом толщина линий на карте должна быть такой же, как на карте масштаба 1:10000. Символы для точечных объектов, такие как точка, изображающая валун, холм, и т.д., обычно теряются на карте крупного масштаба, поэтому рекомендуется рисовать их вдвое больше размера, требуемого для масштаба 1:15000. Существует много примеров того, как увеличение размеров всех линий на 200% являлось лучшим решением.

Использование компьютеров для изготовления карт

Большинство карт, изготовляемых в настоящее время, рисуются на компьютере. Чаще всего используется либо любой персональный компьютер с программой, написанной специально для ориентирования, которая называется O-CAD, либо компьютер Apple Macintosh, имеющий специальную программу, такую как иллюстратор.

Эта разработка обладает большим потенциалом для изготовления специальных версий стандартных карт для ориентирования, особенно когда требуется небольшое количество экземпляров. Имеется возможность добавления или исключения деталей определенного уровня. Кроме того, легко получить распечатку небольшой части карты в любом масштабе...

Использование существующих карт

Как бы ни была изготовлена карта для ориентирования, всегда требуется нанесение дополнительной информации для ориентировщиков-инвалидов. Самый простой (и наиболее дешевый) способ достижения этого - нанесение такой информации поверх существующей карты печатным способом с использованием красного цвета. Чтобы карта оставалась по возможности простой и удобочитаемой, следует использовать минимальное количество новых символов.

Для ориентировщиков, участвующих в соревнованиях в кресле-коляске, должен использоваться единый символ, указывающий на непроходимый участок или непреодолимое препятствие. Международная Федерация Ориентирования предлагает принятый ею символ для запрещения пути, т.е. Х. Дополнительным преимуществом этого знака является то, что он имеется в большинстве наборов для печатания вручную. Когда препятствие небольшое (например, приступки или ступеньки), можно использовать один крестик. Для непроходимых участков троп или местности можно использовать ряд крестиков или полосок поперек пунктирной линии тропы...


* Вниманию читателей представляется русское издание английского варианта книги. Редактор русского издания - О.Бойко, переводчики - Т.Баранникова и Г.Мовчан. В данном сборнике книга печается с сокращениями. Для получения полного издания обращаться по адресу: 620075 Россия, г. Екатеринобург, ул. Восточная, д.74, кв. 66, Бойко О.Я. Тел.: (3432)563-475. Факс: (3432) 556-017.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Бреггинс, А. Ориентирование по тропам // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 8. - С. 200-253.