ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Педру Ж.М.Агостинью, А.В.Беляев
кафедра волейбола

Данные науки и практики показывают, что высокий уровень физической подготовленности является базовым фундаментом, на котором строится мастерство спортсменов. Поэтому процесс развития двигательных качеств в спортивной тренировке в целом является ведущим, но осуществляется он в неразрывном единстве с другими видами подготовки (2,3,5,8).

Одним из направлений научного поиска является изучение рационального распределения занятий в микроциклах тренировки, а также сочетание различных микроциклов.

Физическая подготовка квалифицированных волейболистов проводится на основе принятой периодизации спортивной тренировки, что обусловлено стадиями становления спортивной формы и различием задач, решаемых на каждом этапе подготовки. (1,6).

Установление закономерностей развития и совершенствования физических качеств, выявление уровней развития скоростно-силовых качеств, выносливости на различных этапах подготовительного периода, использование эффективной методики их совершенствования помогли бы решить проблему физической подготовки без существенных отклонений от теории и методики спортивной тренировки.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Определить динамику уровня физической подготовленности волейболистов на этапах подготовительного периода.

2. Определить наиболее оптимальные пути управления процессом физической подготовки квалифицированных волейболистов в подготовительном периоде и проверить их в педагогическом эксперименте.

В соответствии с поставленными задачами в нашей работе были использованы следующие методы исследования:

Анализ научной, методической литературы, материалов современной практики и планов подготовки команд, педагогические наблюдения и измерения, метод тестирования физической подготовленности, педагогический эксперимент, методы статистического анализа.

Под наблюдением находились три команды, участницы чемпионата России.

Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Физические качества Команды I этап II этап III этап
ОРУ и гибкости % A 15,8 13,1 11,1
B 32,0 10,5 4,0
C 16,9 6,0 3,0
Общая выносливости % A 28,4 2,0 14,5
B 13,0 10,0 -
C 18,9 1,3 -
Силовая подготовка % A 4,5 1,3 0,4
B 11,0 - -
C 9,3 - -
Скоростно-силовая подготовка % A 12,2 0,5 2,1
B - 0,5 2,0
C 15,3 2,0 0,5
Разновидности быстроты и ловкости % A 7,4 2,1 4,3
B 4,0 2,7 1,0
C 11,0 2,0 1,0
Специальная выносливости % A 6,2 1,9 0,5
B 3,0 1,0 1,0
C 4,3 3,0 0,5

Анализ содержания физической подготовки квалифицированных волейболистов на этапах подготовительного периода показывает, что время, отводимое на развитие физических качеств (от всего тренировочного времени на каждом этапе и в целом за весь подготовительный период) не имеет какой-либо закономерности. Так, на I этапе базовой физической подготовки в команде " А" на совершенствование общей выносливости отводится 28,4% тренировочного времени, а в командах " В" и " С" соответственно 13,0 и 18,9%.

В силовой подготовке (атлетизм) наблюдается такая же тенденция, только временные параметры (в процентах) несколько ниже.

Совершенствование "взрывной" силы (скоростно-силовая подготовка) мышц плечевого пояса, туловища, ног занимает у команды " А" - 12,2%, у команды " С" - 15,3%, а команда " В" этому виду подготовки на I этапе не уделила целенаправленного внимания.

2-ой этап (специально-подготовительный) призван повышать уровень развития специальных физических качеств (специальной выносливости, разновидностей быстроты и ловкости, прыгучести), но по нашим результатам исследования времени отводимого на этот вид подготовки (в процентах) недостаточно, чтобы эффективно управлять процессом совершенствования специальных физических качеств.

На третьем этапе зарегистрирована такая же тенденция - незначительное количество времени (в процентах) отводится для поддержания достигнутого уровня развития специальных физических качеств.

Такая же тенденция распределение тренировочного времени на совершенствование физических качеств на этапе подготовки прослеживается и в командах " В" и " С" . Результаты тестирования представлены в таблице 2.

Таблица 2

NN
ПП
Виды тестов Этапы Статич. парам. "А" "В" "С"
1 Бег к 4-м точкам исх.ур. X±m 11,5±0,06 11,6±0,10 11,7±0,06
I этап X±m 11,1±0,06 10,9±0,07 11,2±0,06
II этап X±m 11,2±0,05 11,0±0,06 11,2±0,07
III этап X±m 11,1±0,05 11,1±0,06 11,3±0,07
2 Прыжок вверх с места исх.ур. X±m 59,8±0,1,95 59,1±1,95 51,5±1,12
I этап X±m 64,5±2,25 63,3±1,95 56±1,12
II этап X±m 63,8±1,74 63,4±2,05 54,8±0,92
III этап X±m 61,3±2,04 62,4±1,84 54,4±1,02
3 Прыжковая выносливость исх.ур. X±m 27,7±2,36 21,7±1,12 25,8±1,23
I этап X±m 31,7±2,25 25,1±1,64 29,1±1,23
II этап X±m 29,7±2,15 23,9±1,33 28,4±1,12
III этап X±m 28,7±2,25 23,3±1,23 27,4±1,23
4 Скоростная выносливость исх.ур. X±m 24,6±0,18 24,5±0,10 24,4±0,19
I этап X±m 24,1±0,15 24,1±0,15 24,0±0,20
II этап X±m 24,2±0,13 24,0±0,16 24,1±0,18
III этап X±m 24,2±0,51 23,8±0,12 24,2±0,20

Анализ результатов тестирования показывает, что уровень физической подготовленности для всех команд к началу соревнований снижается, что говорит о нерациональном распределении тренировочных нагрузок в мезоциклах и микроциклах. Объем средств тренировки направленных на повышение физической подготовленности незначителен, а темп прироста показателей физической подготовленности также незначителен, а в большинстве случаев не наблюдается динамика прироста. Команды выполняют большой объем тренировочной работы. Но много тренироваться еще не значит обеспечить успех. Все актуальнее становятся факторы, определяющие качественную сторону подготовки, обеспечивающие целенаправленность тренировочных воздействий.

Все выше перечисленное позволило нам сделать попытку оптимизации процесса физической подготовки квалифицированных волейболистов в подготовительном периоде на основе изучения влияния различных тренировочных программ, состоящих из различных соотношений средств воздействий на организм волейболистов и их сочетаний в микроциклах

При составлении тренировочных программ мы основывались на научно-методических данных по чередованию занятий по физической подготовке с различной направленностью, на ранее разработанных корреляционных моделях уровня физической подготовленности волейболистов, на выявленных в результате экспериментальных исследований положительного взаимодействия парных сочетаний физических качеств при подготовке волейболистов к соревнованиям, учитывались задачи подготовки квалифицированных волейболистов на этапах подготовительного периода и основные принципы построения тренировки(4,6,7).

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях тренировки, где принимали участие игроки мужских сборных команд РГАФК.

Конкретная программа для контрольной и экспериментальной групп показана в таблице 3.

Таблица 3

Этапы подготовки

I этап II этап III этап

Направленности тренировочных нагрузок

контр.гр эксп.гр. контр.гр. эксп.гр. контр.гр. эксп.гр.
1. Совершенствование общей выносливости, в % 30 45 30 10 20 10
2. Совершенствование общей быстроты и ловкости, в % 10 20 10 5 5 5
3. Совершенствование общей силовой подготовленности, в % 10 30 10 5 10
4. Совершенствование скоростной выносливости, в % 10 10 20 10 10
5. Совершенствованиие прыжковой выносливости, в % 10 10 20 10 10
6. Совершенствование "взрывной" силы мышц плечевого пояса, туловища, ног, в% 10 5 10 15 15 20
7. Совершенствование быстроты перемещений и быстроты реакции, в % 10 10 15 15 20
8. Совершенствование акробатической и прыжковой ловкости, в % 10 10 10 15 15

Примечание: цифры в таблице означают время в % (от 100%) отводимого на физическую подготовку.

Для обеих групп продолжительность каждого этапа подготовительного периода составляла 25 дней, а тренировочный процесс проводился на первых двух этапах в микроциклах 4-1, а на третьем, предсоревновательном этапе - в микроциклах 3-1.Принципиальное содержание физической подготовки в микроциклах I, II, III этапов для экспериментальной группы было следующим:

I этап

1-ый день - совершенствование общей выносливости

2-ый день - то же, и что в 1-ый день

I МЦК 3-ый день - совершенствование общей быстроты и выносливости

4-ый день - совершенствование быстроты и общей выносливости

5-ый день - отдых

6-ой день - совершенствование общей силовой подготовленности и общей выносливости

7-ой день - совершенствование общей быстроты и общей выносливости

II МЦК 8-ой день - то же, что и в 6-ой

9-ый день - то же, что в 7-ой день.

В остальных микроциклах содержание тренировок идентично второму микроциклу, а в последних двух микроциклах добавляется работа (в небольших объемов) по совершенствованию " взрывной" силы.

II этап

1-ый день - совершенствование специальной быстроты" взрывной" силы и общей выносливости

2-ый день - совершенствование специальной ловкости и скоростной выносливости.

I МЦК 3-ый день - то же, что в 1-ый день, кроме общей выносливости.

4-ый день - совершенствование " взрывной" силы и прыжковой выносливости.

5-ый день - отдых

В остальных микроциклах содержание тренировок повторяет содержание 1-ого микроцикла с добавлением работы (в небольших объемах ) по общей силовой подготовке и совершенствованию общей быстроты и ловкости.

III этап

1-ый день - совершенствование " взрывной" силы и специальной быстроты

              2-ый день - совершенствование специальной ловкости и специальной
I МЦК  быстроты

3-ый день - совершенствование " взрывной" силы и скоростной выносливости

4-ый день - отдых.

Остальные микроциклы повторяют содержание 1-го микроцикла, только далее идет чередование совершенствования скоростной и прыжковой выносливости. Упражнения на общую выносливость используются как средство активного отдыха.

В контрольной группе содержание тренировок по совершенствованию физических качеств было более насыщенным (в количественном выражении). На I и II этапах подготовки распределение нагрузки равномерно для всех физических качеств, кроме выносливости. Только на III этапе несколько увеличилось время (на 5%) на совершенствование "взрывной" силы, быстроты перемещений и быстроты реакции и специальной ловкости.

Результаты проведенного педагогического эксперимента по совершенствованию физической подготовленности волейболистов в подготовительном периоде по разным тренировочным программам представлены в данных контрольных испытаний в таблице 4.

Таблица 4

NN
ПП
Виды тестов Этапыз амеров Статич. параметры Контр. группа Экспер. группа P
1 Бег 4-м точкам, сек. исх.уров X±m 11.8-0,11 11.9-0,12 > 0,05
I этап X±m 11,4-0,13 11.7-0,11 < 0,05
P1-0 < 0,05 < 0,05
II этап X±m 11,3-0,9 11.4-0,8 > 0,05
III этап X±m 11,3-0,9 11.1-0,7 < 0,05
P3-0 < 0,05 < 0,05
2 Прыжок вверх с места,см исх.уров X±m 53,5-1,3 53.8-1,7 > 0,05
I этап X±m 54,3-1,5 58.1-1,3 > 0,05
P1-0
II этап X±m 55,6-1,5 59.3-1,6 < 0,05
III этап X±m 56,0-1,6 61.1-1,3 < 0,05
P3-0 < 0,05 < 0,05
3 Прыжков. выносливость, раз. исх.уров X±m 21.0-1,6 21.9-1,7 > 0,05
I этап X±m 24-1,2 22.8-1,3 > 0,05
P1-0 < 0,05 < 0,05
II этап X±m 24.1-1,8 24.8-1,6 > 0,05
III этап X±m 23.6-2,1 32.1-1,3 < 0,05
P3-0 > 0,05 > 0,05
4 Скорост. выносливость, сек. исх.уров X±m 24.6-0,1 24.3-0,1 > 0,05
I этап X±m 24.3-0,1 24.3-0,1 > 0,05
P1-0 < 0,05 > 0,05
II этап X±m 24.0-0,3 23.7-0,2 < 0,05
III этап X±m 24-0,3 23.2-0,1 < 0,05
P3-0 > 0,05 > 0,05

Заключение

По данным тестирования видно, что прирост показателей уровня физической подготовленности волейболистов в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. И это позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной модели учебно-тренировочных занятий для каждого этапа подготовки по совершенствованию физических качеств.

Литература

1. Беляев А.В. - Методика воспитания физических качеств волейболистов. М. РИО ГЦОЛИФК, 1990

2. Железняк Ю.Д. Ивойлов А.В. - Волейбол (учебник для ИФК) М. ФиС, 1991

3. Клещев Ю.Н - Книга тренера - Ташкент, 1994

4. Клещев Ю.Н., Айриянц А.Г. - Волейбол: Учебник для ИФК, ФиС 1985г.

5. Платонов В.Н. - Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов. Киев, Здоровья, 1985.

6. Сами Аль-Баштави - Физическая подготовка квалифицированных волейболистов в годичном цикле: Автореф. дисс..... канд.пед.наук, М.1997г.

7. Фомин Е.В. и др.- Взаимосвязь физических качеств в структуре физической подготовленности волейболистов (ТиПФК, 1987, N 7).

8. Эйнгорн А., Мацудайра Я. - Так побеждать - Санкт .Петербург, 1994


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Педру, Ж.М.Агостинью. Оптимизация процесса физической подготовки волейболистов в подготовительном периоде / Педру Ж.М.Агостинью, Беляев А.В. // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 5. - С. 4-11.