СТРУКТУРА ЕДИНИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

СТРУКТУРА ЕДИНИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

А.А.Коваленко,
кафедра спортивной режиссуры

В настоящее время основой описания техники спортивного танца являются разнообразные классификации фигур и вариаций. Каждая фигура охватывается размерами одного или нескольких тактов и делится на составляющие ее шаги и/или другие действия, а исполнение каждого отдельного действия и всей фигуры в целом рассматривается через призму получаемого зрительного эффекта. Так же, через описание получаемого видимого эффекта, разбирается техника исполнения спортсменом-танцором тех или иных технических действий, сложные технические действия и технические понятия - "пивот", "каблучный поворот", "свивл", "контракция", "шассе" и другие.

При этом необходимо отметить, что именно фигуры являются структурными единицами построения и описания учебных и конкурсных композиций спортивных танцев, а также основой линейного рисунка движений танцора относительно сторон площадки и в проекции на пол.

Однако, при построении композиций даже для начинающих танцоров активно используется соединение фигур частями. Отдельно описывается ряд сложных технических действий, общепринятых в тренерской практике. В классификациях присутствуют фигуры, состоящие из двух или нескольких фигур низших групп сложности. Кроме того, представление классификации фигур как основы техники ведет к гигантизму; тренеры и спортсмены должны запоминать до 150 фигур в каждом из десяти конкурсных танцев.

На наш взгляд назрела острая необходимость в разработке сбалансированной структуры единичных технических действий в спортивных танцах. В данной работе предпринята попытка отразить некоторые принципы выделения таковых единичных действий. Выделение и классифицирование элементарных технических действий и их детальный разбор являются основой техники любого вида спорта. Виды с субъективной системой судейской оценки - не исключение. Тот же экзерсис классического танца по сути является классификацией технических действий. При этом следует заметить, что всякая классификация является относительной и не описывает все действия спортсмена.

Нами был проведен структурный анализ фигур, имеющихся в классификациях фигур и вариаций, а также в основных учебниках по бальным танцам (А.Мур, Э.Лайрд). Анализировались также видеоматериалы с крупнейших конкурсов по спортивным бальным танцам.

Спортивные танцы как вид соревновательной деятельности характеризуются огромным разнообразием движений спортсменов-танцоров, причем как с точки зрения техники, т.е. непосредственно двигательных действий, так и с точки зрения наличия движений, не сопровождаемых изменением позиции тела, или даже отдельных его частей, в пространстве. Это разнообразие касается не только отличий двух видов спортивных танцев между собой, но и отдельных танцев в каждой из программ (стандартной и латиноамериканской).

Большая часть конкретных действий танцоров является сложноструктурированными. При передвижении по паркету параллельно и/или последовательно соединяются повороты или вращение корпуса, подъемы-спуски, наклоны, отдельные движения рук и ног, движения отдельных частей корпуса (бедер, пресса или др.). Кроме того, в танцевальной практике, особенно в стандартной программе, широко используются позы, при исполнении которых спортсмены некоторое время находятся без движения. Подобная широта возможных действий спортсменов-танцоров делает достаточно условной любую структуру единичных технических действий.

Основным принципом для выделения единичных технических действий нами был принят принцип единственного различия относительно исходной позиции тела и его частей в пространстве. Исходя из этого все действия можно разделить на три крупных раздела, связанных с положением центра массы:

I. Перемещения тела в пространстве;

II. Перемещения частей тела в пространстве и относительно друг друга, без изменения положения центра массы;

III. Отсутствие перемещений тела либо его частей.

При непосредственном перемещении всего тела в пространстве изменение положения центра массы в одной из плоскостей (горизонтальной или вертикальной) не должно приводить к изменению его положения относительно другой.

Проведенный анализ позволил выделить в указанных разделах следующие группы:

I разд.: 1.Шаг; 2.Перенос веса; 3.Подъем и спуск; 4.Скольжение; 5.Подскоки и прыжки;

II разд.: 1.Движения ног; 2.Движения рук; 3.Движения головы; 4.Движения корпуса; 5.Вращения и повороты;

III разд.: 1.Равновесия.

Каждая из групп имеет свое внутреннее деление, связанное с количеством опор, характером изменения положения опоры, направлением перемещения и некоторыми другими признаками.

В качестве примера приведем основные подходы к выделению подгрупп в первом разделе:

1. Шаг

выделение подгрупп:

а) вперед; б) назад; в) в сторону приставной

а) на одном уровне движения ЦМ над паркетом (а. вверху; б. внизу); б) с опусканием ЦМ при движении; в) с подъемом ЦМ при движении

а) с полным переносом веса; б) чековый

2. Перенос веса

подгруппы: а) с одной ноги на две; б) с двух ног на одну; в) с одной ноги на другую

3. Подъем и спуск

выделение подгрупп:

а) на одной ноге; б) на двух ногах

а) за счет работы стопы; б) за счет работы колена

а) с сохранением проекции ЦМ на переднюю часть стопы; б) с сохранением проекции ЦМ на каблук

подъем с переносом веса (ЦМ) с каблука на носок

спуск с переносом веса (ЦМ) с носка на каблук

4. Скольжение

подгруппы: а) маховой ноги; б) на опорной ноге

5.Подскоки и прыжки

выделение подгрупп:

а) на одной ноге; б) на двух ногах (- на месте без изменения точек опоры; - на месте с изменением точек опоры*)

*-проекция головы в горизонтальной плоскости не смещается.

а) без смещения в горизонтальной плоскости; б) со смещением в горизонтальной плоскости.

Отдельные технические действия, отнесенные к одной из групп, могут в той или иной степени относится и к другим группам.

Одним из критериев выделения единичных технических действий может быть некоторая единичная по направлению и величине сила, действующая на тело спортсмена или его часть.

Реальные действия спортсмена-танцора при исполнении танцев являются результатом чередования или наложения технических действий из различных групп. Это положение ставит задачу выделения "сложных" технических действий.

В классификацию "сложных" технических действий можно включать только описанные в литературе, общепринятые как выделяемые, движения. В принципе, такая классификация может проводится как для отдельных программ (стандартная и латиноамериканская), так и для спортивных танцев в целом. По наш взгляд, в любом случае в классификацию должны входить следующие группы:

1. Сложные вращения

на передней части стопы

-пивот

-слип-пивот

-спиральный поворот

-свивл

-шане

на каблуке

-каблучный пулл

-каблучный поворот

1. Шассе

На наш взгляд, требуют определенной систематизации позы, исполняемые в стандартных и латиноамериканских танцах.

Построение структуры единичных технических действий позволяет:

-значительно изменить существующие методические подходы к преподаванию спортивных танцев;

-начать формирование единой, достаточно простой и общеупотребимой терминологии;

-разработать некоторые аспекты теории спортивного танца.

Однако, разработка структуры технических действий сразу ставит задачу их определений. Проблема определений технических действий не так проста, как может показаться на первый взгляд. Так, скажем, разница между понятиями "шаг" и "перенос веса" отнюдь не самоочевидна.

Литература

1. Спортивно-танцевальная классификация фигур и вариаций в стандартных танцах., М., РГАФК., 1996.

2. А. Мур. Пересмотренная техника стандартных танцев.

3. Э. Лайрд. Пересмотренная техника латиноамериканских танцев.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Коваленко, А.А. Структура единичных технических действий в спортивных танцах // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 5. - С. 20-23.