ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СОСТАВА ДЕЙСТВИЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СОСТАВА ДЕЙСТВИЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

Д.А.Тышлер,
кафедра фехтования

Фехтовальщики, даже обученные одним и тем же тренером и по общей программе, отличаются составом действий в поединках. Прежде всего, у начинающих фехтовальщиков на саблях не совпадает количество атак ударом по маске и атак ударом по туловищу, количество собственных атак и противодействий атакам противников. Затем, по мере приобретения некоторого соревновательного опыта, начинают отличаться, например:

- количественные соотношения между простыми атаками и атаками с финтами, защитами с ответом и контратаками;

- используемые разновидности атак и контратак;

- способы противодействия контратакам противника.

В дальнейшем особенности спортсменов проявляются в составе подготавливающих действий, диапазоне используемых средств для решения аналогичных тактических намерений (в том числе их дистанционных и моментных параметров), последовательности чередуемых альтернативных действий.

Формирование состава действий у фехтовальщиков проходит под воздействием нескольких технологических факторов, составляющих важнейшую часть методики технико-тактического совершенствования. Эффект от них (как положительный, так и отрицательный) наблюдается в определенной длительной перспективе. Данные методики включают, в частности:

- содержание занятий с тренером и, прежде всего, степень использования базовых действий и типовых ситуаций, эффективность и диапазон применяемых методов технико-тактического совершенствования;

- состав партнеров для ведения тренировочных боев и различия между ними по уровню подготовленности (сильнее, слабее), соотношение правшей и левшей;

- количество и квалификационный уровень используемых соревнований;

- содержание установок на ведение тренировочных боев и боев в официальных соревнованиях.

Многоплановое воздействие на тактическую подготовленность фехтовальщиков имеют индивидуальные двигательные и психические свойства занимающихся. Поэтому их учет потребует существенных коррекций содержания тренировок и управления деятельностью спортсменов в соревнованиях.

Среди двигательных характеристик фехтовальщиков на саблях оцениваются и реализуются в составе применяемых действий и ситуаций, прежде всего, в частности:

- уровень стартовой быстроты выполнения атак и движений вооруженной рукой при нанесении ударов, с которыми взаимосвязано использование комбинаций разновидностей движений ногами в атаках и дистанция для начала выполнения их финальной фазы;

- длина и быстрота одномоментно преодолеваемой дистанции, являющиеся основой для варьирования пространственных параметров атак и отдельных компонентов наступательных и оборонительных комбинаций, объемов использования маневрирования;

- уровень координирования движений ног и вооруженной руки, в том числе в неожиданных ситуациях, определяющий продолжительность этапов технико-тактического совершенствования.

Среди проявлений психической сферы фехтовальщиков находят эффективную реализацию, в частности:

- склонности к определенному виду реагирований, способствующие более быстрому освоению и результативному применению разновидностей действий с теми же механизмами скрытого периода их выполнения;

- интенсивность внимания, двигательная память и быстрота мышления, лимитирующие возможности спортсменов по предупреждению внезапных нападений со стороны противников, предугадыванию их замыслов и точность реализации принятых собственных тактических решений;

- склонности к преднамеренным или экспромтным действиям, разрушению замыслов противников за счет использования лишь определенных (излюбленных) действий, или к поиску и обыгрыванию возможных действий и ситуаций;

- быстрота тактических решений и смелость их реализации;

- уровень эмоциональной устойчивости, надежности проявлений психических свойств при росте экстремальности ситуаций, мотивация достижений.

Важным разделом индивидуализации тактической подготовки является определение приверженности обучаемых к конкретным действиям и ситуациям. Основная цель - расширение диапазона их результативного применения, педагогическими установками для реализации которых могут быть, например:

- расширение состава подготавливающих действий, предшествующих хорошо освоенному (излюбленному) действию;

- расширение числа ситуаций для применения хорошо освоенного (излюбленного) действия;

- последовательное (затем - произвольное) чередование хорошо освоенного (излюбленного) действия и альтернативного действия к возможному тактическому намерению противников;

- освоение переключений к другим действиям при возникновении неожиданных ситуаций, начинаемых хорошо освоенным (излюбленным) действием;

- освоение комбинаций, начинаемых хорошо освоенным (излюбленным) действием, в целях вызова (рефлекторной помехи) противника на применение определенного действия;

- расширение состава действий для их применения в хорошо освоенной (излюбленной) ситуации.

Учитывая в составе действий спортсмена наличие определенных (хорошо освоенных) средств целесообразны усилия на совершенствование, например:

- контратаки ударом сверху во внутренний сектор с отступлением при хорошо освоенных контратаках в наружный сектор;

- атаки на подготовку с выпадом при хорошо освоенных контратаках с длинным отступлением или защитах с ответом;

- защиты с мощным встречным движением сабли к клинку атакующего при хорошо освоенных контратаках в наружный сектор с отступлением;

- удары по руке (после подготавливающей атаки) в контртемп с одновременным отступлением при хорошо освоенных действительных простых атаках в различные сектора, обуславливающих частое возникновение схваток с обоюдными атаками;

- встречные простые атаки с переключением к защите и ответу при хорошо освоенных действительных простых атаках.

Установив приверженность к определенному действию, например, к защите 4-й со встречным мощным движением сабли к клинку атакующего, приобретает смысл освоение следующих действий и ситуаций:

- атаки с батманом в 4-е соединение после длинного сближения;

- ложной преждевременной 4-й защиты с целью вызова атаки противника переключением к удару в наружный сектор для ее парирования 3-й защитой и нанесения ответа;

- ложной атаки и одновременного перемещения сабли в 4-ю позицию с целью вызова контратаки противника в наружный сектор для ее парирования 3-й (2-й) защитой и нанесения ответа;

- ложной 4-й преждевременной защиты с целью вызова атаки противника переключением с серией финтов для ее опережения контратакой ударом по руке в наружный сектор.

Потребность в индивидуализации содержания тактической подготовки определяется нередко односторонностью используемого в боях состава действий из-за возникших у тренируемых психологических барьеров, которыми в боях на саблях могут быть, например:

- боязнь применения атак с серией финтов, вынуждающая к преимущественному применению простых атак из-за опасности получения контратак ударом по руке;

- неуверенность в результативности атак ударом в туловище, вынуждающая к преимущественному применению атак ударом по маске, из-за опасности попадания в защиту к противнику и получения ответа;

- неуверенность в результативности защит с ответом, вынуждающая к преимущественному применению контратак с отступлением +, из-за трудностей парирования атак;

- неуверенность в результативности контратак во внутренний сектор, приводящая к преимущественному применению контратак ударом по руке в наружный сектор с длинным отступлением, из-за опасности попадания в защиту к противнику и получения ответа;

- неуверенность в результативности парирования контратак по ходу сближения в атаке, вынуждающая к преимущественному применению простых атак, из-за опасности получения контратак ударом по руке.

Важную часть методики тренировки фехтовальщиков составляют тактические установки на ведение боев в учебном и соревновательном процессах. При их использовании параллельно удается достигнуть как расширения состава действий и разновидностей тактики ведения боев, так и отвлечения обучаемых от возможных преждевременных негативных оценок результативности действий и конечных итогов соревнования.

Однако, определяя содержание и подбирая методики для технико-тактического совершенствования, следует иметь в виду, что индивидуализация является лишь частью тренировки фехтовальщиков. Главную направленность составляют усилия на универсальность подготовленности, основанную на овладении базовыми действиями и ситуациями, в составе которых объективно выражен мировой уровень развития фехтования на саблях.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Тышлер, Д.А. Индивидуализация состава действий квалифицированных фехтовальщиков // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 5. - С. 55-58.