СМЕНА ПАРАДИГМЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СМЕНА ПАРАДИГМЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В.Горбачева,
кафедра культурологии политологии
и социальной антропологии

Каждое общество как социокультурное образование характеризуется своим содержательным и целевым наполнением, своей динамикой и направлением развития. В обычных условиях в нем естественным образом складываются механизмы образовательной деятельности, адекватные данным целям, содержанию и направлению развития, что обусловливает обретение смысла культурной парадигмы общества, модернизируемой по ходу его развития.

За историческое время сменилось несколько парадигм образования, каждая из которых на начальном этапе демонстрировала эффективность, мера которой снижалась, когда она выступала средством ускорения стагнации общества.

В настоящее время российская система образования осваивает новый опыт построения и реализации образовательных программ развития. Этот опыт специалисты связывают с изменением парадигмы российского образования, с переводом реформируемого общества "от культуры полезности к культуре достоинства" (А. Г. Асмолов). Этому способствует переосмысление роли психолого-педагогической школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца и ряда других ученых, а также методологической школы Г. П. Щедровицкого, Ю. В. Громыко в создании принципиально новой по своим целям и задачам практики развивающего образования.

Кардинальным фактом ситуации в образовательной сфере является смена образовательной парадигмы: от педагогической "машины" как средства педагогического воздействия к пониманию образования как сферы стратегического развития России.

Являясь своеобразным полигоном общественных преобразований общества, образовательная сфера призвана задавать перспективы опережения Россией других стран мира, поскольку именно образование обеспечивает развитие других отраслей. Простраивая социокультурный образовательный "рывок", Россия должна сформулировать цели или набор задач социокультурного развития, которые определят тип нового формируемого образовательного уклада, что обеспечит появление новой культурно-образовательной парадигмы.

Несмотря на казалось бы огромный разброс возможных представлений о целях развития, социокультурного и образовательного, оно фактически представляет сегодня белый лист бумаги. Являясь самостоятельной, но взаимосвязанной с другими областями общественной жизни сферой, образование детерминирует развитие экономической, общественно-политической, промышленной и других сфер общества, а потому является сферой стратегического развития России. Преобразования в сфере образования могут стать "локомотивом" для осуществления цепочки преобразований. Превращение образования в сферу стратегического развития России и перспективное развитие самой сферы образования возможно обеспечить за счет проведения общественной и государственной политики, направленной на слом традиционного архетипа Российского сознания и влияние образования на структуру общества, на развитие систем практик, когда образование выступает не как сфера услуг, а как важнейший механизм порождения общественных сил развития. Механизм превращения образования в общественную ценностность - социокультурное целеполагание или постановка обществом долгосрочных стратегических образовательных целей и формирование мотивационно-потребностной сферы личности, в структуре которой образовательные потребности занимают одно из центральных мест. Внутри системы образования для студентов в качестве образца должен быть предъявлен набор целей, который не может быть реализован старшим поколением, выполняющим функцию педагогов, в силу антропологического возрастного ограничения. Таким образом, речь, фактически, идет о передаче внутри системы образования старшим поколением младшему своеобразного целевого завета, касающегося и судьбы и будущего России.

Таким образом, для того чтобы превращать образование в сферу стратегического развития, должна быть создана следующая конструкция из целей развития. Должны быть выделены цели общецивилизационного развития, затем на основании результатов этой работы должны быть выделены цели конкретных направлений социокультурных прорывов в различных сферах и отраслях России. И, наконец, данное содержание должно быть спроецировано в действительность развития сферы образования. За этой мыслительной процедурой стоит план действий, нацеленный на то, чтобы сделать сферу образования прорывной площадкой для развития всего Российского общества. Для этого в образование должно быть привнесено и преобразовано в предметы обучения, в формы организации развития содержание всех основных социокультурных процессов. Результатом этого перемещения должен стать более высокий темп и качество обучения, более интенсивный способ жизни внутри образования, чем в других сферах общества.

Это может быть достигнуто прежде всего за счет того, что образование становится сферой разработки проектов общественного развития. Помимо традиционных продуктов образования - универсально образованных и развитых людей - образование начинает поставлять в общество проекты и группы людей, способных осуществлять реализацию этих проектов. При этом отличие образования от сферы проектирования и проектных разработок состоит в том, что в образовании проект реализуется лишь для того, чтобы выявить методологические предпосылки осуществляющего его мышления, способов действия и коммуникации. Затем эти методы мышления, способы действия и коммуникации становятся предметом специального исторического анализа и социокультурного преобразования для развития людей и приобретения ими опыта. Но для того, чтобы данные проектные разработки не были фиктивными, а обеспечивали бы реальное преобразование Российского общества, необходимо реализовать три направления развития с позиции образования:

- обеспечивать развитие связей образования с другими сферами общественной практики;

- создавать внутри и на основе образования систему новых наук и практик;

- обеспечивать в системе образования выращивание новых форм организации сознания.

Соорганизация этих трех блоков друг с другом будет способствовать переходу к новой образовательной парадигме и представляет наиважнейшую методологическую образовательную проблему.

Превращение образования в сферу стратегического развития России предполагает постановку с позиций образования целей по отношению к другим отраслям общественной практики, демонстрирующую, что при интегральном развитии образования могут быть достигнуты результаты принципиально иного уровня и в других областях общественной практики. Но подобный метод работы отнюдь не означает, что с позиций образования средствами и методами образования будет спроектирована конечная форма нового общественного целого - всей системы общественных практик. Это означало бы стоять на позициях своеобразного образовательного солипсизма и не предполагать постановку подобных же целей стратегического общественного развития с позиции других сфер общественной практики. Реализация проектной позиции от имени сферы образования к другим сферам общественной практики означает выявление стратегических политических целей образования в системе общественного целого и предполагает лишь первый шаг развертывания проектного метода. Результатом его осуществления является своеобразный проект "Образовательного общества" - "Пайдеяполиса", включающий подразделы образовательной экономики, образовательной реформы армии, образовательной безопасности, образовательного регионально-государственного строительства, образовательной этнонациональной политики, образовательного права, образовательной персонологии и т.д.

Переход к новой образовательной парадигме предполагает придание совершенно иного значения институту личности и индивидуальности в системе всей совокупности общественных институтов.

Требования к образованию с точки зрения социокультурной практики заключаются в том, что будущий специалист должен обладать исходным запасом научных знаний о гуманитарных ценностях современного общества и выработать представление о панораме социокультурного развития человечества. Но чтобы эта работа стала выполнимой, необходимо учитывать, что в условиях демократического общества, при плюрализме ценностей и оценок, при свободе выбора идеалов и мировоззрений, гуманитарное образование должно дать специалисту научное понимание критериев отбора духовных ценностей, обучить правильным методам такого отбора и т. п., показать теоретически, что сам отбор духовных ценностей в свободном обществе должен осуществляться только на основе внутренних побуждений личности. Образование должно способствовать тому, чтобы человек был во всеоружии перед лицом требований общества. Образование по своей структуре задумано так, чтобы обеспечивать защиту личности, предоставляя в ее распоряжение некий капитал, позволяющий найти ей свое место в современном мире, четко ориентируясь в сложившейся ситуации. В этом заключается социокультурная функция образования, его социально-критический потенциал, позволяющий личности критически относиться к явлениям современности.

Образование изначально существует как орудие в борьбе против всех видов общественного принуждения и манипулирования сознанием личности. Именно в этом и состоит его способность давать критическую оценку явлениям современности, выносить политические суждения и прогнозировать будущее развитие общества, рисуя в перспективе "утопические", идеальные модели этого процесса. Согласно идее, высказывавшейся уже по меньшей мере со времен Руссо, образование стремится дать человеку все необходимое для того, чтобы он был господином своего положения и учился владеть собой, не попадая в зависимость от других. Это возможно как рациональная работа только в том случае, если личность владеет научным пониманием смысла духовных ценностей, методами их освоения и критериями их отбора, т.е. специалист должен быть подготовлен как теоретически, так и практически к формированию и самоформированию своего духовного мира, системы личностных духовных ценностей, личной духовной культуры и гуманитарной эрудиции. И первостепенную роль в этой готовности играют сформированные образовательные потребности молодежи, которые помогут студентам правильно сориентироваться в познавательно-информационном и ценностно-смысловом потоке. Это требует очень сложных коалиционных решений системы общественных институтов. Но для разработки и проведения подобных решений необходим совершенно другой взгляд на образование как на целокупную общественно-распределенную функцию, значимость которой понимается и воспринимается всем обществом, когда образование рассматривается в соответствии с важнейшим методологическим различением ни как ведомство, а как сфера (а часто и как полисфера) общественной практики, а проблема формирования образовательных потребностей молодежи становится приоритетной по сравнению с разработками новых средств и способов преподавания.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Горбачева, В.В. Смена парадигмы и методология ориентированного образования // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 5. - С. 66-70.