ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ К ИДЕАЛАМ И

ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ К ИДЕАЛАМ И ЦЕННОСТЯМ ОЛИМПИЗМА

В.И.Столяров, Е.В.Стопникова,
И.В.Баринова, И.В.Черевач

 

Одна из важнейших задач современного олимпийского движения, которому в 1994 г. исполняется 100 лет, - приобщение подрастающего поколения к тем гуманистическим идеалам, духовно-нравственным, культурным ценностям, на реализацию которых в спорте и посредством спорта ориентировано это движение.

В данной статье делается попытка рассмотреть эти идеалы и ценности и выяснить отношение к ним детей и молодежи, опираясь на результаты международного социологического исследования "Спортивно-гуманистическое и олимпийское воспитание детей и молодежи". Это исследование было проведено в 1988-1992 гг. в СССР и ряде других стран на основе проекта, разработанного В.И.Столяровым [9]. В ходе исследования было опрошено, в частности, более 1500 студентов и 400 преподавателей 15 вузов (нефизкультурного профиля) различных городов и регионов СССР, 220 студентов ГЦОЛИФКа, около 500 студентов Югославии, более 1000 школьников 9-10-х классов нескольких городов, 130 юных футболистов 14-16 лет (все они являются членами команд спортивных интернатов, СДЮСШОР и ДЮСШ), 75 тренеров этих футболистов и т.д.1

Будут рассмотрены трудности в приобщении подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма и пути преодоления этих трудностей.

 

Идеалы и ценности олимпизма

Философия олимпизма, зародившаяся еще в Древней Греции, как известно, основана на признании социальной ценности спорта, спортивных соревнований и целенаправленной подготовки к ним, их огромного значения для человека и человечества.

Социальная значимость спорта оценивается в олимпизме с позиций гуманизма, т.е. такой системы воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека, его счастье, свободу и достоинство, всестороннее и гармоничное развитие, проявление им своих способностей, а к числу наиболее важных, фундаментальных ценностей относит мир, дружбу, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение людей и т.п.

Философия олимпизма исходит из того, что в спорте заключены огромные возможности для реализации всех этих гуманистических ценностей.

Особенно высок гуманистический, социально-культурный потенциал так называемого "массового спорта", "спорта для всех", т.е. разнообразных форм спортивных соревнований и двигательной активности человека, имеющих целью укрепление его здоровья, отдых, развлечение, общение с другими людьми и т.п. [21,30-34,36 и др.].

Определенную социально-культурную ценность имеет и другая разновидность современного спорта, которую чаще всего называют "спортом высших достижений" (или "большим", "рекордным" спортом). В отличие от массового в этой разновидности спорта на первом плане стоят высокие достижения, рекорды, победы в спортивных соревнованиях. Многие ученые, опираясь на факты, отмечают, что спорт высших достижений играет важную роль в познании закономерностей функционирования и развития человеческого организма, позволяет раскрыть возможности физического совершенствования человека, выяснить пределы этого совершенствования на основе использования определенных средств. Он обладает и огромными воспитательными возможностями: ставит человека в экстремальные ситуации, требующие максимального проявления как физических, так и духовных сил, проверяет силу, волю, интеллект, творческие способности, нравственность, культуру человека. Спорт высших достижений выступает как одна из важных специфических сфер самореализации и самоутверждения личности, как яркое и уникальное зрелище, приковывающее к себе внимание миллионов зрителей и т.д. [2,8,14,28,30,33, 34,38 и др.].

Спорт - как массовый, так и рекордный - обладает, по сути дела, безграничными коммуникативными возможностями. В нем сравнительно легко преодолеваемы так называемые языковые барьеры. "Язык" спорта поистине интернационален. Он понятен всем и потому способен перебрасывать мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли между народами независимо от расы, цвета кожи и вероисповедания, идеологических взглядов [34,35].

Один из наиболее важных аспектов культурной, гуманистической ценности спорта - его связь с миром эстетических ценностей. В спорте, во всех формах и видах, заложены огромные возможности для эстетического воздействия на человека, для воспитания способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное, действовать "по законам красоты". Это связано с тем, что люди, занимающиеся спортом, наблюдающие за ним, постоянно (при наличии определенных условий) сталкиваются с разнообразными проявлениями прекрасного и других эстетических ценностей. В спорте в самых разнообразных формах выступает (по крайней мере может выступать) эстетическая деятельность: в виде деятельности по формированию прекрасного человека - с точки зрения его физического совершенства, духовных качеств, морального облика, - деятельности, направленной на достижение эстетического совершенства в выполнении движений, на эстетическое оформление спортивных праздников, на эстетическое преобразование предметной среды спорта и т.д. Следует учитывать также активно-творческий характер спорта, многообразие эстетических переживаний в спорте и т.д. [подробнее см. 1,6,11,13,41 и др.].

Важное социально-культурное значение спорта состоит и в том, что в нем реально осуществляется гуманистический принцип равенства шансов. Успех в спорте почти исключительно зависит от способностей, знаний, воли и настойчивости человека, его самоотверженного труда на тренировках. В спортивной деятельности не принимается в расчет рождение, позиция в профессиональных и товарищеских группах, деньги и связи: выигрывает тот, кто лучше подготовлен, т.е. реально, на деле осуществляется принцип справедливости [5, с.4 и др.].

Олимпийское движение как раз и объединяет людей, которые учитывают весь этот огромный гуманистический, социально-культурный потенциал спорта, направляют свои усилия на развитие спорта как важного элемента человеческой культуры, на реализацию в спорте и посредством спорта общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей.

С позиций гуманизма философия олимпизма выдвигает определенные требования и к личности олимпийского атлета. Ориентируясь на гуманистический идеал всесторонне и гармонично развитой личности, философия олимпизма исходит из того, что активные занятия спортом и высокие достижения в спорте не должны приводить к одностороннему, уродливому развитию человеческой личности. Олимпиец, олимпийский атлет должен гармонично сочетать физическое совершенство с высокой духовной культурой. Эта культура предполагает, что атлет не стремится к победе любой ценой, отдает предпочтение честному, благородному, рыцарскому поведению в спортивных поединках, придерживается убеждения в том, что самое главное в спортивных соревнованиях - не победа над соперником, а дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков. "Нет большей победы, чем победа над собой", - писал древнегреческий философ Платон по поводу этой идеи олимпизма.

Концепция современного олимпизма, как известно, была сформулирована Пьером де Кубертэном. Он связывал олимпизм с идеей совершенствования человека, человеческих отношений и общества на основе использования спортивных соревнований и подготовки к ним. При этом Кубертэн учитывал и неоднократно подчеркивал двойственную роль, которую спорт может играть в обществе. Он может способствовать сохранению и укреплению здоровья человека, его физическому совершенствованию, формированию и развитию высокой нравственности, эстетической культуры, укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, преодолению националистических предрассудков и т.д. Вместе с тем спортивные тренировки и соревнования могут и отрицательно - притом весьма существенно - влиять на здоровье человека, на его культуру, на его личностные качества, способны развивать в человеке жестокость, чувство мнимого превосходства над другими и т.д. Спорт может использоваться в качестве средства одурманивания масс, разжигания межнациональных конфликтов, решения узкокорыстных политических целей и т.д. "Спорт, - писал Кубертэн, - может возбуждать самые благородные и самые низменные страсти. Он может вызвать как бескорыстие и честность, так и корыстолюбие; может быть рыцарским и продажным, гуманным и жестоким".

Исходя из этого, основную задачу олимпийского движения Кубертэн усматривал в том, чтобы всемерно содействовать реализации гуманистического потенциала спорта и предотвращать возможность его антигуманного использования, негативного воздействия занятий спортом на здоровье человека, его личностные качества и т.д.

Важное значение Кубертэн придавал гармоничному и всестороннему развитию олимпийца. Олимпийский атлет, по его мнению, должен гармонично сочетать физическое совершенство, здоровье, красоту и "поэзию" физического развитого тела, движений с силой духа, интеллекта, художественного таланта, с высоконравственными качествами - честностью, великодушием, бескорыстностью, с эстетическим вкусом, культурой речи и общения и т.д. Как считал Кубертэн, "культ усилия, соревнования на грани риска, любовь к родине, благородство, дух рыцарства, контакты с живописью и литературой - все это является фундаментом олимпизма". Он выступал за поддержку стремления олимпийцев к высшим достижениям в спорте, возражал против "чрезмерного сдерживания" результатов, видя в "свободе безудержности" в спорте его "притягательность" и "право на существование". Вместе с тем он подчеркивал, что существует определенная граница, которую нельзя переходить в рамках олимпийских соревнований, как бы ни была желанна победа или установление рекорда. Такой границей он считал прежде всего этические соображения. По мнению Кубертэна, рекорды и победы не должны достигаться любой ценой, и физическое совершенствование атлета не должно наносить ущерб его духовному развитию. Важную задачу олимпизма он усматривал в предотвращении возможности разрыва между физическим и духовным развитием спортсмена. В своей речи на торжественной церемонии 17 апреля 1927 г. по случаю возрождения Олимпийских игр на земле Олимпии Кубертэн подчеркнул: "В современном мире, полном могучих возможностей и одновременно опасностей, губительного разрушения, олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы". Для характеристики личности олимпийского атлета, соответствующей идеалу олимпизма, он чаще всего использовал специально придуманный им девиз: "Mens fervida in corpore lacertoso! Возвышенный дух в развитом теле!" Этот девиз восходит к древнегреческому идеалу калокагатии (греческое слово kalakagathia от kalos - прекрасный и agathos - добрый): гармонии физических и духовных способностей человека, его внешних и внутренних качеств.

Указанные выше идеалы и ценности олимпизма с некоторыми уточнениями приводятся и в Олимпийской хартии, особенно в последнем ее варианте, который принят 96-й сессией МОК в 1990 г. "Олимпизм, - записано в этом документе, - представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума... Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства". Цель олимпийского движения, согласно Хартии, - "способствовать построению мирного и лучшего мира посредством воспитания молодежи занятиями спортом без какой-либо дискриминации и в олимпийском духе, что включает в себя взаимопонимание, дух дружбы, солидарности и честной игры". Для достижения основных целей олимпизма и олимпийского движения, как отмечается в Хартии, МОК и НОК, управляющие организацией и функционированием олимпийского движения, должны: сотрудничать с различными организациями в своем "стремлении поставить спорт на службу человечества"; способствовать соблюдению и поощрять соблюдение спортивной этики; направлять свои усилия на то, чтобы "дух честной игры превалировал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них"; руководить борьбой с допингом в спорте; принимать меры, "цель которых - надопущение возникновения угрозы здоровью спортсменов"; противостоять любым политическим и коммерческим злоупотреблениям в спорте; всемерно содействовать олимпийскому образованию молодежи, пропаганде основополагающих принципов олимпизма и способствовать, помимо прочего, распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах. Как подчеркивается в Хартии, олимпийский девиз "Быстрее, выше, сильнее" выражает послание, которое МОК адресует всем, кто принадлежит к олимпийскому движению, призывая их к совершенству - сообразуясь с олимпийским духом" [7, с.6-7, 11].

Принципы "Фэйр плэй" ("Честной игры"), упоминаемые в Олимпийской хартии, занимают важное место в системе ценностей олимпизма. В "Манифесте о честной игре", который был разработан Международным советом спорта и физического воспитания (СИЕПС) при ЮНЕСКО, эти принципы разъясняются следующим образом: "Честная игра выражается прежде всего в поведении самого спортсмена. От него требуется, по меньшей мере, полное и последовательное соблюдение писаных правил; это для него тем легче, чем полнее он понимает смысл правил, чем больше осознает, что помимо писаных правил есть еще и соответствующая моральная позиция, необходимая для занятий соревновательным спортом. Честная игра проявляется:

- в безоговорочном согласии с любым решением судьи (за исключением случаев, когда правилами предусмотрена возможность подачи аппеляции на это решение);

- в стремлении к победе как к первой и главной цели, но не к победе любой ценой.

Честная игра - это образ действий, вытекающий из чувства собственного достоинства и включающий в себя:

- честность, добросовестность, решительное и достойное поведение в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно;

- уважение к партнеру;

- уважение к противнику независимо от того, является ли он победителем или побежденным, осознание того, что соперничество - непременное условие соревновательного спорта и что противник - необходимый партнер в спорте;

- уважение к судье, причем уважение позитивное, выражающееся в постоянном стремлении к сотрудничеству с ним в любой ситуации.

Честная игра находит свое воплощение в умении оставаться скромным после победы и спокойно принимать поражение, в великодушии, способствующем созданию сердечных и прочных отношений между людьми.

Однако соблюдение принципа честной игры требуется отнюдь не только от спортсменов. Это необходимо также для тренеров, спортивных руководителей, зрителей и всех других лиц, связанных со спортом, которые могут прямо или косвенно влиять на спортсмена" [25].

В Манифесте, принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г., отмечается, что принцип честной игры в полной мере соответствует концепции олимпизма, сформулированной Пьером де Кубертэном [20].

 

Результаты, проблемы и трудности в приобщении подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма

Приобщение подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма - сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение как минимум предполагает: 1) формирование у детей и молодежи прочных, глубоких знаний об олимпизме и олимпийском движении, истории и современном состоянии; 2) формирование у детей и молодежи не только декларативной, но и реальной ориентации на идеалы и ценности олимпизма, которая проявляется в их активных занятиях спортом, в постоянном повышении своего спортивного мастерства, в демонстрации честного, благородного, рыцарского поведения (в соответствии с принципами "честной игры") в спортивных поединках, стремления к гармоничному развитию, к совершенствованию не только физических, но и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических и других) способностей и т.д.

Наибольшие успехи в решении данной проблемы в нашей стране, да и в других странах тоже, достигнуты в формировании у детей и молодежи активного отношения к занятиям спортом, стремления к спортивному совершенствованию, к высоким спортивным результатам в соответствии с олимпийским девизом "Быстрее, выше, сильнее". Этому способствует широкая сеть различных спортивных секций, кружков и школ, регулярное проведение на различных уровнях, в том числе и международном, детских и молодежных спортивных соревнований, весьма эффективная система не только морального, но и материального стимулирования высоких спортивных достижений, рекордов и побед участников этих соревнований.

Но и в этом отношении проблема еще не решена, поскольку большая часть детей и молодежи остается вне сферы спорта. По данным ученых (есть все основания считать эти данные весьма завышенными), число молодых людей, активно занимающихся спортом, составляет в школе - 40%, в техникуме - около 25%, в вузе - чуть более 15% [13, с.10].

Еще меньшие успехи достигнуты в решении других задач, связанных с приобщением подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма, а применительно к некоторым задачам - и вообще нет.

Опрос школьников, студентов, воспитанников других учебных заведений и юных спортсменов, проведенный в ходе указанного выше международного исследования, выявил, например, крайне низкий уровень их знаний об олимпийском движении, об основополагающих принципах, идеалах и ценностях олимпизма. Затруднения вызывали даже простые вопросы о месте и сроках проведения Олимпийских игр. Опрос школьников проводился в промежутке между зимними и летними Олимпийскими играми. Тем не менее правильно назвать дату последних летних Олимпийских игр сумели лишь 28,6%, а зимних - 33,1% респондентов, место их проведения - 25,2% и 35,4% соответственно. Только 23% юношей и 14,1% девушек смогли правильно назвать олимпийский девиз, а лауреатов приза "Фэйр плэй" ("Честная игра") не указал никто. 1/3 юношей и 2/3 девушек, судя по их ответам, вообще не знают о существовании этого приза, а почти 57% юношей и 77% девушек - об Олимпийской хартии. Почти 77% юношей и более 88% девушек заявили, что они крайне мало знают об олимпийском движении, а 7% - что вообще ничего не знают о нем [12, с.87-88].

При опросе студентов 16,3% юношей и 10% девушек указали на то, что они практически ничего не знают об олимпийском движении, его целях и задачах. Другие респонденты, судя по их ответам на ряд вопросов анкеты, если и имеют, то крайне слабые знания об олимпийском движении. Так, например, только 4,6% респондентов сообщили о том, что они читали Олимпийскую хартию. Остальные респонденты либо вообще ничего не знают о ней, либо только "кое-что" слышали (читали) о ней. Кстати, в этом отношении опрос не выявил какой-либо существенной разницы между советскими и югославскими студентами. При опросе последних также обнаружилось, что лишь 5% респондентов, судя по их ответам, имеют более или менее полную информацию об олимпизме, 78% не располагают таковой [18, с.76-77; 4, с.33].

Большинство (74%) опрошенных юных футболистов не знали о существовании Олимпийской хартии. 40% не смогли назвать девиз олимпийского движения. 20% испытывали затруднения даже при ответе на вопрос о том, когда и в какой стране проводились последние Олимпийские игры или дали неправильный ответ на этот вопрос. 17,3% юных футболистов не смогли назвать ни одного советского олимпийского чемпиона, а 21,3% - ни одного зарубежного олимпийского чемпиона [10, с.67-68].

К сожалению, крайне низок уровень знаний об олимпизме и у тех, кто призван формировать эти знания у юных спортсменов - у специалистов в области физической культуры и спорта. Это показал, в частности, и опрос тренеров юных футболистов. Правда, по собственной оценке тренеров, они имеют достаточно большие знания в этой области. 84,8% опрошенных тренеров отметили даже, что они знают очень много об олимпизме и олимпийском движении, а 15,2% - что они имеют такого рода знания, но не очень большие.

Однако ответы тренеров на другие вопросы анкеты свидетельствуют о весьма завышенной оценке ими собственных знаний об олимпизме и олимпийском движении. Так, например, даже по собственной оценке тренеров, только 33% из них в достаточной мере знают Олимпийскую хартию, а почти 67% хотя бы "что-то" слышали (читали) о ней, но знают о ней крайне мало. Даже официальный девиз олимпийского движения смогли указать только 50,6% тренеров. 6% тренеров не смогли ответить даже на вопрос о том, где были последние Олимпийские игры. 62,6% тренеров, по их собственному признанию, не знают о существовании приза "Фэйр плэй" [10, с.107-108].

В рамках олимпийского движения предпринимаются попытки приобщения спортсменов - участников этого движения - и к гуманистическому идеалу всесторонней, гармонично развитой личности. Этот идеал широко пропагандируется, например, на сессиях Международной Олимпийской Академии и Национальных Олимпийских Академий, которые созданы во многих странах. В рамках этих усилий проводится работа, направленная на формирование у спортсменов высоконравственного поведения в олимпийских соревнованиях. В 1964 г. создан Международный комитет "Фэйр плэй" (ИКФП), который стремится разъяснять спортсменам принципы "честной игры", призывает их к соблюдению этих принципов, регулярно вручает призы "Фэйр плэй" и т.д.

Однако целый ряд факторов противодействует этим усилиям.

Во-первых, спорт не изолирован от других сфер жизни, в которых, как правило, господствует ориентация не на гуманистические, а на сугубо прагматические, технократические ценности, на узкопрофессиональное, одностороннее, а не на гармоничное и всестороннее развитие, преобладает стремление к достижению успеха любой ценой. Это неизбежно отражается и на спорте.

При организации занятий спортом и спортивных соревнований, в том числе олимпийских, как правило, используется лишь одна модель, предусматривающая конкуренцию, соперничество спортсменов друг с другом, выявление победителей и побежденных, моральное и материальное поощрение главным образом и наиболее ценными, значимыми призами тех, кто показывает наиболее высокие результаты в определенном виде спортивной деятельности. При проведении соревнований спортсмены разделяются на группы в соответствии со своим возрастом, полом, уровнем физического развития и т.д.

Средства массовой информации основное внимание уделяют победителям и рекордсменам, редко выделяют и пропагандируют тех спортсменов, которым удалось добиться высоких достижений не только в спорте, но и в других видах творческой деятельности.

На спортивных тренировках, в том числе детей и подростков, основной акцент, как правило, делается на физическое развитие занимающихся, нередко в ущерб их духовному развитию. Не используются в полной мере огромные возможности спорта для формирования и совершенствования творческих, эстетических и других духовных способностей человека, его нравственной, коммуникационной, экологической культуры. Редко предпринимаются усилия для развития у детей и молодежи, активно занимающейся спортом, интереса к различным видам интеллектуальной и художественной деятельности, в том числе к художественному отображению спорта, его гуманистическому осмыслению средствами искусства (музыки, живописи, фотографии и т.д.).

Следует учитывать также низкий уровень подготовленности специалистов в области физического воспитания и спорта к работе по приобщению детей и молодежи к указанным выше идеалам и ценностям олимпизма. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты опроса (в ходе указанного международного исследования) преподавателей физического воспитания вузов, студентов IV курса ГЦОЛИФКа (т.е. тех, кто практически закончил учебу и в ближайшее время должен начать работу в области физической культуры и спорта) и тренеров юных футболистов.

Данный опрос показал, что сами респонденты считают себя слабо подготовленными к работе по использованию спорта для всестороннего и гармоничного развития личности занимающихся спортом, особенно для формирования и совершенствования их творческих, эстетических и других духовных способностей, нравственной, коммуникационной и экологической культуры и т.д. Более того, многих из них эта работа вообще не интересует. Интерес для них представляет лишь влияние занятий спортом на здоровье и физическое развитие занимающихся, а не воздействие этих занятий на личность занимающихся, на их культуру и т.д.

Показательна и оценка, которую опрошенные преподаватели физического воспитания вузов, студенты ГЦОЛИФКа и тренеры давали поведению спортсменов в тех или иных ситуациях. Так, например, при ответе на вопрос, какова будет их реакция на действия воспитанника, который во время соревнования добивается успеха, нарушая при этом правила спортивной этики, 16% опрошенных преподавателей ответили, что они не собираются каким-либо образом реагировать на это, а 24% затруднились дать ответ на поставленный вопрос. Более одной трети (33,3%) тренеров заявили, что основной акцент они сделают на успех спортсмена, а не на нарушение им правил спортивной этики. С точки зрения 16% преподавателей, 14% студентов ГЦОЛИФКа и 25% тренеров, на грубую и нечестную игру соперников команда должна отвечать тем же. 5% преподавателей, 12% студентов ГЦОЛИФКа и 50% тренеров полагает, что спортсмен может притворяться, симулировать травму, нарушать правила, если это способствует победе его команды. При ответе на вопрос о том, какие черты спортсменов-олимпийцев наиболее привлекательны для них, 70% преподавателей, 79% студентов ГЦОЛИФКа и 83% тренеров указало на способность показывать высокие спортивные результаты, профессиональное мастерство. Лишь 36% преподавателей, 21% студентов ГЦОЛИФКа и 66% тренеров отметили высокую нравственность и культуру поведения спортсмена, а 44% преподавателей и 30% тренеров - всестороннее и гармоничное развитие его личности (ни один из студентов не указал на это).

Такая ориентация специалистов в области физической культуры и спорта, уровень их подготовленности к работе по приобщению детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, а также другие упомянутые выше факторы негативно влияют на эффективность этой работы. Увеличивается разрыв между физическим и духовным развитием подрастающего поколения. У детей и молодежи, в том числе у спортсменов, формируется и усиливается ориентация не на гармоничное и всестороннее, а на однобокое, одностороннее развитие, не на красивые и благородные поступки в спортивных поединках, а на победу любой ценой - даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов. Вместе с тем усиливается стремление использовать победы и высокие достижения в спорте, в олимпийских соревнованиях для того, чтобы заработать деньги, приобрести иные материальные блага, славу, поднять свой престиж, продемонстрировать превосходство одной нации, страны над другой.

Не случайно поэтому широкое распространение получило мнение о спортсменах, в том числе олимпийцах, как о физически крепких, здоровых людях, способных показывать самые высокие результаты в спорте, но вместе с тем имеющих ограниченный интеллект, низкий уровень общей и особенно духовно-нравственной культуры. В ходе международного исследования такое мнение поддержали, в частности, 75% школьников, около 80% студентов и около 50% юных футболистов.

Стали популярными взгляды о несовместимости активных занятий спортом на "олимпийском уровне" с гармоничным развитием, с достижением высоких результатов в других видах деятельности. Поэтому сам идеал гармонично развитого атлета нередко вообще не включают в число основных ценностей олимпизма. Об этом свидетельствуют и результаты опроса, например, студентов. Только 33,5% опрошенных студентов считают всестороннее и гармоничное развитие личности важным качеством для современного человека и лишь 35,5%, отвечая на вопрос о том, какие идеалы и ценности олимпизма являются для них наиболее привлекательными, указали на идеал всесторонне и гармонично развитой личности. А реально на эту ценность ориентируется еще меньшее число студентов. Так, например, только 16,5% респондентов, судя по их ответам, ставит перед собой цель добиться всестороннего и гармоничного развития на основе занятий физкультурой и спортом; к повышению уровня своей культуры стремится лишь 8,5% респондентов, а стать честным, добрым, благородным - и того меньше - 8,3% [18, с.81-82].

Особую тревогу вызывает слабая ориентация подрастающего поколения на принципы "честной игры" и рыцарского поведения в спортивных поединках. При опросе и студентов, и школьников, и юных спортсменов, как правило, выявляется противоречие между их согласием с определенными нравственными нормами и слабой ориентацией на эти нормы в тех конкретных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе спортивных соревнований и требуют нравственной оценки.

При опросе студентов декларативное признание нравственных норм поведения проявилось в их ответах на многие предложенные им вопросы анкеты. Так, например, при ответе на вопрос о том, какие идеалы и ценности олимпизма являются для них наиболее привлекательными, большинство респондентов указало на принцип честной игры, 44,6% отметили, что он является для них наиболее привлекательным, а 24,4% - что он в определенной степени привлекает их. Отвечая на вопрос о том, каким образом советские спортсмены должны относиться к спортсменам других стран, с которыми им приходится встречаться в ответственных соревнованиях (например, бороться за медали на Олимпийских играх, чемпионатах мира и т.д.), почти половина (44%) респондентов высказались за позицию, соответствующую нравственным принципам. Они выбрали следующий вариант (из четырех, предложенных им): "как к соперникам, которых надо обязательно победить, но в честной, справедливой борьбе". 17% респондентов заняли еще более нравственную позицию:"как к друзьям, в соревновании с которыми главной задачей надо ставить не победу, а общение, взаимопонимание,сотрудничество". Только около 4% предпочли иной вариант:"как к противникам (злейшим врагам), которых надо победить во что бы то ни стало (любыми средствами)".

Примерно такая же картина обнаруживается и при анализе ответов респондентов на вопрос о том, какие спортсмены (команды) заслуживают более высокой оценки и одобрения: те, которые добились победы в ответственном соревновании, хотя при этом действовали не очень красиво, допустили нарушение правил честной игры, или те, которые строго соблюдали данные правила, доставили зрителям удовольствие красотой своих действий, старались изо всех сил, но все-таки добились победы. Большая часть (44,3%) респондентов предпочла вторую, более нравственную позицию, и лишь 7,5% -первую (значительная часть - 15% - не смогла отдать предпочтение ни одному из этих вариантов).

Однако анализ ответов респондентов на другие, "контрольные", вопросы показывает, что на самом деле не все они ориентированы на нравственные ценности. Слабая ориентация значительного числа респондентов на нравственные ценности особенно наглядно проявилась, когда нужно было от общей декларации признания нравственных норм поведения перейти к оценке той или иной конкретной ситуации во время спортивных соревнований.

Так, например, меньше 40% полагает, что игрок всегда должен беспрекословно подчиняться решению судьи (такого мнения придерживается 51% студентов IV курса и 29% первокурсников, 48% студентов и 34% студенток). Только 22% респондентов считает, что самое главное для игрока - показать красивую игру, даже если это не позволяет добиться победы. Лишь 23% исходит из того, что обязанность каждого игрока - строго соблюдать правила, быть честным и справедливым, по-рыцарски вести себя, даже если он (его команда) проигрывает. Только 12% полагает, что при нарушении правил игрок должен прекратить игру, даже если судья не заметил нарушения.

Вместе с тем 8% респондентов присоединились к мнению о том, что спортсмен может притворяться, симулировать травмы, нарушать правила, если это способствует победе его команды; 12% студентов и 4% студенток согласны с тем, что на грубую и нечестную игру соперников команда (спортсмен) должны отвечать тем же, а 11% студентов и 8% студенток - с утверждением о том, что если судья колеблется в своем решении, игрок должен повлиять на его решение своим протестом; 3% респондентов придерживаются мнения о том, что игрок может позволить себе любые нарушения, лишь бы это оставалось незамеченным судьей.

Интересно отметить, что при ответе почти на все вопросы, связанные с оценкой игровых ситуаций, значительно большее число югославских студентов по сравнению с бывшими советскими занимает нравственную позицию. Для примера: не 40% (как при опросе советских студентов), а 65% (югославских респондентов) стоят на той позиции, что игрок должен всегда беспрекословно подчиняться решению судьи; не 22%, а 59% считают, что самое главное для игрока - показать красивую игру, даже если это не позволяет добиться победы; не 23%, а 63% признает обязанность каждого игрока строго соблюдать правила, честно вести спортивный поединок, даже если он (его команда) проигрывает; не 12%, а 17% полагает, что при нарушении правил игрок должен прекратить игру, даже если судья не заметил нарушения, и т.д.

Слабая ориентация многих студентов на нравственные ценности проявляется и в их оценке ситуации, которая может случиться в важном, ответственном соревновании: один из спортсменов увидел, что его товарищ по команде добился успеха (забил гол, отобрал мяч у противника и т.д.), нарушив при этом правила, а судья не заметил этого нарушения. Респондентам предлагалось выбрать такой вариант поведения этого спортсмена, который они считали наиболее правильным. Наибольшее число респондентов - 21,7% (33% студентов и 17% студенток) предпочли такой вариант: во время игры спортсмен должен сделать вид, что ничего не заметил, и лишь после игры сообщить об этом тренеру и товарищам по команде. Одна пятая часть респондентов затруднились ответить на вопрос и сделать выбор. 18,4% избрали следующий вариант: никак не отреагировать на замечания - ни во время игры, ни после. И лишь совсем незначительное число респондентов - 6,6% - предпочли вариант, основанный на соблюдении принципов честной игры: сразу во время игры сообщить судье о нарушении правил и добиваться отмены его решения [18, с. 72- 75].

Аналогичные результаты получены и при опросе школьников. В частности, у 30% школьников наибольший интерес при наблюдении за спортивными поединками вызывают драки, столкновения, споры спортсменов друг с другом. Меньше половины отдали приоритет в спорте красивой игре над победой. Более 50% согласны с тем, что сильного игрока противника надо нейтрализовать любым способом [12, с.93-94]. 2

Слабую ориентацию и студентов, и школьников на нравственное поведение в спорте подтверждают и результаты опроса относительно их реального поведения в спортивных соревнованиях. Так, например, лишь 24% опрошенных студентов, которым доводилось принимать участие в спортивных соревнованиях, сообщили о том, что им не приходилось добиваться успеха в этих соревнованиях за счет нарушения правил, которого судья не заметил. А из числа тех студентов, которые добивались успеха таким образом, только небольшая часть - 11% переживали об этом (причем очень сильно - только 4%). Лишь 7,5% респондентов указали на то, что если бы такая ситуация повторилась в настоящее время, они поступили бы иначе. Почти 23% опрошенных студентов затруднились ответить на данный вопрос, продемонстрировав тем самым неопределенность своей нравственной позиции к такого рода ситуации.

Самое важное состоит, однако, в том, что активные и регулярные занятия спортом не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте. Исследования, проведенные в разное время и в разных странах (Мантел Р. и Вандел Велден, 1974; Хейнила К., 1974; Аллисон М., 1982; Регниер Г., 1984; Мунго Д. и Фелтц Д., 1985; Гонсалвес К., 1988; Винник В.А., 1990; Гутин А.Т., Самусенков О.И., Сегал Ю.П., Стопникова Е.В. и др. - по проекту и под руководством Столярова В.И., 1982-1992 и др.), показывают, что те, кто не участвует регулярно в спортивных соревнованиях, проявляют гораздо больше желания выступать за соблюдение кодекса честной игры, чем участники состязаний [10,12,18,19,22,23,26,27,29].

По данным ряда исследователей, такая позиция значительно ярче выражена у спортсменов даже по сравнению с физкультурниками. На основе опроса более 3 тысяч человек (в том числе более двух тысяч в возрасте от 12 до 25 лет) В.А.Винник и В.А.Пономарчук пришли к выводу, что спортсмены в гораздо большей степени, нежели физкультурники, готовы нарушать правила соревнований в целях достижения успеха. К примеру, согласно полученным ими данным, 13,4% физкультурников и 21,1% спортсменов занимают позицию, согласно которой в важной и ответственной спортивной игре допустимы все средства; готовы на нечестный поступок во имя личной выгоды 8,1% спортсменов и 5,9% физкультурников [3, с.14].

Ряд исследователей отмечает, что молодые люди, которые интенсивно участвуют в спортивных соревнованиях в течение нескольких лет, как правило, проявляют меньшую склонность связывать себя правилами честной игры [29]. По данным, полученным В.А.Винник, среди спортсменов низкой квалификации, которые были ею опрошены, 20,5% готовы пойти на бесчестный поступок в соревнованиях ради победы, а среди спортсменов 1 разряда и выше таковых уже 35,5% [3, с.16].

Эти выводы подтверждают и данные опроса юных футболистов, если их сравнивать с приведенными выше данными опроса школьников и студентов, большинство из которых не являются спортсменами. Так, например, более 80% юных футболистов (значительно больше, чем процент школьников и студентов) допускает грубую игру спортсмена (команды) в ответ на такую же игру соперника. 75% считает, что игрок может сыграть рукой, если судья этого не видит. 80% юных футболистов во имя победы неоднократно нарушали правила честной игры, причем лишь 8% сильно переживали об этом, 60% переживали, но не очень, а 33% - совсем не переживали. 37% заявили, что в аналогичной ситуации они вновь поступили бы точно так же, как и раньше [10, с.63-67].

Приведенные выше факты свидетельствуют о существенных проблемах и трудностях в приобщении подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма.

 

Пути решения проблем и преодоления трудностей.

Прежде всего нужна существенная активизация работы с целью приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма, поиск новых путей, форм и методов такой работы. Основные усилия при этом должны быть сосредоточены на решении прежде всего следующих задач: повышение уровня знаний детей и молодежи об олимпизме, его основополагающих принципах и ориентация подрастающего поколения на гуманистические, духовно-нравственные ценности олимпизма.

Для достижения этой цели как минимум требуется:

1. Создание эффективной системы олимпийского образования детей и молодежи: в школе, вузе, других учебных заведениях, в спортивных коллективах и т.д. [12,15]. При этом целесообразно использовать значительный опыт, накопленный в этом отношении другими странами [см., в частности, 24].

2. Поиск и применение на практике таких новых моделей организации и проведения олимпийских соревнований, прежде всего для детей и подростков, которые ориентируют их участников на духовно-нравственные, культурные ценности: препятствуют формированию стремления к победе любой ценой, проявлению насилия, грубости, агрессивности, национализма; формируют стремление к гармоничному развитию и высоконравственному поведению; выдвигают на передний план не соперничество, а сотрудничество, единение участников соревнований, их общение друг с другом, а также с природой; обеспечивают участие в соревнованиях детей с серьезными физическими недостатками, детей-инвалидов вместе со здоровыми детьми и создают для всех участников равные шансы на победу и т.д.

3. Повышение творческой активности самих детей в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма, в олимпийском движении.

4. Повышение готовности специалистов в области физической культуры и спорта к работе по олимпийскому образованию и воспитанию, к культурно-спортивной работе среди детей и молодежи.

5. Активизация работы средств массовой информации, радио, телевидения по разъяснению и пропаганде идей олимпизма.

6. Активизация научных и научно-прикладных исследований для выявления оптимальных программ олимпийского образования и воспитания, развертывания детского олимпийского движения и т.д.

7. Расширение контактов с зарубежными организациями для проведения совместных акций и мероприятий, содействующих приобщению подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма.

В настоящее время разработан олимпийский проект "СпАрт", в котором конкретизируются эти общие подходы к решению проблемы приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма [16,17,39,40 и др.]. Начата работа по реализации данного проекта.3

ЛИТЕРАТУРА

1. Визитей Н.Н. Спорт и эстетическая деятельность. Кишинев: Штиинца, 1982.

2. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. Философские очерки. Кишинев: Штиинца, 1986.

3. Винник В.А. Эффективность различных форм физкультурно-спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности: Автореф.дис...канд. пед. наук. М., 1991.

4. Живанович Ж., Драгутинович С., Карович Ж. Современный олимпизм глазами сербских студентов// Возвращение к олимпийским идеалам. Харьков, 1992.

5. Кравчик З. Спорт и современные образцы культуры: Доклад на научном конгрессе. М., 1974.

6. Лоу Б. Красота спорта. М.: ФиС, 1984.

7. Олимпийская хартия. М., 1991.

8. Проблемы резервных возможностей человека. М.: ВНИИФК, 1982.

9. Рабочая программа проведения социологического исследования "Спортивно-гуманистическое и олимпийское воспитание студенческой молодежи". Харьков, 1990.

10. Самусенков О.И. Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Дис.... канд. пед. наук. Малаховка, 1989.

11. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта: Учебное пособие для институтов физической культуры. М., 1984.

12. Сегал Ю.П. Идеалы и ценности олимпизма как средство повышения эффективности работы по коммунистическому воспитанию школьников старших классов: Дис...канд. пед. наук. М.,1989.

13. Соколов В.А. Источники физкультурно-спортивной активности молодежи. Минск: Полымя, 1987.

14. Столяров В.И. Спортивные рекорды - смысл и значение. М.: ГЦОЛИФК, 1988.

15. Столяров В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи. М.: ГЦОЛИФК, 1989.

16. Столяров В.И. Проект "СпАрт"// Спортивно-гуманистическое движение СССР. Основные документы. М., 1990.

17. Столяров В.И. Проект "СпАрт". М., 1991.

18. Стопникова Е.В. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: Дис... канд. фил. наук. Нижний Новгород, 1992.

19. Allison M.T. Sportsmanship; Variations based on sex and degree of competitive experience// A. Dunleavy, A. Miracle, C. Rees (eds). Studies in the Sociology of sport. Fort Worth: Texas Christian University Press, 1981.

20. Fair play para todos. Declaracion del CYFP. - Munchen, Paris, 1992.

21. Fundamentals of sport for all. International Congress 1986. German Sports Federation, March q-12, 1986, Frankfurt on the Main. Deutscher Sportbund 1986.

22. Goncalves C. The fair play and the young sport participants// Paper presented at the 1989 a.I.E.S.E.P. World Convention "Movement and sport - a challenge for life - long learning". Jyvaskyla, Finland. 1989.

23. Heinila K. Ethics of sport. University of Jyvaskyla. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Finland, N 4, 1974.

24. International Olympic Academy Report of the International Sessions for educationists 1973-1977-1979. Ancient Olympia, 1980.

25. "Kultura fiziczna", 1977, N 5.

26. Mantel R.C. I Vander Velden, L. The relationship between the professionalization of attitude toward play of preadolescent boys and participation in organized sport// G. Sage (eds.) Sport and American society. Reading Mass: Addison Wesley. 1974.

27. Mugno D.I. Feltz D. The Social learning of agression in youth football in the United States.// Canadian Journal of applied sport Sciences. N 1. 1985.

28. Olimpische Leistung. Ideal, Bedingungen, Grenzen. Begegnungen zwischen Sport und Wissenschaft. - Koln: Bundesinstitut fur Sportwissenschaften, 1981.

29. Regnier G. Youth sport and fair play: does organized sports promote what it says it promotes?// Paper presented at the Olympic Scientific Congress in Eugene, Oregon. 1984.

30. Simon R.L. Sports and Social Values. - Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1985.

31. Sport w ksztaltowaniu kultury i osobowosci. - Warszawa, 1983.

32. Sport and Leisure. VII th International Seminar in Poland, Warsaw. September 11-15, 1977. Warsaw 1977.

33. Sport in the Modern World-Chances and Problems. Papers, Results, Materials of Scientific Congress: Munich, August 21 to 25, 1972. Springer Verlag, Berlin. Heidelberg. N V, 1973.

34. Sport and Humanism. Proceedings of the International Workshop of Sport Sociology in Japan. - Gotenba, 1988.

35. Sport and international Understanding. Proceedings of the Congress Held in Helsinki, Finland, July 7-10, 1982. Berlin: Springer-Verlag, 1984.

36. Sport for all. Proceedings of the World Congress on Sport for all held in Tampere, Finland, on 3-7 June 1990. Amsterdam. New York. Oxford: Elsevier Science Publishers. 1991.

37. Sport i kultura// red. Krawczyk Z. Warszawa: Panstwowe wydawnictwo naukowe, 1981.

38. Sport in Contemporary Society. An authology. - New York: St. Martin's Press. 1979.

39. Stolyarov V. The humanistic value of modern sport and how to increase it// JCSS Seminar. Sport: Social chance and social process. Tallin, 1991.

40. Stolyarov V. The International project "SpArt" - a program of increasing spiritual-and-cultural potential of modern sport on the basis of strengthening its connection witn art// Second World Congress on sport sciences. Barcelona, 1991.

41. Witt G. Asthetik des Sports. Berlin: Sportverlag, 1982.


1 В проведении опрса принимали участие В.М. Лабскир, Ю.П. Сегал, С.И. Курило, О.И. Самусенков, Е.В. Стопникова, И.В. Баринова, И.В. Черевач и др.

2 К.Гонсалвес, опросивший в 1988 г. в португалии около 2,5 тыс. школьников, обнаружил, что более 60% из них считают допустимыми любые действия (в том числе грубость по отношению к сопернику), если они не будут замечены судьей (с.22)

3 См. Статью В.И. Столярова, помещенную в данном ежегоднике


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Проблема приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма / Столяров В.И. [и др.] // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 10-23.