ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА СПОРТА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА СПОРТА
(ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

А.М. Максименко,
кафедра теории и методики
физического воспитания

В основу данного теоретического исследования положены три теоретико-методологических предпосылки.

Первая из них связана с современной трактовкой понятия "спорт". Большинство специалистов признают , ч то спорт есть собственно соревновательная деятельность .Следовательно , для исследователя это означает , что структура спорта может изучаться путем анализа его основного сущностного признака- собственно соревновательной деятельности .

Второй предпосылкой , позволяющей выявить внутреннюю структуру спорта , служат фундаментальные положения общей теории системно-структурного анализа . Их сущность состоит в том , что все сложные образования состоят из отдельных элементов , находящихся в определенной взаимосвязи и выполняют в целостной системе свои специфические функции .

Третьей существенной предпосылкой изучения проблемы внутренней структуры собственно соревновательной деятельности являются основные положения теории деятельности ( Леонтьев А.Н., Выготский Л.С.).А так как соревновательная деятельность есть один из видов человеческой деятельности, то ей в целом будут свойственны все основные положения общей теории деятельности. Кратко обозначим важнейшие категории , свойственные любой сознательной деятельности человека

1. Деятельность человека обычно имеет цель, т.е. осознанный образ предвосхищаемого результата , на реализацию которого она направлена . Термин "цель" является осознанным выражением категории "потребности" . Поскольку процесс удовлетворения потребности осуществляется в форме целенаправленной деятельности , то она сама выступает как основной источник активности человека.

2. Сознательной деятельности человека свойственна также мотивация , т.е. постоянно действующая внутренняя или внешняя (тогда это стимул ) побудительная сила .И хотя в категории "цель" содержится стратегический источник активности человека , для ее непрерывного воспроизводства необходимы постоянно действующие побудители. Таковыми являются мотивы , стимулы , интересы.

3. Следующие две категории , объективно присущие любой человеческой деятельности , обозначаются понятиями "содержание " и "форма" деятельности. Эти два понятия выражают и в основном характеризуют практическую сторону деятельности человека, в то время как термины "цель" и "мотив" отражают ее субъективно-духовный аспект.

Таким образом, опираясь на вышеупомянутые предпосылочные соображения, внутренняя структура спортивной деятельности , на мой взгляд , может быть охарактеризована выявлением сущности ее цели , мотивации , содержания и формы.

Спорт ,как средство и метод физического воспитания , отличается от других форм физической культуры обязательным наличием соревновательного начала, когда каждый участник постоянно стремится к превышению уже достигнутого либо им самим , либо другими спортсменами . Следовательно , при этом условии можно полагать , что основной целью собственно соревновательной деятельности всегда будет производство личного спортивного достижения , которое вполне может оказаться рекордным того или иного масштаба.

Что касается "содержания" собственно соревновательной деятельности, то в специальной литературе оно выражается самыми разнообразными терминами , такими как физические упражнения, работа, нагрузка , напряжение , либо более определенными, типа бег, прыжки, метания, поднятие штанги и т.п.

Такое многообразие терминов , не всегда полно и корректно , отражает само "содержание" спортивной деятельности . Поэтому для обобщенного обозначения содержания собственно соревновательной деятельности автор предлагает использовать достаточно понятный , и в тоже время исчерпывающее емкий термин " усилие". Дело в том , что "усилия" проявляют все без исключения соревнующиеся : бегун и штангист , гимнаст и метатель, футболист и шахматист в специфических условиях своего вида спорта. Именно усилия рождают достижения . И в этом собирательном и достаточно родственном по своей сути к спорту термине , содержание спортивной деятельности выражается наиболее обобщенно и достаточно корректно.

Мотивационным компонентом спортивной деятельности , постоянно побуждающим человека проявлять соответствующие усилия , являются , на мой взгляд, те, конкретно-предметные реалии, стимуляторы, которые отражают специфику соревновательной деятельности. В одних видах спорта преодолевается за минимально возможное время дистанция , в других поднимается определенный вес, в третьих преодолевается поднятая вверх планка и т.д. И везде есть преодоление . Со словом " преодоление" в русском языке великолепно коррелирует слово "препятствие". Поэтому процесс преодоления препятствия на пути к достижению цели - это и будет постоянно действующим оперативным мотивом в этой деятельности . Таким образом , специфическим для спортсмена в его деятельности универсальным , обобщенным мотивом может служить та конкретная реальность , которая обозначается как понятие "препятствие". Логика развития максимальных человеческих способностей такова , ч то они совершенствуются только в активной деятельности , только в результате преодоления препятствия типа пространства, времени , отягощения , своего состояния и т.д., т.е. внутренний мотив существует в самом реально разворачивающемся процессе спортивной соревновательной деятельности , связанной с преодолением специфических препятствий .

Таковы три конкретных содержательных элемента , составляющих природную структуру спортивной деятельности (спортивное достижение, усилие, препятствие). Условно их , конечно, можно считать относительно самостоятельными , однако порознь существа спорта они не отражают , для этого нужна объединяющая в единое целое форма . В спорте таковым функционально и структурно связующим стержнем безусловно является "соревнование" , как специфическая для спорта форма его жизни .

Таким образом , на мой взгляд , внутренняя структура собственно соревновательной деятельности (а стало быть и спорта в целом ) в своей совокупности может быть представлена следующими четырьмя элементами , имманентно присущих природе спорта:

1. спортивное достижение отражающее целевую функцию собственно соревновательной деятельности;

2. усилие , представляющее собой основное содержание спортивной деятельности , главное специфическое средство, с помощью которого достигается поставленная цель;

3. препятствие , выполняющее функцию оперативного мотива , определяющего величину проявляемых усилий на пути к достижению цели;

4. соревнование, как основная форма, объединяющая все структурные элементы в единое целое, называемое спортом.

Обозначим сущность каждого из них и их функциональные роли в целостной структуре собственно соревновательной деятельности.

-СПОРТИВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ - это положительный количественный или качественный результат , зафиксированный в условиях спортивного состязания. Его следует отличать от термина "спортивный результат" , который представляет собой любой зафиксированный в соревновании показатель , не обязательно положительный .

В любом спортивном достижении заложены две диалектически противоречивые тенденции, борьба между которыми и является решающим источником роста спортивных достижений . Это противоречие между достигнутым результатом и стремлением во чтобы то ни стало его превзойти .

Первая тенденция связана с рождением самого спортивного достижения , когда спортсмен добивается определенного достижения становится чемпионом , рекордсменом или просто улучшает свой личный результат. Цель становится достигнутой.

Вторая тенденция связана с отрицанием достижения , т.к. сразу же после его появления оно становится объектом многочисленных атак соперников рекордсмена , или самого его создателя . И очередная цель при этом будет очевидной - превзойти показанное достижение , превысить его ,установить новое , более высокое. В этом и заключается один из источников постоянного роста спортивных достижений, в принципе они будут улучшаться , пока существует спорт.

Отсюда спортивное достижение, как сущностная цель соревновательной деятельности , выполняет по меньшей мере две специфические функции:

-стимулирующую функцию , побуждающую спортсмена к еще более высоким достижениям;

-ретроспективно- нормативную функцию , дающую представление о человеческих возможностях в различные исторические периоды.

Вместе с тем , спортивное достижение не остается достоянием только спортивной среды . Оно выносится на общественную оценку и одобрение , рассматривая в достижении определенные возможности совершенствования человеческих способностей.

-УСИЛИЕ - это проявленная человеком комплексная (физическая, психическая и т.д.) активность, направленная на достижение поставленной цели.

По своему характеру усилия могут быть многоплановыми и иметь разную природу. Физические усилия проявляются, главным образом, на уровне двигательной деятельности, интеллектуальные - на уровне умственной активности, моральные - на уровне поведенческой практики и т.д. (Г.Г. Наталов, 1981).

Спортивное усилие зачастую требует проявления не только физического, но в разных соотношениях и других типов усилий . Обычно спортивное усилие представляет собой активную , согласованную работу всех систем организма, обеспечивающих спортивную деятельность . А так как спортивное достижение всегда определяется величиной затраченного усилия (это уже аксиома ), то фактически вся спортивно-тренировочная и собственно соревновательная деятельность является ни чем иным как основным способом развития и совершенствования умения проявлять максимальные усилия. В результате тренировочного процесса достигается также привычка к усилию. Поэтому спорт считается хорошим средством воспитания воли, всегда требующей соответствующих немалых усилий.

Отсюда можно заключить , что основным содержанием собственно соревновательной деятельности , всегда являются усилия спортсмена, развертываемые на максимальном уровне их проявления. Именно такие усилия рождают спортивные достижения. В связке "усилие - достижение" усилие выполняет своего рода материальную функцию основного производителя достижения . Само же спортивное достижение - это уже следствие , т.е. результат действия данной причины. Таким образом, специфической функцией усилия является непосредственная реализация цели спорта -производство спортивного достижения.

-ПРЕПЯТСТВИЕ - это определенная преграда , требующая от спортсмена проявления адекватных усилий на пути к достижению поставленной цели .

Препятствия в спорте являются не только важной , но и совершенно необходимой реальностью . Они выполняют в нем две существенные специфические функции .

Во-первых , препятствия являются своеобразным инструментом для производства спортивного усилия . В каждом виде спорта существуют свои специфические препятствия , которые преодолевает спортсмен, показывая тот или иной результат. Так для прыгуна в высоту таким препятствием служит поднятая вверх планка , для тяжелоатлета - вес штанги , для борца , теннисиста или фехтовальщика - сопротивление соперника , для бегуна - время и т.д. Без подобных препятствий спортсмену не на чем проявлять свои усилия , т.е. сам спорт как реальность невозможен. И в этом плане препятствия - это именно инструмент , на котором рождается достижение , подобно тому как музыка рождается на фортепьяно или флейте.

Второе функциональное назначение препятствия состоит в том, что оно выполняет роль оперативного мотива, постоянно побуждающего спортсмена к проявлению необходимых в спортивной деятельности усилий , а следовательно, и производству достижений . При этом важно отметить , что между такими категориями спорта как усилие и препятствие существует прямая положительная связь.

И как это не покажется странным , в этой связке роль независимой величины принадлежит не усилию, а именно препятствию , т.к. человек проявляет тем больше усилия , чем значительнее препятствие. К примеру, спортсмен, способный выполнить прыжок в высоту два метра , вряд ли будет проявлять такие же максимальные усилия , преодолевая полутораметровую высоту . Он проявит столько сил , сколько требует данное незначительное для него препятствие . Поэтому , четко выраженная в спорте тенденция к постоянному повышению препятствий , вызывается необходимостью совершенствования у спортсменов способности демонстрировать предельные усилия , т.к. только подобные усилия производят высокие достижения .

Отсюда преодолеваемые спортсменом препятствия , если они достаточно высоки , действуют на его сознание в качестве необходимого действующего стимулятора к проявлению значительных усилий не только в соревновательных , но и в тренировочных условиях.

Таким образом, если спортивное достижение в качестве конечной цели способно выполнять роль установочного мотива, мобилизующего человека на высокую спортивную активность , то препятствие выполняет не менее важную функцию текущего оперативного , постоянно действующего стимулятора к проявлению необходимых усилий .

- СПОРТИВНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ - это регламентированный правилами способ соперничества спортсменов , при котором каждый из них старается показать наилучший результат .

Вся история спортивного движения свидетельствует о страстном желании сравняться с сильнейшими, превзойти их, победить. Стремление к превышению является одной из главных причин спортивного прогресса . И без присущего человеку психо-социального порыва на опережение , спорт не получил бы массового развития и общественного признания . Наличие у спортсмена стремления к превышению доказывается тем фактом , что при прекращении личного прогресса у него теряется вкус и притягательность к спорту ; он либо пытается продлить свое участие в спорте за счет старых заслуг , либо прекращает свою спортивную карьеру. О спорте в истинном смысле здесь речь уже не идет.

В рамках внутренней структуры спорта спортивное соревнование выполняет по меньшей мере три конкретных специфических функции - формообразующую , координирующую , стимулирующую.

Формообразующая роль спортивного соревнования проявляется в том, что оно объединяет и связывает в единое целое все рассмотренные структурные компоненты спорта, ибо отдельно взятые они сами по себе спорта не образуют . Реальным он становится только благодаря такому предметному компоненту, как спортивное соревнование . Отсюда спортивное соревнование есть не что иное , как форма существования спорта. Нет соревнования , не может быть спорта, он существует и реально проявляется только в самом соревновании.

Координирующая функция соревнования заключается в том , что оно приводит к более или менее согласованному взаимодействию между собой все компоненты внутренней структуры спорта. К примеру, спортсмен на данном соревновании поставил себе цель показать высокий результат. Однако, в итоге выявилось, что физические возможности для этого недостаточны , т.е. неадекватны цель и усилие. И к следующему состязанию спортсмен поставит себе либо более реальную цель, либо тренировочной работой заметно повысит свои физические возможности , что приведет к более согласованным и скоординированным реалиям в структуре собственно соревновательной деятельности.

Стимулирующая роль соревнования состоит в том, что только в условиях соперничества человек способен проявить свои возможные максимальные усилия . При этом немаловажен тот факт , что одновременно увеличиваются возможности реализации функций каждого отдельного структурного элемента, а так же общая, целевая, результирующая всей системы спорта. К примеру, усилие возрастает при значительном препятствии , при более высокой цели, а также при сильном соперничестве . Подобная взаимная "подпитка" основных составляющих спорта особенно заметно проявляется в условиях подлинного соперничества. Именно поэтому к спортивному соревнованию , его организации и содержанию предъявляются особые требования. Предположим , при организации соревнования был нарушен один из существенных принципов справедливого соперничества - принцип равенства шансов , сильный спортсмен встречается с более слабым. Достойного соперничества при этом не произойдет , результаты обоих с большой долей вероятности окажутся ниже потенциально возможных.

Таким образом, спортивное соревнование в структуре спорта является генетической формой его существования.

Литература

1. Анохон П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. П.К. Анохин . Избранные труды. М. 1978г.

2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М. "Наука", 1973г.

3. Визитей Н.Н. Социальная природа современного спорта. Кишинев, 1979г.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. 1960 г.

5. Демени Жорж. Воспитание усилий. Петроград. 1915 г.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М .ИПЛ, 1977 г.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М. "ФИС" , 1991 г.

8. Наталов Г.Г. Генезис, структура и функции спорта. Рукопись ,1981 г

9. Овчинников Н.Ф. Принципы сохранения. М. 1966 г.

10. Платонов К.К. Проблемы способностей. М. "Наука" , 1972 г.

11. Рудик П.А. Психологическая структура спортивной деятельности. М. ГЦОЛИФК, 1980 г.

12. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. " Просвещение", 1969 г.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Максименко, А.М. Внутренняя структура спорта: (Постановка проблемы) // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 5. - С. 85-91.