ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАССОВОЙ ГИМНАСТИКИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАССОВОЙ ГИМНАСТИКИ

А.В.Менхин
кафедра гимнастики

Понятие "массовость физической культуры" в нашей стране является историческим и реально значимым. Внедрение физической культуры в повседневную жизнь людей осуществлялось на протяжении многих лет. Можно вспомнить популярность среди населения таких массовых форм занятий физическими упражнениями как: утренняя зарядка "по радио", физкультурные минутки в школах, производственная гимнастика, физкультурные праздники, парады и спартакиады. Существовала широкая сеть специализированных спортивных секций для детей и молодежи, которые объединяли миллионы занимающихся. Но для каждого периода развития общества, для конкретной сферы деятельности существуют свои особенности, акценты и приоритеты.

Проблема духовного и физического развития членов общества является актуальной как для России, так и для мировой цивилизации. Особенностью развития отечественной системы физического воспитания в настоящее время является глубокое разделение двух направлений: массово-оздоровительной физической культуры и спорта высших достижений. Эта особенность имеет свое конкретное отражение в развитии отдельных видах спорта и в физкультурно-образовательной системе.

Хорошо известно, что гимнастика - одно из ведущих средств физического воспитания, а весь огромный арсенал разнообразных упражнений и форм организации занятий успешно обеспечивают физическое развитие и оздоровление занимающихся. Помимо решения основных задач (физическое развитие и двигательное совершенствование), гимнастика пропагандирует здоровый образ жизни, помогает людям в закаливании, приобретении важных прикладных и жизненно необходимых двигательных навыков, объединяет людей в сфере "двигательного досуга". Гимнастика представлена как в государственной системе физического воспитания, так и определяет основу для различного рода самодеятельных форм и стилей в занятиями физическими упражнениями.

Для современной гимнастики характерны исключительно высокие требования к возможностям и способностям гимнастов, доступные ограниченному кругу молодежи. Но при этом, желание широких слоев населения заниматься гимнастикой диктует необходимость поиска разнообразных форм занятий, доступных и эффективных для них.

Естественной реакцией на такое "требование" явилось создание новой программы по гимнастике - "категории Б" (1984г.), ориентированной не только на детские группы, но и на систему физического воспитания в ВУЗах, низовые спортивные коллективы, производственные и армейские клубы. Данная программа приблизила к молодежи ранее "недоступную гимнастику" и успешно прошла проверку временем.

Кроме того, отечественная гимнастика имеет большой потенциал для создания и развития новых форм занятий гимнастическими упражнениями. Примером может служить: атлетическая гимнастика, шейпинг, изотон, джаз-гимнастика и другие. Поэтому объяснима тенденция в развитии "оздоровительных видов" гимнастики. Новые формы занятия физическими упражнениями базируются на средствах "основной" гимнастики, пользуются популярностью у населения и часто называются "нетрадиционными видами упражнений".

Аналогичные изменения происходят и в зарубежной системе занятий физическими упражнениями, для которой характерны такие формы как: аэробика, калланетика, ушу, бодибилдинг и другие, обслуживающие, в своей основе, систему "фитнесса".

Увлечение подобными формами занятий физическими упражнениями говорит о перспективности "комплексных форм" занятий гимнастикой, которые будут способствовать решению не только общих физического развития, но и узко специальных: коррекция веса и формы тела, формирования частных навыков "стиля движения", локальной реабилитации отдельных функций и звеньев опорно-двигательного аппарата.

Какие же существенные моменты можно выделить, исходя из особенности развития гимнастики?

1. Механическое внедрение новых форм занятий физическими упражнениями в практику физического воспитания не может быть оправданным. Простое копирование форм, отсутствие должного анализа (научно-методического обеспечения) новых видов упражнений и сопоставления особенностей зарубежных форм занятий с менталитетом российских граждан - не может дать положительного эффекта.

2. В обществе формируется "социальный заказ" на специалистов, способных профессионально вести работу физкультурно-оздоровительного направления с различными слоями населения. Недостаток таких специалистов определяет склонность населения к самодеятельным формам занятий, которые не могут обеспечить достаточный положительный результат.

3. Система "краткосрочных курсов", практикуемая в стране, не решает проблему подготовки специалистов широкой эрудиции для оздоровительных видов гимнастики.

4. Одним из возможных решений указанной проблемы может служить организация государственной системы подготовки специалистов данного профиля на базе тех спортивных кафедр, которые имеют непосредственное отношение к оздоровительным формам занятий физическими упражнений.

В плане решения данной проблемы в Российской Государственной Академии Физической Культуры в рамках существующей учебной программы "Гимнастика" была открыта новая специальность - "оздоровительно-ритмические виды гимнастики" (ОРГ). Существование этой новой дисциплины имеет теоретико-методическое обоснование и учебно-научную базу - кафедру гимнастики, подкрепленные высоким уровнем профессионально-педагогического мастерства преподавателей академии. Кафедра гимнастики взяла на себя труд "первопроходца" в создании новой специализации и приступила к практической реализации данного проекта.

Что же представляет собой эта новая дисциплина - "оздоровительно-ритмическая гимнастика"? Прежде всего она не является дублированием "спортивных видов гимнастики". Базируясь на известных теоретико-методических основах гимнастики, она представляет собой новую структуру видов, средств и методов, направленных на акцентированные профессионально-педагогические знания, умения и навыки массово-оздоровительных форм гимнастики. Отсюда и соответствующее содержание дисциплины - широкий круг традиционных и нетрадиционных видов отечественного и зарубежного происхождения (более 19). Причем отечественные виды являются "базовыми", а, сходные с ними зарубежные, их дополняют.

Схематически структура ОРГ представляет собой отдельные группы видов гимнастики, которые объединены по следующим принципам (см. Таблицу 1):

1) по степени известности и популярности - "традиционные" и "нетрадиционные";

2) по направленности - "оздоровительно-развивающие" и "спортивно-массовые";

3) по национальному приоритету - "отечественные" и "зарубежные".

Данная структура позволяет определить модель деятельности специалиста, разработать соответствующие программы и квалификационные требования. При этом необходимо учитывать специфику каждого вида гимнастики, его направленность и особенности организационных форм.

Важность и целесообразность такого пути развития предмета - "Гимнастика" представляется оправданным и перспективным.

Таблица 1

1. Традиционные "Оздор.-развив."(отеч.)

1.основная г-ка
2.ритмическая г-ка
3.атлетическая г-ка
4.гигиеническая г-ка
5.женская г-ка

"Спорт.-массовые"(отеч.)

1.спортивная-кат."Б"
2.худож. г-ка, массов. разр.
3.спорт. акробат. массов. разр.

2. Нетрадиционные "Оздор.-развив." "Спорт.-массовые"(заруб.)

1.спортивная аэробика
2.акробатич. рок-н-ролл

Отеч.

1.дыхат. г-ка
2.лечебная г-ка
3.шейпинг
4.изотон
5.гидрогимн.

Заруб.

1.оздор. аэроб.
2.оздор. ушу
3.стретчинг
4.йога
5.калланетика

Литература

1. Земсков Е.А. Основные направления развития предмета "Гимнастика" в системе физической культуры и образования на современном этапе. - Матер. науч.-практ. конф. по проблемам теории и методики гимнастики. - М., РГАФК. - 1996

2. Лубшев М.А., Менхин А.В. Атлетическая гимнастика - оздоровительный и массовый вид гимнастики. - Метод. разработка для студентов ГЦОЛИФКа и слушателей ФПК. - М,РГАФК. - 1996

3. Маслов Б.В. Гимнастика в системе физического воспитания. - Метод. разр. для студентов ИФК. - М,РГАФК. - 1996

4. Менхин Ю.В. Массовая гимнастика. - Метод. пособ. по подг. классиф. программ кат. "Б". - М,РГАФК. - 1993

5. Методика занятий ритмической гимнастикой с населением. - Метод. разр. комитета по Ф. К., управление гимнастики, М, 1994

6. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные методы гимнастики. - Метод. разр. для студентов ИФК. - М,ГЦОЛИФК. - 1991


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Менхин, А.В. Особенности развития массовой гимнастики // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 5. - С. 92-95.