МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ТЕННИСИСТА

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ТЕННИСИСТА

Т.С.Иванова,
кафедра тенниса
и настольного тенниса

Каждый юный теннисист в своей подготовке ориентируется на модель или, как часто говорят на эталон. Причем ориентация происходит в основном только на внешние проявления игры ведущих спортсменов. Чтобы правильно построить тренировочный процесс, необходимо разложить на составные части, дифференцировать то, из чего складывается успех спортсмена.

Применительно к психологической подготовке, необходимо составить представление о тех свойствах личности и качествах, которые влияют на эффективность соревновательной деятельности выдающихся теннисистов.

В первую очередь, это свойства личности и качества, позволяющие вести борьбу в условиях высокой психологической напряженности, выделяющие теннисиста как спортсмена - бойца, то есть волевые качества. Но проявление волевых качеств возможно лишь при высокой степени мотивации, заинтересованности и как следствие этого, высокого уровня поставленных задач (уровня притязаний), который невозможно сформировать без трезвой самооценки и реального представления о путях достижения успеха. Проявление волевых качеств тесно связано и с проявлениями различных форм устойчивости психики : эмоциональной устойчивостью, устойчивостью внимания, наличие которых проявляется в стабильности игровых действий.

Таким образом, эмоционально-волевая сфера определяет возможность вести борьбу в условиях высокой психологической напряженности, стимулирует эту деятельность и делает более стабильной.

Единоборство, возникающее на площадке, протекает с использованием сложного технического арсенала. В основе овладения техникой лежит "чувство мяча", которое формируется такими психофизическими показателями как тонкость кинестезических ощущений, точность дифференцировки мышечных усилий и сенсомоторной координации. Использование техники происходит в условиях постоянного временного лимита. Это усиливает значимость показателей "быстродействия", таких как быстрота и точность различных видов реакций: простой, на движущийся объект, на "чувство времени" и вероятностного прогнозирования; способность действовать в высоком темпе и его дифференцировать, то есть приспосабливаться к изменению темпа игры. Эти показатели относятся к психомоторной сфере.

Эффективно использовать технические приемы позволяет правильная ориентировка на площадке, связанная не только со своевременным реагированием, но и с быстротой приема и переработки информации, и на основе этого принятия быстрого и рационального (оперативного) решения. Эти показатели относятся к интеллектуально - познавательной сфере.

Перечисленные показатели во многом определяются типологией нервных процессов и поэтому достаточно консервативны.

Таким образом, значимость для успешного ведения соревновательной деятельности и определенная консервативность показателей психологической подготовленности указывают на необходимость ориентации на их модельный уровень.

Однако, успешность игры во многом зависит и от состояния лабильных качеств, которое определяет психическое состояние в данный момент.

Оптимальное модельное состояние теннисиста характеризуется следующими проявлениями: уверенностью в своих силах, энергичностью, хладнокровием, оптимизмом, раскрепощенностью, обостренностью всех чувств, автоматизмом действий, концентрацией внимания, эмоциональным контролем.

Чтобы научиться управлять собой, необходимо, в первую очередь, оценить свое эмоциональное состояние, во-вторых, регулировать его через создание определенных именно для данного теннисиста мотиваций, настроения, внешнего облика (имиджа), визуальных представлений о правильном характере выполняемых действий, контроля за дыханием, разминки, ритуалов.

Эмоциональный контроль за психическим состоянием не заменит способностей или мастерства, но поможет рационально использовать запас жизненных сил, требующихся для практической деятельности и дающих возможность реализовать себя.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Иванова, Т.С. Модельные характеристики психологической подготовленности перспективного теннисиста // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 5. - С. 106-107.