ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ УМЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕПОДАВАНИЕМ ШАХМАТ

ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ УМЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕПОДАВАНИЕМ ШАХМАТ

В.В. Князева,
кафедра шахмат

Самооценка умений - один из показателей зрелости личности, его отношения к изучаемому предмету, собственным способностям, умениям, навыкам. Поскольку свойство оценивать себя воспитывается, то проблему мы рассматривали, исходя из гипотезы: самооценка умений, связанных с обучением шахматам тем выше, чем шире представления учеников о предмете, глубже понимание игры. Исследование проводилось в течение двух лет изучения шахмат в форме уроков (с 4 по 7 классы) по параллелям 4-5, 5-6, 6-7 классы ангренских школ №№ 20, 21, 33 и мончегорской № 18 (кружок). Ребята отвечали на три поставленные вопроса в начале обучения шахматам (первый год) и в конце эксперимента (второй год) и впоследствии обсуждали их на дискуссии. Также были опрошены учащиеся начальной школы -1-2, 2-3, 3-4 классы. Всего экспериментом (опрос, анкетирование, беседа, интервьюирование, дискуссия) с 1985 по 1996 год было охвачено вначале около 700, в конце около 500 респондентов.

Результат самооценки умений, связанных с обучением шахматам (см. таблицы).

Таблица 1

4-5 классы


п.п
Прогностические умения Да % Скорее Да % Нет % Затруд. ответ. %
1. Осознаю полезность шахмат 50
/
58
67,6
/
82,9
10
/
12
13,5
/
17,1
4
/
0
5,4
/
0
10
/
0
13,5
/
0
2. Умею хорошо играть в шахматы 17
/
20
22,9
/
28,6
5
/
5
6,8
/
7,1
25
/
25
33,8
/
35,7
27
/
20
36,5
/
28,6
3. Умею анализировать партии 0
/
8
0
/
11,4
9
/
17
12,2
/
24,3
43
/
40
58,1
/
57,1
22
/
5
29,7
/
7,1
  Итого опрошенных учащихся: 4 класс- 74 чел., 5 класс- 70 чел.

Таблица 2

5-6 классы

№ п.п Прогностические умения Да % Скорее Да % Нет % Затруд. ответ. %
1. Осознаю полезность шахмат 33
/
34
70,2
/
75,6
--- --- --- --- 14
/
11
29,8
/
24,4
2. Умею хорошо играть в шахматы 15
/
18
31,9
/
40,0
3
/
7
6,4
/
15,6
15
/
19
31,9
/
42,2
14
/
1
29,8
/
2,2
3. Умею анализировать партии 17
/
5
36,2
/
11,1
17
/
9
36,2
/
20,0
8
/
21
17,0
/
46,7
5
/
10
10,6
/
22,2
  Итого опрошенных учащихся: 5 класс- 47 чел., 6 класс- 45 чел.

Таблица 3

6-7 классы

№ п.п Прогностические умения Да % Скорее Да % Нет % Затруд. ответ. %
1. Осознаю полезность шахмат 74
/
73
100,0
/
100,0
--- --- --- --- --- ---
2. Умею хорошо играть в шахматы 12
/
15
16,2
/
20,5
18
/
31
24,3
/
42,5
40
/
18
54,1
/
24,7
4
/
9
5,4
/
12,3
3. Умею анализировать партии 21
/
19
28,4
/
26,0
20
/
12
27,0
/
16,44
30
/
30
40,5
/
41,11
3
/
12
4,1
/
16,44
  Итого опрошенных учащихся: 6 класс- 74 чел., 7 класс- 73 чел.

Эти же вопросы были предложены и в начальной школе: ангренских №№20, 21, 33, мончегорской №18.

Таблица 4

1-2 классы

№ п.п Прогностические умения Да % Скорее Да % Нет % Затруд. ответ. %
1. Осознаю полезность шахмат 63
/
66
43,2
/
45,8
40
/
42
27,4
/
29,2
--- --- 43
/
36
29,4
/
25,0
2. Умею хорошо играть в шахматы 97
/
83
66,4
/
57,6
15
/
16
10,3
/
11,1
21
/
45
14,4
/
31,3
13
/
0
8,9
/
0
3. Умею анализировать партии 18
/
16
12,3
/
11,1
37
/
53
25,3
/
36,8
15
/
48
10,3
/
33,3
76
/
27
52,1
/
18,8
  Итого опрошенных учащихся: 1 класс- 146 чел., 2 класс- 144 чел.

Таблица 5

2-3 классы

№ п.п Прогностические умения Да % Скорее Да % Нет % Затруд. ответ. %
1. Осознаю полезность шахмат 187
/
78
76,6
/
92,8
43
/
2
17,6
/
2,4
9
/
0
3,7
/
0
5
/
4
2,0
/
4,8
2. Умею хорошо играть в шахматы 201
/
51
82,4
/
60,7
17
/
12
7,0
/
14,3
22
/
19
9,0
/
22,6
4
/
2,0
1,6
/
2,4
3. Умею анализировать партии 172
/
13
70,5
/
15,5
7
/
15
2,9
/
17,8
42
/
42
17,2
/
50,0
23
/
14
9,4
/
16,7
  Итого опрошенных учащихся: 2 классы- 244 чел., 3 классы- 84 чел.

Таблица 6

3-4 классы

№ п.п Прогностические умения Да % Скорее Да % Нет % Затруд. ответ. %
1. Осознаю полезность шахмат 114
/
50
100,0
/
100,0
0
/
0
0
/
0
0
/
0
0
/
0
0
/
0
0
/
0
2. Умею хорошо играть в шахматы 83
/
14
72,8
/
28,0
11
/
14
9,6
/
28,0
20
/
22
17,5
/
44,0
0
/
0
0
/
0
3. Умею анализировать партии 78
/
17
68,4
/
34,0
7
/
5
6,1
/
10,0
29
/
28
25,4
/
56,0
0
/
0
0
/
0
  Итого опрошенных учащихся: 3 класс- 114 чел., 4 класс- 50 чел.

Результаты самооценки умений, связанных с обучением древней игре, свидетельствуют о том, что осознание полезности шахмат характерно для всех сравниваемых параллелей. Рост отмечается по мере продвижения от класса к классу и продолжительности изучения игры, что подтверждает нашу гипотезу. Таким образом, чем старше ученик и чем дольше он изучает шахматы, тем меньше сомнений в понимании важности новых уроков и тем выше стремление к абсолюту. Результаты этого анкетирования согласуются с данными исследования интереса к шахматам. Осмысление значения уроков шахмат как средства расширения границ собственного познания выступает в качестве мотивации, что также было подтверждено последующими экспериментами.

Осознание полезности шахмат у учащихся начинается рано: оно характерно уже для первоклассников и имеет тенденцию к абсолютному росту по мере продвижения по возрастной лестнице и освоения содержания игры.

Таблица 7

Направленность интереса к шахматам.

Год обуч. Класс Характер мотивировок Количество учащихся %
г. Ангрен
1 1 Направленный
/
случайный
17/20 46,0/54,0
2 2 20/11 64,5/35,0
1 4 16/23 41,0/59,0
2 5 20/15 57,1/42,9
1 5 25/22 53,2/46,8
2 6 23/22 51,1/48,9
1 6 50/24 67,6/32,4
2 7 61/12 83,6/16,4
1 2 50/16 75,8/24,2
г. Мончегорск
1 1 Направленный
/
случайный
50/10 83,3/16,7
2 2 42/12 77,8/22,2
3 3 42/3 93,3/6,7
4 4 44/1 97,8/2,2

Рост случайных мотивировок интереса на втором году обучения в школе - гимназии № 18 г. Мончегорска объясняется, во-первых, неактивной позицией к шахматам основного педагога (1-2 "б" класс) и, во-вторых, низкими организационными возможностями, что, несомненно, явилось отрицательным фактором.

Самооценка уровня силы игры от начальных к средним классам не имеет существенных различий,. Она сильно завышена. Смещение идет в сторону отказа от прямолинейной положительной оценки: ко второму году обучения процент ответивших "скорее да", "нет", "затрудняюсь" возрастает. Исключение составляют параллели 1, 2 и 5, 6 классы. В 5-6 классе число затрудняющихся с ответом оценки собственной игры снижается, но компенсируется осмыслением ее слабости, что свидетельствует о положительных сдвигах в научении. Процент оценивших свою игру как слабую в средних классах растет, что также указывает на внутренние положительные тенденции развития.

Таблица 8

Осознаю полезность шахмат.

Год обуч. Классы %
Да Скорее Да Нет Затрудн. Ответ.
1 4 67,6 23,5 5,4 13,5
2 5 82,9 17,1 - -
1 5 70,2 - - 29,8
2 6 75,6 - - 24,4
1 6 100,0 - - -
2 7 100,0 - - -

Таблица 9

Умею хорошо играть

Год обуч. Классы %
Да Скорее Да Нет Затрудн. Ответ.
1 4 22,9 6,8 33,8 36,5
2 5 28,6 7,1 35,7 28,6
1 5 31,9 6,4 31,9 29,8
2 6 40,0 15,6 42,2 2,2
1 6 16,2 24,3 54,1 5,4
2 7 20,5 42,5 24,7 12,3

Таблица 10

Умею анализировать партии

Год обуч. Классы %
Да Скорее Да Нет Затрудн. Ответ.
1 4 - 12,2 58,1 29,7
2 5 11,4 24,3 57,1 7,1
1 5 36,2 36,2 17,0 10,6
2 6 11,1 20,0 46,7 22,2
1 6 28,4 27,0 40,5 4,1
2 7 26,0 16,4 41,1 16,4

У учеников параллели 6-7 классы, напротив, осмысление силы игры проходит по несколько иным законам: качественные сдвиги в постижении шахмат подростки оценивают более объективно, снижая долю категоричности ответов, что вполне согласуется с психофизиологическими возрастными особенностями.

Итак, самооценка игровых умений и навыков объективизируется в зависимости от продолжительности занятий шахматами и естественным расширением специальных знаний. То есть она тем объективнее, чем выше спортивная квалификация. Исходя из этого, можно заключить, что преподавание шахмат в качестве учебного предмета ведет к росту объективности оценки собственных умений и навыков. Увеличивая познавательный потенциал школьника, оно способно изменять его отношение к предмету.

Умение анализировать партии с учениками младших классов не дискутировалось ввиду низкого уровня шахматных знаний. Для средних классов характерен широкий разброс данных. Ученики параллели 4 - 5 классы на втором году обучения игре резко увеличивают свою уверенность в умении анализа. Для учащихся 5-6 классов, напротив, это умение открылось с другой стороны, более объективной. Самоуверенность в способности глубокого анализа снижается. Для этих ребят характерно критическое отношение к данному навыку - "партии анализировать не умею". Более старшие дети (6-7 класс) по мере освоения игры также повышают личную объективность, осознавая сложность научения анализу. Пороги трудности для них становятся очевиднее, осмысленнее, а потому и учение открывается с новой стороны. У них уже отчетливее проявляется способность к рефлексии, ее более глубоким проявлениям.

Самооценка умений и навыков, связанных с изучением шахмат, таким образом, находится в прямой зависимости от сформированности интереса к игре, направленности мотивировок, уровня умений и знаний. Результаты исследования, равно как и наблюдения преподавателей, свидетельствуют, что учебный предмет шахматы активизирует формирование личности: объективизируется самооценка способностей, усиливается понимание своих слабых и сильных сторон, преодолевается неуверенность в себе, формируемые прогностические умения переносятся на разные области учебной деятельности.

Следовательно, учебный предмет шахматы способен и прямо и косвенно воздействовать на личность школьников, изменять ее характеристики, облегчать учение.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Князева, В.В. Изучение самооценки умений, связанных с преподаванием шахмат // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 5. - С. 108-114.