ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ

А.Я. Корх, кафедра стрелкового спорта,
В.Н. Непопалов, кафедра психологии

Современный уровень спортивных результатов поставил перед наукой ряд проблем, требующих наиболее эффективных способов их решения. Одной из наиболее значимых проблем, большинство тренеров и ученых считают работу спортивного психолога. Практика физической культуры и спорта показывает, что там, где в коллективах физической культуры, в оздоровительных центрах, в ДЮСШ, училищах олимпийского резерва, в сборных командах ведомств, городов, республик и России работали или работают в настоящее время спортивные психологи - спортивные успехи были более значимыми.

Однако, анализ работы спортивных психологов позволяет нам констатировать: 1) численность специалистов такого рода не достаточна - не все подразделения в силу тех или иных причин имеют в своем составе спортивного психолога; 2) среди работающих имеются как выпускники институтов физической культуры, так и выпускники факультетов психологии; 3) эффективность их работы зависит от того, насколько одни овладели психологическими знаниями и умениями, а другие - спецификой того или вида спорта; 4) одни легко входят в спортивный коллектив, но сводят психологическую подготовку к эмпирической работе на уровне здравого смысла; другие с трудом входят в команду, пытаются грамотно провести обследование, но их результаты и объяснения не находят понимания среди практиков спорта; 5) основой не эффективности работы "психологов" является не столько то, что они говорят на "разных языках", сколько наличием двух, пока не совместных, развитых научно практических инфраструктур: психологии и спорта. Таким образом, можно фиксировать, с одной стороны, внешний разрыв между потребностью спорта в психологических средствах и отсутствием подготовки специалистов этой межпредметной области, а с другой - внутренний разрыв между специалистами психологии и спорта. Вместе с тем, психологическая наука настоятельно, после долгих десятилетий пребывания на периферии общественной жизни, нуждается в выходе на практику, а спортивная наука также настоятельно требует новых представлений и техник подготовки. Следовательно, к настоящему времени созданы все условия и предпосылки для задания области, межпредметной по своему содержанию, которую можно обозначить как спортивная психология.

В связи с тем, что фундаментальные научные исследования по анализу деятельности спортивного психолога практически не проводились, было бы оправданным, на наш взгляд, на этом этапе использовать широко используемый и эффективный метод - метод обобщения передового опыта, а также хорошо известный в психологии метод - метод задания профессиограмм.

В научно-методической литературе (Н.А.Худадов, А.В.Родионов, Г.Д.Горбунов, С.Д.Неверкович, И. М.Волков, О.В.Дашкевич, А.В.Алексеев, Ю.А.Коломейцев, А.Н.Романин, А.А.Лалаян, А.Я.Корх, Н. Стамбулова, Е.Н.Калинин, Г.Б.Горская, В.М.Мельников, Т.А.Королева, Б.Дж.Кретти, Р. Найдиффер, Э. Хан и др.) были проанализированы вопросы, затрагивающие деятельность практического психолога работающего в области спорта. Качественному анализу деятельности способствовали беседы и опрос ведущих советско-российских и зарубежных тренеров по различным видам спорта, а также спортивных психологов сборных команд страны, проходивших в свое время переподготовку на ФУСе и ФПК в ГЦОЛИФК в период с 70- 90 гг. Вместе с этим, были опрошены ряд ведущих тренеров и психологов США ( Колорадо - Спрингс, 1992, А.Я.Корх), работавших с различными сборными командами.

Предварительный анализ проделанной нами исследовательской работы позволил выделить, в первую очередь, ряд основных узловых проблем, возникающих перед спортсменом и тренером. Эти проблемы возникают в связи с овладением, развитием, совершенствованием и реализацией спортивной деятельности. Одни проблемы как бы концентрируются на стороне спортсмена, другие на стороне тренера, третьи коренятся в системе взаимоотношений "спортсмен - тренер". Можно констатировать, что спортивная деятельность (как впрочем и любая другая культурно-историческая форма деятельности) является источником порождения не только психических новообразований личности, но и специфических проблем спортсмена и тренера (схема №1).

До настоящего времени считалось, что проблемы спортсмена есть проблемы его психических состояний и морально-волевой подготовки, а проблемы тренера заключаются в отборе, обучении и воспитании, тренировке и подготовки, т.е. проблемы, относящиеся к спортивно-педагогической сфере. Не углубляя, из-за нехватки объема данной публикации, анализа этих явлений, отметим, что на определенном этапе развития спорта в СССР, такое "видение", а соответственно и реализованный подход, оправдан, но вряд ли перспективен. Человек как субъект спортивной деятельности, во всей его сложности и противоречивости, психологической многогранности и деятельности не был представлен в спортивном мире. Есть спортсмен (начинающий или мастер) как некая "машина" со своими физиологическими и физическими качествами, которые нужно довести до определенной кондиции и направить на завоевание "спортивных вершин". При этом считалось, и это фиксировалось в научных отчетах и диссертациях, что физические действия спортсмена лишь коррелируют с отдельными психическими функциями (внимание, сенсомоторные реакции, восприятие, эмоции и т.д.). Но проблемы, связанные с психофизическим развитием, значением психических структур (например, планы и структуры, моторные и когнитивные схемы открытые Н.Бернштейном, а также фиксированные в работе Д. Миллер, Галантер, Прибрам) для овладения физических действий, спортивной деятельностью и "изготовления" собственной спортивной жизни и карьеры, оказались вне поля внимания исследователей. На наш взгляд, эти проблемы, помимо практической работы спортивного психолога в команде, должны стать в центре его познавательных интересов и исследовательских программ.

Мало изученным представляется профессиональная деятельность тренера. В этой области изучались такие вопросы как компетентность тренера в форме и виде набора знаний, умений и способностей, расчленение и умножение его функций. При этом эффективность его работы оценивалась по результативности выступлений спортсменов. Но это лишь следствие, интегративные моменты его труда. Учитывать и фиксировать это конечно необходимо. Но вместе с тем сам труд тренера находится в зависимости от его внутреннего, психологического по своему содержанию, мира. Здесь вне психологического анализа долгое время оставались такие проблемы как его профессиональный и личностный рост, его жизнедеятельность и внутренний мир, ценностные ориентации и установки, когнитивные и эмоциональные возможности, функциональные и коммуникативные способы и средства работы. Поэтому требуется углубленный анализ деятельности и личности тренера, как основного управляющего и организующего звена всего процесса производства человека как спортсмена и личность. На наш взгляд, оказание психологической помощи тренеру является первоочередной задачей спортивного психолога.

Третьим, но не последним, прикладным аспектом деятельности спортивного психолога является различные системы взаимоотношений: "спортсмен-спортсмен", "спортсмен-команда", "спортсмен-тренер", "тренер-команда", спортсмен-семья", "спортсмен-зритель", "спортсмен-друзья", "тренер-семья" и т.д. Так или иначе все эти пересекающиеся типы отношений проявляются и оказывают существенное влияние как на процесс тренировки, так и на выступление спортсмена на соревнованиях. В этом плане исследовались отдельные виды отношений (например, "спортсмен-команда"), в основном в игровых видах спорта, но остальные системы (например, "спортсмен-семья") оптимизирующие или дестабилизирующие выступления практически не изучены. Для нормализации отдельных систем спортивного психологу помимо диагностических умений, спортивному психологу потребуются знания не только из области общей психологии, но и социальной, медицинской психологии, умения реализовывать различного рода психотренинги и техники организационно деятельностных игр, а также владеть техникой психорегуляции и психокоррекции.

В следствии этих проблем содержание подготовки спортивного психолога должна включать такие базовые дисциплины как психология деятельности и личности, социальная и медицинская психология, психология управления и конфликтология, инженерная и педагогическая, возрастная и патопсихология, акмеология и научная организация труда психолога, психологическая этика и психодиагностика, психотехнология игры и воздействия, психогигиена и психотерапия и т.д.

Анализ проблем, изложенных в различных исследованиях, а также исходя из анализа реальных затруднений спортивной деятельности и сферы спорта в целом, позволили нам разработать 2-е обобщенные схемы: "Подготовка" и "Особенности спортивной деятельности" , охватывающие в целом все основные явления. Вместе с тем они позволили увидеть в полном объеме основные составляющие профессиограммы деятельности спортивного психолога, но и специалистов непосредственно задействованных в процессе подготовки: спортсмен, тренер, врач, преподаватель и др. Несомненно, что спортивный психолог (практик) будет более эффективнее осуществлять свою деятельность в том случае, если будет хорошо знать профессиональную деятельность специалистов спортивной практики.

В ходе аналитической работы по изучению проблем спортивной деятельности, труда действующих спортивных психологов, содержания и задач обучения, тренировочного процесса и процесса подготовки было сформулированы основные требования к подготовке практического психолога: методы, формы и содержание обучения должны строится и задаваться практическими задачами, возникающими в спорте и физической культуре, и определяться теми функциональными компонентами (умениями, способностями), которыми должен обладать психолог практик для эффективного обеспечения спортивной деятельности.

В свою очередь разрабатываемые представления позволяют задать психолого-педагогическую характеристику деятельности спортивного психолога и соответствующую ей профессиограмму, которая позволяет обеспечить содержание подготовки и обучения спортивного психолога; перечислить основные знания, умения и навыки (способности), необходимые специалисту для эффективной работы; определить перечень дисциплин учебного плана для подготовки специалиста в этой практической области.

Таким образом, в связи с наличием реальных проблем и имеющегося накопленного научно-практического опыта, содержание подготовки спортивного психолога должна включать такие базовые дисциплины как психология деятельности и личности, социальная и медицинская психология, психология управления и конфликтология, инженерная и педагогическая, возрастная и патопсихология, акмеология и научная организация труда психолога, психологическая этика и психодиагностика, психотехнология игры и воздействия, психогигиена и психотерапия и т.д.

Учитывая межпредметность подготовки понятно, что обучение должно осуществляться совместными усилиями как профессиональных психологов, так и профессионалами из области физической культуры и спорта. Поэтому внутри обучения специалистов данной области предполагается задание содержания на трех уровнях. Весьма условно, первый уровень содержания обучения будет задаваться блоком психологических дисциплин, соответствующим госстандарту высшего образования по психологии, и обеспечиваться ведущими практическими психологами Института психологии РАО. Второй - будет обеспечен выдающимися тренерами сборных команд, имеющих богатый опыт спортивно-педагогический опыт подготовки спортсменов. И содержание третьего блока определят ведущие спортивные психологи, отдавших много лет психологической подготовки сборных команд и конкретных спортсменов.

Исходя из реальных запросов спортивной практики были определены приоритетные направления подготовки. Первое направление ориентирует подготовку специалистов на работу в области спорта; второе - на работу с людьми разных возрастных групп, занимающихся физической культурой; третье - на работу с людьми, занимающихся физической культурой или спортом, но имеющих различные отклонения в физическом развитии.

В заключении отметим, что проблемы, которые мы поставили весьма актуальны и давно ждут не только решения, но и специалистов, способных их решать. На наш взгляд, поднятые в этой статье вопросы, как и развиваемые нами представления привлекут внимание специалистов не только к обсуждению, но к совместной практической работе по подготовке спортивных психологов. Несомненно, что введение в спортивную практику спортивных психологов будет способствовать повышению культуры и совершенствованию тренировочного процесса, обогатит арсенал средств деятельности тренера, расширит кругозор спортсмена и содержательно углубит и гуманизирует мировоззрение спортивных практиков.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Корх, А.Я. Психолого-педагогическая характеристика деятельности спортивного психолога и содержание подготовки / Корх А.Я., Непопалов В.Н. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 5. - С. 115-119.