ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИФК

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИФК

И.Ю.Люлевич, К.В.Новохатняя,
кафедра русского языка

Ситуация, которая сложилась с молодыми специалистами вызывает тревогу: на работу приходят люди, не обладающие способностями к творческому труду. Высшая школа вступила в ту пору, когда она должна перейти на новые принципы работы, чтобы исправить это положение. Главный из них - учеба не только ради получения знаний, но и ради подготовки к конкретному делу.

Последнее время очень много говорится о том, что существенной чертой современного образования является его гуманитаризация. Чрезвычайно важно, чтобы у специалиста любой области деятельности было сформировано целостное видение в контексте науки и культуры. Многолетние споры "физиков" и "лириков" закончились наконец признанием того, что гуманитарное мышление оказывается весьма продуктивным в естественнонаучной и технической областях, а гуманитарные знания вносят наибольший вклад в культурный облик специалиста (что подтверждается исследованиями психологии творчества).

"История общества показывает, что процветание общества зависит не от экономики и техники и даже не от общей культуры, а от культуры слова",- с этими словами Рожденственского Ю. А. можно спорить, но смысл их в том, что только при истинной культуре вербальной коммуникации (вербального общения) возможно полная и точная передача информации, а также установление человеческих взаимоотношений.

Следует сказать о том, что проблема подготовки разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и мобильно действующего в условиях динамичного общества - методологическая и теоретическая проблема физкультурного образования - в наше время занимает умы многих исследователей и еще не решена окончательно.

Одним из главных условий решения этой проблемы, на наш взгляд, является целенаправленное формирование у будущего специалиста коммуникативной компетентности, главной составляющей которой является вербальное общение (коммуникация).

Коммуникация есть общественно и исторически детерминированное социальное поведение, реализующееся в речевых действиях и служащее целям взаимного понимания и взаимодействия. Владеть русским языком - значит пользоваться русской речью для достижение этого взаимопонимания путем хранения, передачи и преобразования социальной информации вербальными средствами. Человек не говорит для того, чтобы говорить: речь большей частью служит таким же средством, способом достижения какого-то неречевого результата, как и любая предметная деятельность. Речевые акты всегда служили и служат "вспомогательным средством" в процессе труда, в познании окружающей действительности, в общественной деятельности.

Коммуникативная компетентность - один из важных компонентов профессиональной компетентности выпускников нашей академии, которым так или иначе, независимо от специализации, предстоит работать с людьми, а следовательно, общаться с ними и использовать речь как средство воздействия.

Учеными-педагогами в области физкультурного образования уже проводились исследования этой стороны профессиональной подготовки студентов ИФК (Кобер И.Х., Маркина Т.А., Киршева Н.В., Косихин В.П. и др.), которые определили коммуникативные умения будущих специалистов, не обратив при этом должного внимания на речевые коммуникативные умения.

Они выделили такие необходимые будущему преподавателю физической культуры и тренеру коммуникативные умения, как умение использовать вербальные методы при обучении, умение находить контакты с родителями, предвидеть и предотвращать конфликты с учащимися. (3) Кроме этих умений исследователи выделяют группу так называемых информационных умений (то есть умений владения устной речью как средством передачи информации), в число которых входят умение четко объясняться, говорить доступным понятным языком, доходчиво передавать научные факты и методические указания, а также умение выступить с докладом по проблеме физического воспитания перед родителями (?), перед коллегами, в печати, умение провести беседу со школьниками, по месту жительства (4). С точки зрения филолога, дифференциация умений выступить с докладом перед коллегами и перед родителями, умений провести беседу по месту жительства и со школьниками на разные умения абсолютно неправомерна, так как за всем этим кроется лишь владение литературным языком с пониманием стилистических и методических различий в подборе и организации информационного материала. Не очень понятно выделение таких умений, как умения четко изъясняться, говорить доступным языком и др., так как это достигается опять-таки владением орфоэпическими, грамматическими и синтаксическими нормами литературного языка, то есть сформированностью языковой компетенции. Не очень логично, с нашей точки зрения, и деление умений, связанных с общением, на коммуникативные и информационные, так как информационные умения тоже являются частью процесса коммуникации, а передача информации - лишь цель и результат коммуникативных речевых умений. Таким образом, правомерно будет выделять в числе коммуникативных умений речевые, подчеркивая тем самым их взаимосвязанность.

Прежде чем перечислить коммуникативные умения, на формирование которых должно быть направлено обучение студентов педагогического вуза, каким является наша академия, мы считаем необходимым определить также виды речевой педагогической деятельности, которыми должны владеть выпускники ИФК:

1. речевое управление интеллектуальной деятельностью учащихся;

2. стимулирующая речевая деятельность (мотивация, привлечение внимания, постановка задачи, конечной цели)

3. организующая речевая деятельность (управление всей деятельностью учащихся, управление учебным процессом и процессом общения);

4. контролирующая деятельность (так называемая, обратная связь).

Безусловно для овладения данными видами речевой педагогической деятельности учащимся необходима вполне сформированная языковая компетенция, то есть знание о языке, его системе, функционально-речевых разновидностях, закономерностях функционирования языковых единиц в речи, правилах текстообразования. Это необходимое условие владения языком, предпосылка, которая не может быть использована, если не сформирована.

При сформированной языковой компетенции можно говорить о формировании коммуникативных умений, особенно в учебно-профессиональной сфере общения, так как именно общение в данной сфере становится серьезной проблемой для учащихся с момента обучения в вузе.

Многолетний опыт авторов на вступительных экзаменах в РГАФК, а также на факультете довузовского обучения позволяет сделать вывод о том, что у будущих студентов не сформирована языковая база, которая позволила бы им активно и плодотворно участвовать в учебном процессе по избранной специальности. Большинство абитуриентов не владеют умениями, столь необходимыми для обучения в вузе: они не умеют структурно-композиционно строить как письменное, так и устное монологическое высказывание, затрудняются сформулировать дефиницию понятия, не владеют достаточной аргументацией суждений, имеют крайне бедный словарный запас.

Студенты первого курса не умеют высказывать свои мысли, вести дискуссию, логически перерабатывать информацию, не знакомы с проблемным методом изложения материала, то есть не умеют вступать в коммуникацию в необходимых им сферах общения.

Специалисты кафедры педагогики нашей академии в своих работах также отмечают, что студенты, пришедшие со школьной скамьи, привыкли к описательному изложению информации в учебниках, на занятиях и к воспроизведению данной информации, то есть к детальному пересказу - таковы результаты применения в большинстве случаев объяснительно-иллюстративного метода обучения на всех ступенях системы народного образования (2).

В последние десятилетия в центре внимания методики преподавания русского языка иностранцам стоят вопросы обучения иностранных учащихся вузов научному стилю речи и языку специальности как подъязыкам общелитературного языка, необходимого для овладения профессией.

Авторы считают нужным поставить вопрос о необходимости специального обучения данному стилю речи и российских студентов, то есть самих носителей языка. Как нам кажется, школьное образование не решает данной проблемы.

Обучение научной речи не является изолированным участком общего процесса обучения русскому языку. С одной стороны, поскольку научный стиль - это система речевая, "имеющая нормы отбора и сочетания языковых единиц, определяющиеся задачами общения в соответствующей сфере", овладение научной речью способствует усвоению общеязыковых закономерностей. С другой стороны, возрастающая роль научного стиля в речевой жизни современного общества оказывает значительное влияние на развитие языка в целом.

Однако рассмотрим вопрос коммуникативных умений (подчеркиваем - речевых, так как именно они являются предметом нашего исследования), необходимых учащимся для формирования коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной сфере.

При непосредственном речевом общении на научные темы говорящему приходится пользоваться различными вариантами монологической речи: как с ее "крайним случаем" (длительное одностороннее высказывание: лекция, доклад, устный реферат, выступление на собрании, защита курсовой и дипломной работы и др.), так и с случаем монологического высказывания в диалогическом общении, то есть когда "диалог становится обменом монологами" ( профессиональная беседа, консультация, дискуссия, различные деловые и личные переговоры и др.) Кроме того, учащиеся должны владеть письменными жанрами научного стиля, такими, как аннотация, реферат, резюме текстов.

Для построения речевого сообщения необходимо уметь: а) выбирать соответствующий коммуникативному намерению способ передачи информации (описание, повествование, рассуждение, доказательство); б) определять программу высказывания и реализовывать ее в адекватной языковой форме; в) объединять отдельные коммуникативно и формально завершенные фразы в структурно и семантически цельный текст.

В результате обучения научной речи студенты должны овладеть следующими умениями:

1. кратко формулировать свои мысли по затронутому вопросу или проблеме;

2. дать критическую оценку прослушанному сообщению на научные темы;

3. принимать участие в дискуссии по докладу или сообщению;

4. продуцировать устно и письменно типовые научные тексты.

С уверенностью можно сказать, что введение таких учебных курсов, как "Культура речи", "Культура делового общения", "Основы лекторского мастерства", "Основы научного стиля речи и языка специальности", несомненно, станут первым шагом в серьезной кропотливой работе по формированию коммуникативной компетентности будущих специалистов, а кроме того, значительно повысят уровень учебно-профессионального общения студентов с преподавателями и между собой.

Не надо доказывать значимость общей культуры педагога для его профессиональной деятельности. Не надо доказывать и то, что неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи.

Основные усилия гуманитарных кафедр ИФК, в том числе и кафедры русского языка, должны быть направлены на развитие личности будущего специалиста, на формирование общей культуры, на совершенствование умения общаться с людьми. Ибо, как заявил генеральный секретарь Ассоциации европейских университетов А. Барблан: "Требование жизни везде одинаково: требуются студенты, способные выразить себя в письменной и устной форме, личности, способные рассуждать и отстаивать свое мнение перед коллегами, и только после этого требуются работники, обладающие сноровкой в области своей профессии" (1).

Литература

1. Барблан А. Иерархия знания. // "Alma Mater" - 1994. - № 3. - С. 30-31.

2. Киршева Н.В. Активизация процесса обучения в институтах физической культуры посредством дидактических игр. : Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1990. - 27с.

3. Кобер И.Х. Коммуникативная компетентность тренера и ее формирование у студентов институтов физической культуры. / Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1987. - 25 с.

4. Косихин В.П. Формирование педагогической готовности будущих учителей-предметников к организации физкультурно-оздоровительной работы в школе.: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - 28 с.

5. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы и решения. - М., 1976. - 230 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Люлевич, И.Ю. Проблема формирования коммуникативной компетентности у студентов ИФК / Люлевич И.Ю., Новохатняя К.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 5. - С. 120-124.