ОПЫТ КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА АБИТУРИЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ВУЗЫ

ОПЫТ КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА АБИТУРИЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ВУЗЫ

В.А.Сургучёв,
ЛФПФО

Анализ конкурсной ситуации за последние пять лет в РГАФКе показывает устойчивую тенденцию в росте числа лиц, участвующих в экзаменационно-конкурсном отборе. За пять лет конкурс возрос с 1,45 чел./место в 1993 году до 4,01 в 1977 году. Особым спросом у молодежи пользуются такие специализации, как: спортивный менеджмент, футбол, физическая рекреация и реабилитация, вольная борьба, спортивная режиссура, спортивные танцы. Конкурс на эти специализации составил в 1977 г. от пяти до девяти человек на одно место. Данная конкурсная ситуация указывает на актуальность проблемы отбора наиболее достойных абитуриентов.

В основу решения проблемы отбора молодежи в физкультурные вузы нами была положена концепция о формировании потребности в высшем физкультурном образовании. Взяв за основу теоретические разработки по проблеме потребности в высшем образовании, мы попытались наполнить конкретным содержанием данный вид потребности с учетом специфики сферы физической культуры и спорта и проверить эффективность и правомерность данных теоретических положений на конкретном эмпирическом материале.

Гипотеза нашего исследования сводилась к следующему утверждению: потребность в высшем физкультурном образовании (ПВФО), являясь комплексной характеристикой личности, оказывает стимулирующее влияние на достижение положительных результатов в основных видах студенческой деятельности. Именно поэтому проблема отбора в академии и институты физической культуры прежде всего зависит от того, сколь успешно формируется у молодежи данная потребность. Уровень ее развития должен определять, кого из претендентов отбирать в студенты. Мы в данной статье не будем касаться вопросов о критериях и эмпирических индикаторах ПВФО и успешности обучения, так как об этом было уже сказано в ряде публикаций [1, 2], поэтому перейдем непосредственно к экспериментальным материалам (табл. 1).

Приведенный в таблице 1 материал показывает, что все без исключения выделенные критерии отбора, в своей совокупности представляющие собой ПВФО, связаны с суммарным индексом успешности обучения, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Однако приведенный материал говорит и о том, что в наибольшей степени с успешностью обучения связан средний балл аттестата, на втором месте стоят два критерия: уровень профориентированности и средний балл, полученный на вступительных экзаменах. Уровень спортивной квалификации, хотя и связан с успешностью обучения, однако влияние данного фактора на интегральный показатель успешности обучения невелико. Уровень спортивной квалификации по сути дела влияние лишь на проявление активности исключительно в спортивной деятельности.

Таблица 1

Влияние на суммарный индекс успешности обучения (УО) различных характеристик ПВФО студентов РГАФКа.

Характеристики студентов Суммарный индекс УО
высокий средний низкий
n % n % n %
Средний балл аттестата            
высокий 37 74,0 20 22,0 2 25,0
средний 10 20,0 45 49,0 - -
низкий 3 6,0 27 29,0 6 75,0
Средний балл на вступительных экзаменах            
высокий 34 66,6 22 26,2 3 20,0
средний 11 31,4 43 51,2 1 6,7
низкий 6 12,0 19 22,6 11 73,3
Уровень профориентированности            
высокий 30 66,7 23 35,9 6 15,0
средний 10 22,1 38 55,6 7 17,5
низкий 5 11,2 4 67,0 27 67,5
Спортивная квалификация            
высокая 19 47,5 38 39,1 2 15,4
средняя 18 45,0 33 34,0 4 30,7
низкая 3 7,5 26 26,9 7 53,9

Анализируя взаимосвязь различных социально-демографических характеристик студентов ИФК с интегративным показателем ПВФО (таблица 2) следует сказать, что в наибольшей степени с высоким индексом ПВФО связаны такие показатели, как: высокий средний балл по аттестату зрелости - 74 %; высокий уровень профессиональной ориентации - 66,6 %; принадлежность к семье работника сферы физической культуры и спорта - 53,0 %.

С низким проявлением ПВФО связаны следующие социально-демографические характеристики: низкий уровень профориентированности абитуриента - 52,5 %; низкий балл на вступительных экзаменах - 65,0 %, низкий балл по аттестату зрелости - 76,9 % и низкий уровень уровень спортивной квалификации - 56,5 %.

Таблица 2

Характеристика исследуемого контингента по уровню потребности абитуриентов высшем физкультурном образовании (ПВФО) n = 150.

Социально-демографические показатели студентов ПВФО
высокий средний низкий
ч % ч % ч %
Место жительства:

крупный город

31 29,0 43 40,2 33 30,8

обл. город

15 65,0 5 21,7 3 13,3

село

5 25,0 10 50,0 5 25,0
Принадлежность к семье работника сферы ФКиС 10 53,0 5 26,5 4 20,5
Повторность поступления студента в ИФК 7 35,0 8 40,0 5 25,0
Служба в рядах СА 6 23,0 12 46,0 8 31,0
Стаж практической работы до поступления:

в сфере ФКиС

6 46,0 12 30,0 3 24,0

вне сферы ФКиС

9 47,4 6 31,6 4 22,0
Общественная активность студента:

высокая

25 33,8 41 55,4 8 10,8

средняя

24 34,8 15 21,7 30 43,5

низкая

2 28,6 2 28,6 2 42,8
Средний балл по аттестату зрелости:

высокий

38 74,5 18 15,7 5 9,8

средний

11 12,8 49 57,0 26 30,2

низкий

9 15,4 1 7,7 10 76,9
Средний балл на вступительных экзаменах:

высокий

29 51,8 22 39,3 5 8,9

средний

18 33,3 26 48,1 10 18,6

низкий

4 10,0 10 25,0 26 65,0
Уровень спортивной квалификации

высокий

12 30,0 20 50,0 8 20,0

средний

31 32,0 36 37,1 30 30,9

низкий

8 61,5 2 15,4 13 23,1
Уровень профессиональной ориентации:

высокий

30 66,6 10 22,2 5 11,2

средний

20 30,8 30 46,2 15 23,1

низкий

1 2,5 18 45,0 21 52,6

Заключая изложение приведенных фактов, следует подчеркнуть, что ПВФО, являясь сложной характеристикой личности, по существу представляет наиболее обоснованный обобщенный критерий отбора абитуриентов ИФК, который обладает значительными прогностическими качествами в определении успешности овладения студентов профессиональной деятельностью.

Литература

1. Сургучев В.А. Общеобразовательная подготовка абитуриентов как критерий отбора в институты физической культуры // Труды ученых ГЦОЛИФКа. М.: ГЦОЛИФК, 1993. - С. 168-173.

2. Сургучев В.А., Корнилов В.М. Проблема выбора физкультурного вуза: исследование путей профессионального самораспределения // Физическая культура и спорт в условиях рынка: проблемы управления, экономики, предпринимательства и права. - М.: РГАФК, 1994. - С. 18-22.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сургучев, В.А. Опыт конкретно-социологических исследований по проблеме отбора абитуриентов в физкультурные вузы // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 5. - С. 126-129.