ОЛИМПИЙСКИЙ ПРОЕКТ "СПАРТ"

ОЛИМПИЙСКИЙ ПРОЕКТ "СПАРТ"
(основные идеи и первые итоги реализации)

В.И.Столяров

Олимпийский проект "СпАрт" - конкретизация применительно к сфере олимпийского движения (с учетом специфических целей и задач этого движения) более широкого проекта под названием "СпАрт", который разработан автором этой статьи в 1990 году и изложен в ряде публикаций, докладов и выступлений на конгрессах, конференциях, симпозиумах, в том числе международных.

В разработке отдельных программ, связанных с проектом, принимали участие: И.В.Баринова, В.В.Богословский, В.И.Вишневский, И.Б.Гаврилкин, М.В.Елистратов, Д.И.Ипатов, З.М.Кузнецова, С.И.Курило, Н.И.Кучер, В.М.Лабскир, С.С.Новикова, С.Г.Савельев, Е.В.Стопникова, И.В.Черевач и др.

Задача данной статьи - кратко изложить основные идеи и подвести первые итоги реализации олимпийского проекта "СпАрт".

 

Основные идеи олимпийского проекта "СпАрт"

Замысел проекта. Проект связан с одной из важных задач олимпийского движения, которое, как известно, основано на признании огромного социального значения, гуманистической ценности спорта, спортивных соревнований и целенаправленной подготовки к ним для человека и человечества.

Олимпийский девиз "Быстрее, выше, сильнее" ориентирует спортсменов на высокие спортивные достижения, рекорды, победы. Однако согласно "философии олимпизма", которая зародилась еще в Древней Греции, атлет не должен стремиться к победе любой ценой. Он должен демонстрировать честное, благородное, рыцарское поведение в спортивных поединках, исходя из убеждения в том, что самое главное в этих соревнованиях - не победа над соперником, а собственное совершенствование, преодоление своих слабостей и недостатков.

Вместе с тем в рамках олимпийского движения ставится задача, чтобы активные занятия спортом, участие в олимпийских соревнованиях не приводили к одностороннему, уродливому развитию человеческой личности, чтобы спортсмен-олимпиец был гармонично и всесторонне развит. Как минимум, такое развитие спортсмена предполагает, что он должен сочетать физическое совершенство, здоровье, красоту и "поэзию" физически развитого тела с высоконравственными качествами - честностью, великодушием, бескорыстностью, демонстрируя их и в спорте.

В более широком плане гармоничное и всестороннее развитие не сводится к этому. Оно предполагает определенный уровень развития не только его физических и моральных (нравственных), но и других качеств, способностей: психических (интеллекта, памяти, внимания и др.), эстетических и художественных, культуры речи и общения, экологической культуры и др. Гармонично и всесторонне развитого спортсмена-олимпийца характеризует также активное участие (особенно после завершения спортивной карьеры) не только в спорте, но и в других видах деятельности - искусстве, науке, техническом творчестве и др.

Задача гармоничного и всестороннего развития атлетов-олимпийцев (особенно в ее узком истолковании) часто упоминается при характеристике целей и задач олимпийского движения, в том числе в официальных документах. Однако в иерархии разных целей и задач этого движения приоритет обычно отдается не этой задаче, а каким-то другим. Ее практической реализации существенно препятствует целый ряд факторов: общая система ценностей, принятых в обществе, в которой господствует ориентация на узкопрофессиональное, одностороннее, а не на гармоничное и всестороннее развитие, преобладает стремление к достижению успеха любой ценой; применяемая на практике модель олимпийских соревнований, предусматривающая моральное и материальное поощрение главным образом (и наиболее ценными, значимыми призами) тех, кто показывает высокие результаты в определенном виде спортивной деятельности; низкий уровень гуманитарной подготовленности тренеров и др. Сама задача редко формулируется достаточно четко и определенно.

Вследствие этого призывы и лозунги о необходимости гармоничного и всестороннего развития атлетов-олимпийцев чаще всего "повисают в воздухе", не давая должного эффекта. В своем реальном поведении участники олимпийских соревнований обычно ориентируются на иные ценности. Не случайно поэтому широкое распространение получило мнение о спортсменах, в том числе олимпийцах, как о физически крепких, здоровых людях, способных показывать самые высокие результаты в спорте, но вместе с тем имеющих ограниченный интеллект, низкий уровень общей и особенно духовно-нравственной культуры. Стали популярными взгляды о несовместимости активных занятий спортом на "олимпийском уровне" с гармоничным развитием, с достижением высоких результатов в других видах деятельности.

С учетом этой ситуации и был разработан олимпийский проект "СпАрт", уточнены его цели и задачи.

 

Цели и задачи проекта

Проект призван содействовать:

- формированию таких атлетов-олимпийцев, homo olimpius, облик которых соответствует девизу основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертэна "Возвышенный дух в развитом теле! Mens fervida in corpore lacertoso!" и гуманистическому идеалу гармонично и всесторонне развитой личности;

- осознанию участниками олимпийского движения этого идеала как важной ценности олимпизма, олимпийской философии и их реальной (а не просто декларативной) ориентации на этот идеал;

- изменению общественного мнения о несовместимости активных занятий спортом на олимпийском уровне с гармоничным развитием, с достижением высоких результатов в других видах деятельности.1

 

Программа действий

Гармоничное и всестороннее развитие атлетов-олимпийцев - необычайно сложная и трудная задача. Для ее успешного решения требуется целый комплекс условий, затрагивающих не только спорт, но и другие сферы жизни, а также применение разнообразных средств и методов социально-педагогического воздействия на всех участников олимпийского движения.

Проект предусматривает следующую программу действий в этом направлении:

1. Четкое формулирование самой задачи, изложение ее в виде определенного кодекса поведения спортсменов-олимпийцев.

2. Привлечение внимания участников олимпийского движения к этому кодексу, достижение их реальной (а не только декларативной) ориентации на него на основе:

- активной пропаганды (с использованием средств массовой информации и т.д.) кодекса и тех спортсменов-олимпийцев, кто ему следует, добивается успехов в своем гармоничном и всестороннем развитии;

- поиска новых моделей организации и проведения олимпийских соревнований с учетом положений и принципов кодекса;

- внесения соответствующих изменений в программы учебных и тренировочных занятий спортсменов-олимпийцев;

- создание в рамках олимпийского движения новых организационных структур, ориентированных на кодекс.

 

Первый этап реализации программы

Реализация программы предполагает сближение, объединение, сочетание в жизни спортсменов-олимпийцев различных сфер и видов деятельности (спорта, искусства, науки, технического творчества и др.) с целью создания условий для формирования и развития у них разнообразных качеств и способностей (физических, интеллектуальных, эстетических, творческих и др.).

На первом этапе реализации программы основное внимание уделяется формированию у спортсменов-олимпийцев высокой духовности, гармоничному сочетанию, синтезу спорта и искусства в процессе обучения, отдыха и соревнования спортсменов с целью преодоления разрыва между их физическим и духовным развитием (этим объясняется и само название проекта - "СпАрт"; оно является производным от трех английских слов: "spirituality" - духовность, "sport" - спорт и "art" - искусство).

Для этой цели предусматривается комплекс разнообразных акций и мероприятий, в том числе:

- разработка Спартианского Кодекса атлета-олимпийца и его пропаганда среди участников олимпийского движения;

- организация и проведение олимпийских турниров "СпАрт" как новой модели олимпийских соревнований с учетом принципов этого Кодекса;

- организация спартианского обучения и образования для спортсменов-олимпийцев;

- создание и развертывание деятельности олимпийских клубов "СпАрт" для тех участников олимпийского движения, которые хотели бы следовать принципам Спартианского Кодекса.

 

Спартианский Кодекс атлета-олимпийца

Данный Кодекс предназначен для тех участников олимпийского движения, которые активно занимаются спортом и в соответствии с олимпийским девизом "Быстрее, выше, сильнее" направляют свои усилия на достижение самых высоких, максимально возможных результатов, рекордов, побед в спортивных соревнованиях, но при этом строго придерживаются принципа "красивой и честной игры" (fair play) и стремятся совмещать свои занятия спортом с искусством в целях самосовершенствования, гармоничного и всестороннего развития своих способностей, увлекательного и творческого отдыха.

Кодекс включает в себя 5 принципов (столько же, сколько колец в олимпийском символе).

1. "ВСЕГДА СТРЕМИСЬ К ПРЕКРАСНОМУ! (Святослав Рерих).

Не стремись к победе любой ценой. Победа имеет ценность лишь в том случае, если она достигнута на основе строгого соблюдения спортсменами спортивных правил в красивой, честной и справедливой борьбе.

Всегда придерживайся принципов рыцарского поведения, бескорыстия, благородства, мужества, "красивой и честной игры" (fair play), действуй "по законам красоты", даже если это может помешать одержать победу над соперником.

2. "НЕТ БОЛЬШЕЙ ПОБЕДЫ, ЧЕМ ПОБЕДА НАД СОБОЙ" (Платон).

Твоя главная цель - победить не соперника, а самого себя, преодолеть свои слабости и недостатки, полностью реализовать свои способности: te ipsum vincere! (Победи самого себя!).

Чтобы добиться этой цели, стремись осознать свои возможности, способности, слабости и недостатки: nosce te ipsum! (Познай самого себя!).

Спокойно воспринимай победу и достойно переноси поражение. Соперника в спортивном поединке воспринимай как партнера, как человека, который помогает тебе понять, чего ты достиг в своем самосовершенствовании.

Пусть тебя не пугают препятствия на пути самосовершенствования: "Чем больше препятствий, тем больше удовольствие от их преодоления" (Джек Лондон).

Добиваясь успехов в самосовершенствовании, не останавливайся на достигнутом: возможности совершенствования безграничны.

Признаки несовершенства ищи прежде всего в себе, а не в других. Никогда не подчеркивай своего превосходства над другими и не используй его во вред другим.

3. "ВОЗВЫШЕННЫЙ ДУХ В РАЗВИТОМ ТЕЛЕ!" "Mens fervida in corpore lacertoso!" (Кубертэн)

Ориентируясь на этот девиз основателя современного олимпийского движения, добивайся всестороннего развития всех своих способностей: стремись развить не только свое тело, но и духовные (интеллектуальные, эстетические, художественные, творческие и т.п.) способности, культуру речи и общения и т.д.

Стремись к гармонии собственного развития, отношений с другими людьми и с природой.

4. "НАДО СОЕДИНИТЬ СПОРТ С ИСКУССТВОМ" (Кубертэн).

Активно занимаясь спортом, упорно тренируясь и регулярно участвуя в спортивных соревнованиях, старайся не забывать об искусстве: развивай свои художественные и эстетические способности и пытайся проявить их в каком-либо виде искусства (в музыке или в литературном творчестве, в изобразительном искусстве и т.д.). Стремись быть первым в спорте и не последним в искусстве.

Чаще общайся не только с теми, кто, как и ты, связал свою жизнь со спортом, но и стеми, для кого основное увлечение - искусство.

Добивайся глубоких знаний во всех областях культуры, в том числе в спорте и искусстве. Изучи историю олимпийского движения, основы философии олимпизма, его идеалы и ценности. Знай культурные обычаи и традиции своего народа и народов других стран, национальные виды спорта, искусства, народные игры.

5. "Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно!" (Данте)

Придерживаясь в своей жизни принципов данного Кодекса, активно призывай и других следовать твоему примеру, помогай им в этом.

Не думай, что всем понравится твое поведение. Многие посчитают тебя чудаком и "белой вороной". Но ты "следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно".

Однако и сам не навязывай другим свое мнение, свои принципы поведения, не считай, что прав только ты. Не исключай возможность иных взглядов и принципов.

Во всех своих поступках придерживайся лозунга "Быть добру!", и никогда не теряй чувство юмора.

Принципы Спартианского Кодекса атлета-олимпийца тесно связаны с широким кругом гуманистических идей прошлого и современности: с философией олимпизма, особенно с учением Кубертэна; с идеей, высказанной великими гуманистами прошлого, о всетороннем и гармоничном развитии личности; с древнегреческим идеалом калокагатии: гармонии физических и духовных способностей человека, его внешних и внутренних качеств; с учением Рериха и другими гуманистическими взглядами и концепциями.

 

Олимпийские турниры "СпАрт"

Олимпийские турниры "СпАрт" - олимпийские соревнования, программа которых составляется с учетом основных принципов Спартианского Кодекса.

Главный элемент программы этих соревнований - "спартианское многоборье" спортсменов-олимпийцев (конкурс среди них на гармоничное, всестороннее развитие). Простейшая модель данного соревнования - "спартианское двоеборье", каждый участник которого выступает и в спортивных соревнованиях и в художественных конкурсах. При подведении итогов выступления в двоеборье учитывается и поведение участников.

Эта простейшая модель может усложняться. К спортивным соревнованиям и художественным конкурсам могут добавляться другие соревнования (конкурсы): в решении интеллектуальных (творческих задач); конкурсы знатоков искусства, науки, олимпизма и др. Наиболее полная модель "спартианского многоборья" включает в себя такой комплекс соревнований и конкурсов, в ходе проведения которых у каждого участника оценивается: физическая культура (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности, спортивное мастерство, физическое совершенство); психическая культура (познавательные, интеллектуальные и творческие способности, память, внимание, скорость и точность психомоторики, эмоциональная устойчивость и др.); эстетическая и художественная культура; экономическая культура; техническая культура; экологическая культура; культура речи и общения; гиперспособности (необычные, уникальные, феноменальные способности); биоэнергетические способности; способности к регулированию непроизвольных функций организма; "компенсаторные" способности; знания, соответствующие указанным компонентам культуры и способностям; поведение участника и его внешнее обаяние.

Победители спартианского многоборья получают главный приз турнира "Гармонично развитому атлету-олимпийцу" и награждаются Спартианским орденом.

Помимо "спартианского многоборья", программа олимпийского турнира "СпАрт" может включать в себя:

- конкурс "СпАрт", от участников которого требуется: продемонстрировать уникальные, максимально развитые (с учетом возраста, пола, инвалидности и т.д.) физические качества и двигательные способности; проявить при этом творчество, изобретательность, артистизм; продемонстрировать красоту и пластику "одухотворенного движения", а также искусство создания в движениях художественных образов; вызвать своим выступлением симпатии у зрителей; при подведении итогов выступления участников в конкурсе учитываются все эти показатели, а также их поведение;

- конкурсы эстетической и артистической демонстрации спортивного мастерства;

- национальные виды спорта, народные игры и забавы, способствующие сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры;

- другие виды спортивных соревнований и подвижных игр (как уже известные - напр., художественная гимнастика, спортивная аэробика, джазовая гимнастика, "Джун-до балет" и др.), так и новые, которые проходят под музыку, требуют от спортсмена красоты телосложения и движений, совершенства (искусства) во владении своим телом;

- традиционные (напр., цирковая борьба, некоторые виды восточных единоборств, связанные с изображением поведения животных, и т.п.) или новые соревнования, игры, забавы, в которых спортсмен должен проявить не только силу, ловкость, другие физические качества, но и умение создавать художественные образы в движениях;

- необычные спортивно-развлекательные игры, удовлетворяющие требованиям эстетичности и зрелищности;

- традиционные спортивные соревнования, но с такими измененными правилами, которые делают их более демократичными, гуманными, веселыми, доступными для любого человека независимо от уровня его физической или спортивной подготовленности, инвалидности и т.д.

- "игры без побежденных" (такие традиционные спортивные соревнования с измененными правилами или новые спортивные соревнования, подвижные игры, в которых нет обычного разделения участников на победителей и побежденных, требуется не соперничество участников, а их сотрудничество, поощряется юмор, рыцарское поведение и т.п.);

- особым образом организованные соревнования, в ходе которых перед каждым участником ставится задача "победить" (преодолеть) самого себя;

- конкурсы и соревнования спартианского творчества: новый вид спорта - "СпАрт", предполагающий творческую (а также удовлетворяющую требованиям эстетичности и зрелищности) демонстрацию физических качеств и двигательных способностей; конкурс на новую спортивно-развлекательную игру; конкурс на новую "игру без побежденных"; конкурс на лучшее решение творческих ("дивергентных") задач; все эти конкурсы могут проводиться самостоятельно или объединяться в один конкурс;

- разнообразные художественные конкурсы, в которых может принять участие любой участник турнира;

- выставки-конкурсы произведений искусства, авторами которых являются спортсмены, добившиеся значительных успехов в спорте, их конкурсы в исполнении литературных или музыкальных (в том числе собственных) произведений, в техническом творчестве и т.д.;

- конкурсы произведений искусства на спортивную и олимпийскую тематику;

- розыгрыш (на основе специально разработанного положения) среди участников соревнований приза "За красоту, благородство и мужество";

- "спартианские испытания", участники которых желают вступить в Спартианский Орден (см. Устав) и чтобы получить право на это, должны продемонстрировать определенный уровень развития физических качеств, художественного мастерства, знаний в области спорта и искусства и т.д.;

- диагностику и тестирование участников турнира с целью оказания им помощи в получении достоверной информации о своих физических, творческих, интеллектуальных, артистических, биоэнергетических и иных способностях, в определении путей их дальнейшего развития и реализации, самосовершенствования;

- специальный образовательный курс для расширения и углубления знаний участников турнира о спорте, олимпизме, искусстве, обучения различным видам спортивной и художественной деятельности, повышения спортивного и художественного мастерства;

- дискуссии по проблемам искусства, спорта (олимпизма), их взаимоотношения, встречи спортсменов с теми, кто посвятил себя искусству, и т.д.

Олимпийские турниры "СпАрт" - новые, нетрадиционные, необычные по своей программе, составу участников и т.д. олимпийские соревнования. Главные особенности этих соревнований:

1) они предполагают не только традиционные, но и новые, уникальные формы объединения спорта и искусства;

2) для успешного выступления (победы) в них необходимо не одностороннее, а всестороннее и гармоничное развитие;

3) они ориентируют участников соревнований в первую очередь не на победу над соперниками, а на высоконравственное, рыцарское поведение по отношению к ним, на сотрудничество, общение с ними, на преодоление самих себя, самосовершенствование;

4) в них могут участвовать люди с ограниченными возможностями (инвалиды), причем они не отграничиваются, не отделяются от тех, кто не имеет таких ограничений (неинвалидов), а постоянно общаются с ними, на равных участвуют в соревнованиях с ними и имеют возможность их победить.

Программа олимпийских турниров "СпАрт" может существенно меняться в зависимости от состава их участников (школьники, студенты и др.), их уровня (районные, городские, областные, региональные, международные и др.), продолжительности, условий проведения и т.д. Могут использоваться различные варианты организации олимпийского турнира "СпАрт", отдельных элементов его программы, спортивных соревнований и художественных конкурсов, подсчета баллов (очков) при выявлении победителей. Турниры могут проводиться по полной или сокращенной программе. Могут проводиться индивидуальные и командные или только индивидуальные (командные) соревнования и т.д.

Проект предусматривает, следовательно, различные модели организации и проведения олимпийских турниров "СпАрт".

 

Спартианское обучение и образование атлетов-олимпийцев

Программа спартианского обучения и образования спортсменов-олимпийцев, желающих следовать принципам Спартианского Кодекса, предусматривает:

- расширение и углубление знаний о спорте, олимпизме, искусстве, повышение мастерства в различных видах спортивной и художественной деятельности;

- обучение приемам самовоспитания, самосовершенствования, физического и психического оздоровления с использованием методов, которые сформировались в ходе развития культуры Востока и Запада;

- формирование и повышение уровня эстетической, нравственной, экологической культуры, культуры речи и общения;

- обучение искусству владения своим телом, создания в движениях художественных образов, красоте и пластике "одухотворенного движения";

- разъяснение принципов "честной игры" и рыцарского поведения в спортивных соревнованиях;

- знакомство с культурными обычаями и традициями своего народа и народов других стран, с национальными видами спорта и искусства, с народными играми, развлечениями, забавами;

- обучение "играм без побежденных" и умению их придумывать;

- оказание помощи в самопознании, выявлении своих резервных возможностей, способностей и недостатков, путей их использования, развития и преодоления, в составлении индивидуальных программ духовного и физического совершенствования и самосовершенствования;

- формирование и развитие творческих способностей на основе решения творческих ("дивергентных") задач и т.д.

Спартианское образование и обучение спортсменов предусматривает использование в работе с ними не только традиционных, но и новых педагогических, психологических и иных методов, таких, в частности, как: психодрама, психотренинг, психомоторика, методика раннего выявления индивидуальных творческих способностей и развития биоэнергетических способностей и др.

Спартианское обучение и образование может быть организовано в обычных или специально созданных для этой цели учебных заведениях, в клубах и т.д. Школы (курсы) спартианского обучения и образования могут быть включены в программу каких-то других мероприятий, в частности, олимпийских турниров "СпАрт".

 

Олимпийские клубы "СпАрт"

Олимпийские клубы "СпАрт" (ОКС) объединяют на добровольных началах тех спортсменов, которые желают активно участвовать в олимпийском движении, соблюдая при этом принципы Спартианского Кодекса атлетов-олимпийцев.

В своей деятельности ОКС руководствуются:

- Олимпийской Хартией как главным документом, определяющим цели и задачи олимпийского движения;

- Спартианским Кодексом атлетов-олимпийцев;

- Уставом Клуба.

ОКС могут создаваться по месту учебы (школьные, студенческие и др.), по месту жительства (районные, городские, региональные и др.) и т.д.

Каждый ОКС может иметь свое название, свой Устав, эмблему, девиз, форму одежды для членов клуба и другую атрибутику, не противоречащую Олимпийской Хартии и Спартианскому Кодексу.

Основные направления деятельности ОКС, их цели и задачи:

- ознакомление членов клуба с историей олимпийского движения, с философией олимпизма, его идеалами и ценностями;

- организация спартианского образования и обучения членов клуба;

- организация и проведение олимпийских турниров "СпАрт" в целях отдыха, развлечения членов клуба, проверки итогов их работы по совершенствованию своих физических и духовных способностей;

- ознакомление членов клуба с "играми без побежденных" и другими спартианскими играми, развлечениями, обучение искусству придумывать такие игры и соревнования;

- оказание помощи членам клуба в организации выставок своих работ в области искусства, в издании литературных и других произведений, внедрении технических изобретений и т.д.;

- организация общения членов клуба друг с другом, а также с представителями других клубов, с деятелями искусства, науки и т.д.

- психолого-педагогические консультации для членов клуба.

Для лиц, желающих стать членами клуба, Устав клуба может предусматривать испытательные сроки, выполнение определенных тестов и норм, связанных с требованиями Спартианского Кодекса, и т.д.

Каждый член ОКС в соответствии со Спартианским Кодексом, своими возможностями и планами на будущее ежегодно разрабатывает для себя индивидуальную программу духовного и физического совершенствования и стремится ее выполнить.

Руководство деятельностью клуба осуществляет Совет, избираемый путем голосования членами клуба.

На базе отдельных ОКС могут возникать их объединения, ассоциации (например, ассоциация школьных или студенческих ОКС и т.д.). Цель их создания - организация координации и сотрудничества группы ОКС, проведение совместных акций и т.д.

 

К истории вопроса

Идея синтеза спорта и искусства - не нова. Она зародилась еще в Древней Греции, а в последующие годы высказывалась и поддерживалась многими учеными и общественными деятелями.

Глубоким приверженцем этой идеи был основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертэн. В своих работах и выступлениях он неоднократно указывал на необходимость укрепления связи между спортом и искусством, подчеркивал, что "искусство должно соседствовать со спортом", "должно быть связано с практикой спорта", что "спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства". В своих "Олимпийских письмах", которые публиковались в "Ла Газет де Лозан", 26 октября 1918 г. он писал: "Олимпийское движение ... предполагает всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, отличается мужественностью и рыцарским духом и в совокупности с эстетическими и литературными занятиями является движителем национальной жизни и очагом гражданственности".

В укреплении союза между спортом и искусством Кубертэн усматривал одно из важнейших средств преодоления все усиливающегося разрыва между физическим и духовным развитием людей. Эту мысль он четко выразил, в частности, в своем выступлении в Париже в 1906 г. на конференции представителей искусства, литературы и спорта. "Мы должны, - подчеркнул Кубертэн, - заново объединить узами законного брака давно разведенную пару - Тело и Разум. Их взаимопонимание длилось долго и было плодотворным. Но неблагоприятные обстоятельства разлучили их. Наша задача - снова соединить их... Искусство должно быть связано с практикой спорта, чтобы из этого получилась взаимная выгода".

Важную роль в укреплении этой связи, по мнению Кубертэна, должны сыграть и Олимпиады: "Искусство должно участвовать в современных Олимпиадах... Какой же это праздник без музыки, стихов, живописно украшенных стадионов? Музы должны официально утвердиться на Играх". Как считал Кубертэн, союз спорта с искусством может служить важным средством поднятия не очень высокого в тот период престижа спорта.

В настоящее время важное значение этому направлению деятельности в рамках олимпийского движения придает президент МОК Хуан Самаранч. В своем ответном письме автору проекта "СпАрт" он написал: "Воспитание молодежи посредством синтеза спорта и культуры является одной из важнейших задач олимпийского движения. МОК готов оказать моральную поддержку и дать патронаж всем инициативам, содействующим союзу спорта, искусства и культуры". Неоднократно в поддержку идеи укрепления связи спорта и искусства высказывался и Федерико Майор - генеральный директор ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Предпринимались и практические шаги по реализации идеи синтеза спорта и искусства. Так, еще в Древней Греции на Истмийских, Панафинейских, Пифийских, Немийских Играх проводились состязания не только спортсменов, но также певцов, музыкантов, ораторов. По предложению Кубертэна, художественные конкурсы были введены в программу современных Олимпийских игр. Такие конкурсы проводились на Играх в период с 1912 по 1948 г. С 1952 г. по решению МОК они были заменены культурной программой (выставками, художественными представлениями и т.п.) Игр.

В целях укрепления связи спорта с искусством организуются также встречи спортсменов с деятелями искусства, фестивали спорта и искусства, культурно-спортивные, фольклорно-спортивные и другие подобные фестивали, программа которых наряду с соревнованиями спортсменов включает в себя выступления артистов: певцов, танцоров, музыкантов и др.

 

Программа

Предусматриваемая олимпийским проектом "СпАрт" программа действий по укреплению связи между спортом и искусством существенно отличается от предпринимавшихся ранее попыток такого рода.

1. Эта программа выработана на основе философского, социологического, культурологического и социально-педагогического анализа спорта и искусства как двух элементов культуры, их влияния на все стороны жизни общества и человека, взаимоотношения спорта и искусства, идеи их объединения, попыток воплощения этой идеи в жизнь и т.д.

2. Программа реализует комплексный подход к укреплению связи между спортом и искусством в рамках олимпийского движения: предусматривает объединение спорта и искусства в процессе обучения спортсменов-олимпийцев, во время организации их отдыха, в рамках олимпийских соревнований и т.д.; предполагает не какое-то одно, а все принципиально возможные, социально-полезные, эффективные (как традиционные, так и новые, не практиковавшиеся ранее) формы укрепления связи между спортом и искусством (организацию культурной программы во время олимпийских соревнований; включение в эти соревнования не только спортивных состязаний, но и художественных конкурсов; встречи спортсменов с деятелями искусства; организацию выставок, произведений искусства, авторами которых являются спортсмены-олимпийцы; проведение спартианских соревнований и конкурсов и др.).

3. Укрепление связи спорта с искусством рассматривается не как самоцель, а как средство (одно из средств) гармоничного, всестороннего развития спортсменов-олимпийцев. Поэтому основное внимание уделяется поиску таких средств, в том числе таких моделей проведения олимпийских соревнований, которые содействуют сочетанию спорта и искусства в жизни каждого спортсмена-олимпийца.

4. Ставится задача обеспечить и в спорте и в искусстве приоритет духовно-нравственных ценностей. Для этого предусматривается ряд социально-педагогических механизмов: введение такой системы выявления победителей проводимых соревнований и конкурсов, их морального и материального поощрения, которая стимулирует высоконравственное поведение участников этих соревнований и конкурсов, их ориентацию на самосовершенствование, на преодоление себя и т.д.; проведение таких игр и соревнований, которые не предполагают разделение участников на победителей и побежденных, не отделяют людей с ограниченными возможностями от тех, кто таких ограничений не имеет, и т.д.

5. На первый план выдвигается проведение в рамках олимпийского движения не какого-то разового мероприятия (соревнования, фестиваля, выставки и т.п.), а систематической, регулярной работы, направленной на укрепление связи между спортом и искусством. Для этой цели предусматривается создание и специальных организационных структур, в частности, олимпийских клубов "СпАрт" и др.

 

Первые итоги реализации проекта

Организацией и координацией всей работы, направленной на реализацию олимпийского проекта "СпАрт" (как и более широкого проекта "СпАрт"), занимается общественное объединение - Центр "СпАрт" (г. Москва, Россия), который создан в 1991 г.

В 1991-1992 гг. Центр "СпАрт" при содействии других организаций и отдельных лиц организовал и провел целый ряд олимпийских турниров "СпАрт".

Первый такой турнир под названием "Олимпийский турнир рыцарей СпАрта" был проведен 24 августа - 3 сентября 1991 г. в г. Анапа. В нем приняли участие почти 400 школьников из 17 городов страны. В сентябре 1991 г. такой же турнир был проведен в "Артеке". В нем участвовало около 250 школьников из разных регионов.

9 августа - 3 сентября 1992 г. в Российском детском центре "Орленок" был проведен олимпийский турнир школьников под названием "Российские Игры СпАрт". В нем приняло участие более тысячи школьников из России, Украины, Узбекистана и США.

Во всех этих турнирах среди участников были и дети-инвалиды, которые на равных соревновались с детьми-неинвалидами и становились даже победителями этих соревнований.

Олимпийские турниры "СпАрт" были проведены также для студентов трех вузов г. Москвы и г. Харькова (1991-1992 гг.) - в каждом вузе отдельно и общее командное соревнование (к сожалению, не удалось провести I Международные студенческие Игры "СпАрт", которые планировались на 19-21 мая 1992 г. в г. Харькове, из-за сложной политической и экономической ситуации на Украине).

Проведение этих олимпийских турниров позволило отработать их общую программу и особые специфические модели, сценарии проведения для определенного состава участников (для школьников, студентов и т.д.). Были опробованы различные варианты ("системы") подсчета очков (баллов) при выявлении победителей "спартианского многоборья", конкурса "СпАрт" и других соревнований и конкурсов, включенных в программу турниров, а также этих турниров в целом, различные варианты организации и сценарии проведения индивидуальных и командных соревнований в рамках турниров, выявлены "плюсы" и "минусы" этих вариантов, намечены пути их совершенствования.

Во время проведения турниров были апробированы отдельные программы и методики олимпийского, а также спартианского обучения и образования. В программу Российских Игр "СпАрт" (1992 г., РДЦ "Орленок") впервые была включена спартианская игротека "игр без побежденных".

С 1991 г. начата практическая работа по созданию спартианских клубов, в том числе олимпийских клубов "СпАрт". Такие клубы созданы в ряде городов - Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Набережные Челны, Санкт-Петербурге, Бишкеке и др. Наиболее активным является клуб в г. Набережные Челны (руководитель клуба - З.М.Кузнецова). Клуб в 1991-1992 гг. провел уже три городских олимпиийских турнира "рыцарей СпАрта". В последнем турнире в нем участвовали не только школьники, но и студенты.

На 1993 г. Центр "СпАрт" (в сотрудничестве с другими организациями и отдельными лицами) планирует проведение целой серии олимпийских турниров "СпАрт", продолжение работы по созданию олимпийских клубов "СпАрт", развитие международных контактов с другими странами для реализации олимпийского проекта "СпАрт" в международном масштабе.

 

Заключение

Приближается 100-летие современного олимпийского движения. Оно развивается в сложном и противоречивом мире, стоящем на пороге XXI века. Как отметил президент МОК Хуан Самаранч в своем приветствии участникам III Всероссийской научно-практической конференции "Олимпийское движение и социальные процессы" (Санкт-Петербург, 13-14 октября 1992 г.), "наш современный мир и спорт, который является его важным проявлением, нуждаются в духовности". В этой ситуации, подчеркнул он, "очень важно продолжать, стойко сохранять традиции нашего (имеется в виду олимпийское движение - В.С.) движения, ее моральные и воспитывающие ценности, все то, чем и отличается Олимпизм".

Содействовать решению этой необычайно важной задачи и призван олимпийский проект "СпАрт".

ЛИТЕРАТУРА

Олимпийская Хартия. М., 1991.

Столяров В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи. М.: ГЦОЛИФК, 1989.

Столяров В.И. Проект "СпАрт"// Спортивно-гуманистическое движение СССР. Основные документы. М., 1990.

Столяров В.И. Тело и разум в разводе// Советский спорт, 1 декабря 1990.

Столяров В.И. Проект "СпАрт". М., 1991.

Столяров В.И. Спорт, духовность, искусство// Физическая культура в школе, 1991, N 4.

Столяров В.И. Международный проект "СпАрт" - программа повышения духовно-культурного потенциала современного спорта на основе укрепления его связи с искусством// Тезисы Всес. научн. конф. М., 1991.

Столяров В.И. Проект "СпАрт"// Возвращение к олимпийским идеалам. Харьков, 1992.

Столяров В.И. Юные рыцари XX века// Олимпийская панорама, 1992, N 1.

Столяров В.И. Синтеза спорта и уметности// Годшинак универзитета у Београду, 1992, N 2.

Stolyarov V. The humanistic value of modern sport and how to increase it // ICSS Seminar. Sport: social chance and social process/Tallinn, 1991.

Stolyarov V. The International project "SpArt" - a program of increasing spiritual-and-cultural potential of modern sport on the basis of strengthening its connection with art// Second IOC World Congress on sport science. Barcelona, 1991.


1 Более подробно об этом см. в ст. "Проблема приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма", помещенной в данном Ежегоднике.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Столяров, В.И. Олимпийский проект "СпАрт" (основные идеи и первые итоги реализации) // Тр. учен. ГЦОЛИФКа. 75 лет : Ежегодник. - М., 1993. - С. 36-48.