ДЖАЗ-ХОРЕОГРАФИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЖАЗ-ХОРЕОГРАФИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Е.Ю.Попова,
кафедра гимнастики

Джаз-хореография как современное направление в художественной гимнастике возникла в Западной Европе и США в конце нашего столетия. Как форма двигательной активности она выражается в тесном сплетении музыки с ритмико-хорографическими упражнениями.

Характер современной рок и джаз музыки придает этой форме хореографии динамичность, пластичную выразительность и экспрессию. Возникновение такой формы связано с реформаторским стремлением к модернизации художественной гимнастики в духе самой тесной связи движения с музыкой. К этому стремились известные специалисты Э. Ж. Далькроз, Р. Лобан, Р. Боде. ("Ритм, пластика" Т. С. Лисицкая, 1986)

Необходимо отметить танцевальную джазовую школу, которая развивалась в начале века в США, достигнувшей в 30-е годы своего подлинного расцвета и давшей миру таких замечательных танцовщиков как Энн Миллер, Фред Астор, а также других уникальных танцоров и хореографов. Именно американцы-родоначальники самых передовых танцевальных стилей, таких как демиклассика, джаз, рок-н-ролл, и более современных: фанк, флэш, хаус и т. д. Что касается развития ритмической гимнастики, то еще в 70-е годы ее основала Джейн Фонда и пошла по более современному пути, создав систему, соединяющую танцевальные элементы с физическими упражнениями, позволяющие укреплять различные группы мышц тела- своего рода "танцевальный тренажер". Эта система получила название "аэробика", которая стала родоначальницей такого вида спорта как спортивная аэробика.

Расцвет современных хореографических направлений в гимнастике отмечался также в 60-е годы. Возникают новые школы женской гимнастики, появляются новые названия. В ФРГ школу ритмической гимнастики открывает М. А. Книс. Там же организует школу современной гимнастики Э. Клиндт. Создает школу джаз-хореографии Г. Одэ в ФРГ ("Современное искусство", М. Берглюнд). Общей чертой этих направлений является спонтанное развитие выразительности движений, инспирированное современными музыкальными формами. Эти разнообразные формы и ничем не стесненные телодвижения согласуются с индивидуальной впечатлительностью спортсменок, их музыкальной восприимчивостью и темпераментом. Помимо вышеупомянутых школ, платформой для обмена взглядов и опыта становились многочисленные курсы и конференции, а также показательные выступления на гимнастрадах, проводимых международной федерацией гимнастики. Начиная с 4 Гимнастрады в Вене в 1965 г., команды западных стран демонстрировали применение нетрадиционных предметов: палочки, тамбурины и даже кокосовые орехи. Существенным оказалась не применявшаяся до этого джазовая, рок-н-ролльная музыка основательно и всецело детерминирующая характер движений. Под этот аккомпанемент каждое движение обогащалось, углублялось, приобретая полноту выразительности и экспрессивности. Если говорить о массовости и доступности той же джазовой хореографии или аэробики, то наибольшую популярность приобрела "джазовая гимнастика", созданная школой Моники Бекман из Швеции ("Современное искусство", М. Берглюнд, 1987г.). Вследствие чего в 1975 году в Берлине джазовая гимнастика демонстрировалась на Гимнастраде представлялась ряда европейских стран, в том числе командами Германии, Бельгии, Дании, Норвегии, и Австрии. Интерес к гимнастике М. Бекман в настоящее время угасает, поскольку появились новые формы массовых занятий гимнастикой: Шейпинг, Калланетика и т. д. В начале 80-х годов, основательница этого движения разъезжала по многим странам, ведя широкую популяризаторскую деятельность для распространения джазовой гимнастики, участвуя в специальных конференциях и курсах. Возникают новые школы и центры, занимающиеся пропагандой этого очень увлекательного вида женской гимнастики.

Характерной особенностью тренировки в джазовой гимнастике является выполнение упражнений всесторонне активизирующих двигательную систему тела с участием возможно большего количества мышечных групп. Для занимающихся характерна динамичность, экспрессия, вместе с широкими и плавными движениями. Характер движений, обусловленный личным восприятием мелодии и ритма, носит выразительный характер и отличается легкостью и непринужденностью. Все это гармонично согласуется с часто встречающимся "трудным" музыкальным фоном. Естественно, джазовая гимнастика, в конечном счете, ставит перед занимающимися самые высокие требования. Справиться с ними можно только при самой разнообразной, многосторонней тренировке, используя средства специальной физической подготовки из средств художественной гимнастики, с акцентом на подвижность в суставах. Основными в занятиях джаз- гимнастикой являются упражнения на силу и эластичность мышц, на увеличение амплитуды движений. Кроме того, уроки по джазовой гимнастике насыщаются не только упражнениями художественной гимнастики, но главным образом, упражнениями по ритмике, элементами классического танца. Все упражнения сопровождаются разнообразным музыкальным аккомпанементом с возрастающей степенью сложности. Упражнения классифицируются следующим образом: упражнения для мышц туловища и шеи; упражнения для мышц рук и ног; упражнения на напряжение и расслабление мышц рук и ног; упражнения на координацию. Упражнения выполняются на месте, в ходьбе, беге, в высоких, полувысоких и низких позициях. Объем и интенсивность устанавливаются в зависимости от цели, степени подготовленности занимающихся. Тем не менее в джазовой гимнастике следует:

- обращать внимание на правильность исходных положений и точное выполнение движения;

- обучать простым движениям в облегченных исходных положениях;

- постепенно вводить все более трудные исходные положения и соединять отработанные формы движений, выполняемые в начале только одной частью тела;

- изменять исходные положения быстро и в соответствии с музыкой, вводить ритмические разновидности одних и тех же движений (например быстрые и медленные движения), акцентирующие моменты с прихлопыванием в простых и усложненных ритмах;

- периодически использовать упражнения с предметами;

-выполнять упражнения в обе стороны.

После общей и танцевально-гимнастической подготовки упражнения индивидуализируются, используются более сложные координационные формы и асимметричные упражнения, синхронизирующие движения правой и левой сторон тела. Во всех упражнениях последовательно осуществляется принцип индивидуализации и творческой активности занимающихся, что будет стимулировать формирование и развитие индивидуального почерка и экспрессии движений, необходимых в дальнейшей импровизации и собственной интерпретации музыкальных тем. Овладение этим умением отождествляется с формированием чувственной впечатлительности и художественной восприимчивости.

Решающим и ведущим фактором, неотрывно связанным с занятиями джаз-гимнастикой является музыка. Музыкальный ритм является незаменимым методическим средством и основой развития и формирования ритма движений. Необходимо отметить, что первые уроки джазовой гимнастики направлены на понимание содержания и глубины воспроизводимой музыки, при этом применяются простые танцевальные ритмы с несложной музыкальной линией. При этом музыка характеризуется сильным звучанием, мелодичностью, эмоционально побуждает к действиям. Подбор музыки зависит от характера упражнений. Освоение отдельных движений и отработка соединений начинаются в медленном темпе и, с ростом совершенствования умений, темп увеличивается. В работе с более подготовленными группами используется "живая" музыка с переменчивым ритмом. Для джаз-гимнастики характерно применение ритма синкопического характера, требующий более сложной координации движений и побуждающей к автоэкспрессии занимающихся.

Джаз-гимнастика является превосходной формой занятий спортсменов и женщин, стремящихся в спортивном танце дать волю своей энергии, выразить свои чувства в художественно-физической активности. Формы и ритмы джазовой гимнастики используются не только в художественной гимнастике, но и в таких видах спорта, как фигурное катание, синхронное плавание, акробатика и др. Поэтому джазовая гимнастика заслуживает пристального внимания тренеров, хореографов как вид, наиболее перспективный, развивающий новые формы движений, координацию, являясь связующим звеном гимнастики, эмоций и движения.

Литература

1) Современное искусство.- М. Берглюнд.-1987

2) Ритм, пластика.- Т.С. Лисицкая.- М: "Физкультура и спорт".- 1986


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Попова, Е.Ю. Джаз-хореография как современная форма развития художественной гимнастики // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 5. - С. 194-197.