СИСТЕМА ЭТАПНО-КУРСОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ПОЗДНЕМ ПЕРИОДЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

СИСТЕМА ЭТАПНО-КУРСОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ПОЗДНЕМ ПЕРИОДЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

С.Н.Попов, Аль Юсеф Мудар, Д.М.Шапиро, Н.В.Могилевец,
кафедра ЛФК, массажа и реабилитации

Проблема реабилитации лиц с последствиями спинно-мозговой травмы приобретает все большую актуальность в силу постоянного роста дорожно-транспортного, бытового, производственного и военного травматизма.

В России ежегодно получают травму позвоночника до 5 тыс. человек, причем, только у 10% из них травма легкая (Фомичев Н.Т., 1990 г.). Средний возраст пострадавших составляет 24,5 лет (Жестовский В.К., 1985 г.), т.е. большинство пострадавших становятся инвалидами в молодом, трудоспособном возрасте.

Цель и задачи исследования

Цель исследования: повышение эффективности двигательной реабилитации больных с травматической болезнью спинного мозга (ТБСМ) в позднем периоде средствами физической культуры.

Задачи исследования:

1. Разработать методику функциональной оценки состояния двигательной сферы больных с ТБСМ в позднем периоде.

2. Определить степени нарушения основных функций поддержания опоры и передвижения у этих больных.

3. Разработать в педагогическом эксперименте методику реабилитации средствами физической культуры в зависимости от степени утраты больным основной функции поддержания опоры и передвижения.

4. Разработать в педагогическом эксперименте оптимальные сроки и объемы курсов, стационарной и домашней реабилитации в зависимости от этапа.

Под нашим наблюдением за период 1992-1995 гг. прошли реабилитацию 85 больных с последствиями травмы грудного отдела позвоночника, поступивших на реабилитацию из нейрохирургических отделений г. Москвы. Среди них преобладали лица мужского пола - 65 чел. (76,5% больных). По возрасту больные распределялись следующим образом: до 18 лет - 21 чел., от 18 до 30 лет - 30 больных, от 30 до 50 лет - 22, свыше 50 лет - 4 человека. В основном больные поступали в поздний период реабилитации: в сроки от 6 месяцев до 2-х лет после получения травмы.

В ходе исследований были выделены основные мышечные группы, участвующие в осуществлении функций поддержания равновесия тела и передвижения. Это сгибатели и разгибатели туловища, мышечные группы сгибания и разгибания бедра, голени и стопы - всего проводилось 9 тестов по 6-ти балльной оценке.

Для проведения теста на каждой мышечной группе были апробированы исходные положения тела, позволяющие элиминировать гравитацию и влияние спастики при проведения тестирования. Были также отработаны 4 теста для оценки поддержания равновесия и движений в положении лежа, сидя, стоя и при ходьбе.

Оценка функционального состояния двигательной сферы больных с ТБСМ в позднем периоде по разработанной нами методике позволила выделить 4 степени утраты основных функций:

IV степень - утрата функций поддержания равновесия сидя;

III степень - утрата функций поддержания равновесия стоя;

II степень - утрата функций самостоятельного передвижения;

I степень - утрата функций ходьбы.

На основании проведенных исследований нами было установлено, что длительное пребывание в стационаре для реабилитации нередко не дает существенного эффекта и вызывает негативное психологическое состояние больных, нами была разработана система этапно-курсовой реабилитации лиц со спинно-мозговой травмой. Эта система состояла в том, что реабилитация осуществлялась по 4 этапам, в каждом из которых в соответствии с состоянием двигательной активности больного решались конкретные задачи. На каждом этапе пребывание в стационаре ограничивалось 45 днями (I курс), после чего больной оправлялся домой на 2-3 месяца с индивидуальным заданием по выполнению предложенных физических упражнений.

При каждом поступлении больного в стационар проводилось тестирование, при котором определялось к какому этапу реабилитации его следует отнести. Если задачи предыдущего этапа оставались не выполненными, то больной получал повторный 45-ти дневной курс на этом же этапе. Для решения задач каждого из 4-х этапов больным было необходимо провести от 1-го до 3-4-х курсов, иногда больше.

Основной задачей на первом этапе было восстановление навыков поддержания равновесия в положении сидя, обучение пользованию поддерживающими средствами опоры, самостоятельному передвижению в коляске.

Второй этап двигательной реабилитации определялся задачей восстановления функции поддержания равновесия в положении стоя. Необходимым условием решения этой задачи являлось восстановление собственного мышечного корсета и освоение пользования крепящими аппаратами и поддерживающими опорами. Наряду с этим решались и другие, общие задачи оздоровительного влияния физических упражнений.

Третий этап реабилитации имел главную задачу в освоении передвижений в крепящих аппаратах. Для этого, кроме занятий лечебной гимнастикой, включались специальные занятия по освоению ходьбы в аппаратах.

Четвертый этап реабилитации имел главной

задачей освоение ходьбы без аппаратов, ее коррекция, качественное и количественное улучшение.

Для каждого этапа был разработан комплекс физических упражнений, включая и упражнения на тренажерах, с аппаратами и дополнительными опорами. Для каждого больного, в соответствии с его функциональными возможностями и двигательными расстройствами, перед выпиской домой разрабатывался комплекс упражнений для занятий дома.

При поступлении и выписке каждому больному проводилась функциональная оценка двигательной активности по предложенной нами методике, мануальное тестирование отдельных мышечных групп по 6-ти балльной системе, измерение объемов мышечных поперечников.

В педагогическом эксперименте было выделено 2 группы: основная и контрольная. В основную группу (48 чел.) были отнесены больные, которые выполняли требования созданной системы этапно-курсовой реабилитации: регулярно прибывали в стационар в установленные сроки, были достаточно активны и добросовестны в выполнении заданий. В контрольную группу (37 чел.) были отнесены больные, которые прибывали на очередной курс с запозданием (не через 2-3 месяца, а через 6 месяцев - 1 год и более).

В результате проведенных исследований было установлено, что из состава основной группы 50,6% больных перешли на 4-й этап - освоение ходьбы и в той или иной степени ею овладели. Из контрольной группы ни один больной на 4-й этап не вышел.

Выводы

1. У инвалидов в каждом периоде ТБСМ выделяются 4 степени поражения функций от утраты функций поддержания равновесия в положении сидя до утраты функций ходьбы.

2. В соответствии с этим выделяется 4 этапа физической реабилитации инвалидов.

3. Проведенный эксперимент показал, что наиболее эффективным способом реабилитации является предложенная система 4-х этапно-курсовой реабилитации, когда пребывание в стационаре ограничивается 45 днями и чередуется с 2-3-х месячным выполнением заданий в домашних условиях.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Система этапно-курсовой реабилитации инвалидов в позднем периоде травматической болезни грудного отдела позвоночника / Попов С.Н. [и др.] // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 5. - С. 198-200.