ЗДОРОВЬЕ В СТРУКТУРЕ ИНТЕРЕСОВ И СТИЛЯ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ НЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

ЗДОРОВЬЕ В СТРУКТУРЕ ИНТЕРЕСОВ И СТИЛЯ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ НЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

Доброрадных М.Б. - аспирантка каф. культурологии
Быховская И.М. - профессор каф. культурологии

Проблемами здорового образа жизни (ЗОЖ), бюджетом времени студентов, мотивами занятий физической культурой и спортом занимались многие исследователи. Разработкой данной проблемы занимались такие ученые как: Лисицин Ю.П., Ильинич В.И, Столяров В.И, Виленский М.Я, Быховская И.М, Каргаполов В.П. и многие другие.

Однако изменяющиеся социальные, экономические, демографические и другие условия оказывают влияния на общество в целом и на студентов как социально - демографическую группу в частности. Такая ситуация создает новый контекст для исследования ЗОЖ, отношения к ценности здоровья, определению содержанию и места досуговой сферы студентов.

Данные базируются на определенном этапе исследования, целью которого является получение сравнительной информации, касающейся субъективных показателей отношения к ценности здоровья и выявлению факторов влияющих на него.

В последствии, полученные данные будут сравниваться с результатами опросов студентов физкультурных вузов. В результате сравнительного анализа важно выявить, как к выше перечисленным вопросам относятся студенты физкультурных и не физкультурных вузов. Эта информация важна, так как именно студенты физкультурных вузов будущие специалисты, которые будут формировать и определять физкультурно - валеологический уровень учащейся молодежи в различных образовательных структурах.

Это исследование является частью международного научного проекта, участие в котором принимают Немецкий университет Спорта в Кельне, Пражский Карл-Университет и Российская государственная Академия Физической Культуры.

Исследование проводится в разных городах РФ (Владимир, Ярославль, Волгоград, Александров, Воронеж, Москва).

Респондентами являются студенты гуманитарных, технических и медико-биологических специальностей.

Основная цель исследования заключается в получении описательных данных, которые позволят определить ценностные ориентации студентов, особенности образа жизни, а также получение данных об отношении к собственному телу, о его восприятии, об ориентациях в вопросах здоровья.

Опрашиваемый контингент представляет собой студентов 2,3,4 курсов очного отделения.

Данные собираются с помощью анонимных анкет, состоящих из структурированных закрытых и открытых вопросов.

Объект исследования разделен по категориям и смысловым блокам:

1. Социоэкономические предпосылки (доходы, традиции семьи, физкультурное и валеологическое образование).

2. Характеристики здоровья, в том числе самооценка здоровья.

3. Образ жизни как фактор, влияющий на здоровье (питание, занятия физической культурой и спортом).

Здоровье молодежи социально обусловлено и зависит от многих факторов, следовательно, студенты включены в определенную систему (образование - студент - среда), в которой происходят взаимовлияния друг на друга. Следовательно, изменения в одной сфере оказывают влияния на другие, поэтому нужно рассматривать комплекс проблем, факторов влияния, мер для решения вопросов.

Как уже говорилось, факторов, влияющих на здоровье студентов очень много, но мы остановимся на некоторых из них.

Первый блок хочется начать с оценки отношения родителей опрашиваемых респондентов к занятиям физической культурой и спортом. На вопрос занимался ли физической культурой (спортом) Ваш отец? Из 220 респондентов 88,6% ответили раньше, 6,8% ответили никогда, 9% ответили сейчас.

На вопрос занималась ли физической культурой (спортом) Ваша мать? Ответили никогда 40,9% , 54,5% раньше и 4,5% сейчас.

Таким образом, можно предположить, что в семье не происходит должного физического воспитания. Но хочется упомянуть постулат: "здоровые родители - здоровые дети", в результате многие проблемы становятся очевидными и в частности ухудшающееся состояние здоровья учащейся молодежи.

Вслед за родителями обратимся к спортивной активности самих респондентов.

Сколько часов в неделю, в настоящее время, Вы активно занимаетесь спортом (во время учебы и в свободное время в совокупности)?

В результате анализа полученных данных студенты в среднем занимаются 4-6 часов в неделю, но от 1,5-3часов являются обязательными в системе учебных занятий. Важно вспомнить, что учебная дисциплина физическая культура преподается только два года (1-ый и 2-ой) курсы, поэтому на последующих курсах этот показатель значительно снизится.

По результатам многочисленных исследований (Виленского М.Я, Лисицина Ю.П) до 95% студентов не обладают системными знаниями и убеждениями о ЗОЖ, что свидетельствует о их низкой образованности в этой сфере жизнедеятельности. До 58% студентов не используют средства физической культуры для оптимизации своего физического состояния. Отсюда следует вывод, что физкультурное и валеологическое образование студентов оставляет желать лучшего.

Эти данные можно объяснить, не в каждом вузе ведутся теоретические занятия по физической культуре.

Изменения в экономической сфере влияют и на студентов и на их образ жизни. По полученным данным студенты стараются "покрывать"свои финансовые потребности 72,7% студентов работают в течение года, из них 1,9% работают по специальности.

Несмотря на тот факт, что многие студенты работают, отвечая на вопрос: если Вы полагаете, что Ваше питание "нездоровое", то почему так, студенты указывают одну из причин недостаточно денег для здоровой пищи.

Многие исследователи считают, что из основных факторов влияющих на здоровье является питание. Из опрошенных студентов 82,3% студентов считают свое питание "нездоровым". В ряде причин студенты перечисляют, кроме недостаточности финансовых средств, я привык к такому питанию 7,2%, не задумывались над причинами 10% и 30.1% указали, что недостаточно времени для ее приготовления.

В результате полученных данных мы видим, что студенты выделяют две основополагающие причины; недостаточно средств и нет времени для ее приготовления.

В результате приведенных данных можно сделать вывод, что новые экономические, социальные и другие условия влияют на общество в целом и на студентов как социально демографическую группу в частности. Следовательно, существует необходимость в этих условиях исследовать ценностные ориентации студентов их образ жизни, определить роль и содержание досуговой сферы, для адекватного влияния различными средствами и методами.

Литература

1. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни: сущность структура, формирование: Практическая Всероссийская научно-практическая конференция. Томск, 1996.-164с.

2. Лисицин Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. - М.:Мысль,1998.-272с.

3. Столяров В.И. Программа международного социологического исследования здорового образа жизни и физической культуры студентов//Здоровый образ жизни и физическая культура студентов: Социологические аспекты. М.- Харьков, 1990.-С 39.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Доброрадных, М.Б. Здоровье в структуре интересов и стиля жизни студентов не физкультурных вузов / Доброрадных М.Б., Быховская И.М. // Материалы конференции молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 13-16.