ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТА "СПАРТ"

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТА "СПАРТ"

Н.В.Коротаева

Проект "СпАрт", разработанный проф. Столяровым В.И., открывает интересные возможности для совершенствования туристской работы с различными группами населения.

Нами была разработана программа реализации этой идеи. При этом ставились следующие задачи:

- использование искусства для пропаганды туризма, привлечения к занятиям туризмом новых людей, в том числе деятелей культуры и искусства;

- повышение культурной значимости туризма и туристских мероприятий;

- организация постоянного общения, творческих контактов (встреч, переписки) между туристами, деятелями искусства, коллекционерами, изобретателями и всеми близкими к сфере искусства и творчества;

- организация обмена делегациями, переписки, встреч с туристскими клубами и организациями зарубежных стран;

- повышение творческого потенциала и общей культуры туристов.

Для реализации программы объединения туризма и искусства предлагается широкий круг акций и мероприятий: конкурсы, выставки, культурно-туристские слеты (фестивали, праздники, шоу и т.д.), туристская СПАРТИАДА и "СпАрт-туриада". Все эти мероприятия могут проводиться, в частности, в детских летних оздоровительных лагерях.

Особый интерес представляет "СпАрт-туриада". Она проводится в три этапа: конкурсные мероприятия, туристский поход и соревнования по туристской технике.

Проводятся следующие конкурсы:

- на лучшую картину, рисунок;

- на лучшую фотографию;

- на лучшее оформление походного альбома, отчета;

- на лучшую поделку из природного материала (шишки, мха, листьев, древесных корней, камней и т.д.);

- на лучшую походную стенгазету, эмблему, вымпел;

- на лучшее исполнение номера художественной самодеятельности;

- на лучшее стихотворение или рассказ.

Туристский поход проводится для разных возрастных групп и различной степени трудности. Он включает в себя развитие выносливости, практическое овладение туристскими навыками, ознакомление с историческими и архитектурными достопримечательностями и т.д.

Соревнования по технике туризма включают в себя преодоление полосы препятствий: установка палатки и укладка рюкзака; разведение костра и кипячение воды; преодоление завала или забора; преодоление навесной переправы или переход по бревну; преодоление "мышеловки" (возможны другие варианты).

Состав участников на всех трех этапах один и тот же.

Для выявления победителей и призеров "СпАрт-туриады" ее организаторы разрабатывают определенную систему оценок, которая позволяет учитывать результаты, показанные ее участниками в спортивных соревнованиях, художественных, творческих конкурсах, включенных в программу (учитывается также культура поведения участников).

Эта программа была реализована летом 1992 года в оздоровительном лагере "Восток". Основными задачами при этом было привлечение детей к туризму, раскрытие их духовных и творческих способностей при помощи туризма, обучение необходимым навыкам и умениям по туризму, развитие чувства товарищества и ответственности за порученное дело. Важно было, чтобы дети не только интересно отдохнули, но и развивались физически и духовно, чтобы их развитие шло гармонично. Детей, увлекающихся спортом, необходимо было привлечь к участию в творческих конкурсах, а творчески развитых детей - к туризму. В конце смены дети, успешно проявившие себя в обоих качествах, были награждены грамотами, дипломами и призами.

В каждую смену в лагере отдыхало около 700 детей. Возраст детей сильно различался и был в пределах от 8 до 16 лет. В связи с этим программы проведения мероприятий для детей разного возраста были различными.

Перед началом похода детям было сообщено о целях программы "СпАрт-туризм" и о том, что тот, кто покажет лучшее время при прохождении тур.эстафеты и займет призовые места в творческих конкурсах, будет награжден особыми дипломами "Рыцарь СпАрта" и памятными призами. У многих это повысило интерес к мероприятию.

Дети младшей возрастной группы выводились в однодневный поход сразу по 3 отряда (жилой корпус). Протяженность маршрута была около 6 км в один конец. Во время пути делалось несколько остановок, во время которых детям рассказывалось о животных, населяющих лес, о цветах и травах, встречающихся на пути, об их лекарственных свойствах. Конечной точкой маршрута являлась "Солнечная поляна". Это небольшая поляна в лесу недалеко от п. Октябрьский, на которой сооружен целый детский городок: деревянные качели, горка, бум и др. После трудного (с непривычки) путешествия с рюкзаками за плечами эта поляна посреди леса воспринималась детьми как сказочный городок. После обеда и отдыха на поляне проводилась тур.эстафета. В качестве препятствий были использованы находящиеся на ней разные деревянные сооружения. Эстафета представляла из себя преодоление бума, цепочки деревянных пней, "мышеловки", горки и обратного возвращения бегом. Соревнования проводились отдельно между девочками и мальчиками.

После этого детям предлагалось испытать себя в разных творческих конкурсах: нарисовать рисунок, изобразив что-то, запомнившееся из прошедшего дня, попытаться сочинить стихотворение или написать мини-рассказ, создать какую-нибудь композицию из природного материала (веточки, корешки, шишки и др.). Больше всего было желающих что-то нарисовать. Другие пытались написать мини-рассказ или стихотворение. К сожалению, никто из ребят не попытался создать какую-нибудь композицию из природного материала. Возможно это связано с тем, что у детей такого возраста (8-10 лет) еще не хватает фантазии.

Творческие конкурсы оценивала специальная комиссия, состоящая из преподавателей-кружководов лагеря.

Как показывают наши наблюдения, соревнования и конкурсы стали толчком к проявлению творческих способностей у детей. Создание новой интересной и познавательной обстановки - поход, эмоциональное участие в соревнованиях и конкурсах - все это способствовало раскрытию их способностей через разные формы творческой деятельности.

Программа среди старших отрядов, как уже отмечалось выше, отличалась от предыдущей и проходила в другой последовательности. Сначала проводились соревнования по туристской технике. 14 отрядов были разбиты на две подгруппы. Отряды-призеры в каждой подгруппе имели преимущество в первоочередном выходе в поход с ночевкой.

Соревнования по туристской технике проходили 2 дня.

В первый день ребята преодолевали туристскую полосу: сборка палатки, кавказская переправа, бревно, навесная переправа, "мышеловка", переноска пострадавшего, установка палатки. Всю полосу ребята проходили в предварительно надетой туристской обвязке, которая была необходима для преодоления навесной переправы. Команда состояла их 8-ми человек (4-х девочек и 4-х мальчиков). За ошибки и неправильное преодоление препятствий начислялись штрафные очки.

Во 2-й день проходили соревнования по ориентированию. Команда, состоявшая из 4-х человек (2-х девочек и 2-х мальчиков из числа выступающих в предыдущих соревнованиях), получала на старте схему, компас и карандаш. При помощи компаса и схемы необходимо было за возможно короткое время пройти маршрут, указанный в схеме, записывая номера контрольных пунктов. На финише фиксировалось время прихода последнего участника группы. При подведении итогов учитывалось время, затраченное на прохождение маршрута, к которому прибавлялось штрафное время за каждый неправильно отмеченный контрольный пункт. По итогам двух дней соревнований были выявлены команды-призеры, в том числе отряды, которые первыми пошли в поход. Протяженность маршрута похода была 12 км (в один конец). Место лагеря было разбито на берегу Москвы-реки (так, что для детей была возможность купаться).

После похода были выявлены дети, принявшие участие в туристской полосе и походе и принявшие активное участие в разных кружках лагеря. Они были награждены также грамотами и дипломами.

Результаты проведения "СпАрт-туриады" показали, что дети с очень большим интересом и старанием участвовали во всех соревнованиях и конкурсах. Привлекало их в первую очередь разнообразие мероприятий, дающее возможность проявить себя в том виде, который больше нравится. Особенно важно то, что наряду с игровыми, спортивными мероприятиями были конкурсы по искусству, которые раскрывали у детей, физически хорошо развитых, порой для них самих неожиданно, творческие качества.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Коротаева, Н.В. Об организации туристской работы с детьми на основе проекта "СпАрт" // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 49-51.