ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Лопушанская А.В. - аспирантка каф. педагогики
Неверкович С.Д. - профессор каф. педагогики

Проблема эмоций занимает большое место в работах А.К. Анохина, Л. Леви, Е. Гельхорн, Р.С. Лазарус и др. Особый интерес к проблеме эмоций возникает в связи вопросами их воздействия на поведение и здоровье человека и возможностями регуляции эмоционального состояния.

Наиболее актуальными являются вопросы тревожности, боязни или страха. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, гнев. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека, вплоть до "эмоционального паралича".

Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временной характер. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит сигналом, признаком неблагополучия, говорит о физической или нервной ослабленности ребенка.

По мнению И.П. Павлова, страх является проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. А.И. Захаров выделяет две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в таких случаях говорят о проявлении травмирующего опыта (испуг, боль, конфликты и т.д.).

Гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем ему все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепляется и распространяется на сходные ситуации.

Все это дает основание говорить об условно-рефлекторном характере страха, даже если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось и теперь невольно ассоциируется с любым внезапным звуковым действием.

В спортивной деятельности, которой характерны экстремальные условия, все психофизиологические процессы выступают наиболее ярко и выпукло, где четко прослеживаются постановка и реализация целей, возможности и действительность, мотивы и эмоциональные проявления личности.

Эмоциональные реакции, наблюдаемые при выполнении спортивных упражнений чрезвычайно разнообразны. О.А. Черникова выделяет положительные и отрицательные реакции. Многие эмоциональные реакции в процессе повторного выполнения спортивных действий закрепляются, приобретают стойкость и возникают повторно при соответствующих условиях. Эти привычные эмоциональные реакции благоприятствуют выполнению задачи и повышают работоспособность спортсмена. Но нередко закрепляются отрицательные эмоции, например боязнь, страх перед высотой, преодолеваемой в прыжке, неуверенности в своих силах, предстартовая апатия. Такие реакции мешают достижению успеха, затрудняют продвижение спортсмена в усвоении навыков.

Страхи у детей могут развиваться в любом возрасте, однако имеются периоды повышенного проявления страха, которые возникают в определенной жизненной ситуации. Как правило, с возрастом ребенок перестает испытывать страх, но все-таки детей следует оберегать от сильного и чрезмерного проявления страха до тех пор, пока не окрепнет нервная система и не разовьется способность самостоятельно оценивать степень опасности. Дети не обладают достаточным опытом, часто не могут предвидеть опасность, кроме этого у них слабо развито внутреннее торможение. Известно, что акробатические упражнения с элементами опасности или спуски с крутых гор, дополненных сложными трамплинами, больше интересуют подростков, чем взрослых. Это связано с тем, что они не всегда осмысленно относятся к опасностям, не пытаются подвергать анализу те последствия, которые связаны с грозящей им опасностью.

Однако тот ребенок, от которого слишком заботливо устраняются всякие препятствия и неприятные ощущения, внушают ему страх перед сложными и трудными физическими упражнениями, становится излишне изнеженным, впечатлительным и в конце концов трусом.

Т. Рибо, например, утверждал о наличии у ребенка беспричинных страхов. При этом он не учитывает мимолетных впечатлений, оставляющих в мозгу ребенка более или менее стойкие следы, которые на долгие годы являются завуалированной причиной на первый взгляд "беспричинных" страхов.

Многие наблюдения показывают, что недопустимые промахи учителя физической культуры и окружающих людей в процессе преодоления эмоциональных реакций на опасность закладывают прочную основу для излишнего проявления чувства страха. По этому поводу К.Н. Корнилов писал : "Чувство страха вообще не свойственно ребенку. Лишь в процессе своей деятельности он знакомится с окружающими предметами и обстановкой и под педагогическим воздействием взрослых научается различать опасность и разумно преодолевать ее".

В связи с этим можно заключить, что страхи требуют каждый раз серьезного изучения, чтобы своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного их разрастания, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности.

С подобными отрицательными эмоциональными реакциями необходимо бороться, искать пути педагогического воздействия, помогающие избавиться от них или предупредить их закрепление.

Исходя из вышеизложенного, в данной статье были показаны причины возникновения детских страхов, которые необходимо учитывать тренерам и педагогам для успешного построения тренировочного и педагогического процесса.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лопушанская, А.В. Причины возникновения детских страхов в процессе физического воспитания / Лопушанская А.В., Неверкович С.Д. // Материалы конференции молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 51-54.