ОБ ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДГОТОВКИ СПЕЛЕОТУРИСТОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ

ОБ ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДГОТОВКИ СПЕЛЕОТУРИСТОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ

Павлов Е.А. - магистрант каф. МКФФК
Гониянц С.А. - профессор каф. МКФФК

Многие спелеологи преследуют в своей нелёгкой работе научные цели. Ботаники, исследуя пыльцу, сохранившуюся в слоях глины, могут реконструировать растительный мир минувших эпох. "Годичные кольца" сталактитов помогают геологам определять климат и количество осадков давно прошедших времён. Археологи изучают далёкое прошлое человеческого общества, палеонтологи - древних представителей животного мира. Но и в наши дни полезно знать расположение пустот под землёй, особенно если речь идёт о планировании крупного строительства заводов, плотин, водохранилищ, поэтому окрестности предварительно исследуют спелеологи. Во многих районах родники, бьющие из-под земли, дают людям пресную воду; точная разведка маршрутов подземных рек помогает избежать их загрязнения. В пещерах известны и частично разрабатываются месторождения полезных ископаемых.[4] Также пещеры используют в оздоровительных целях. В последнее десятилетие всё большее развитие получает спелеотерапия - метод лечения, основанный на положительном влиянии среды некоторых пещер на течение ряда заболеваний, таких как бронхиальная астма, хроническая пневмония, гипертоническая болезнь, заболевание периферической нервной системы, ревматизм и т.д..[2,3] Разведкой и исследованием таких пещер занимаются спелеологи.

В связи с выше сказанным возникает потребность в квалифицированных спелеотуристах, которые имели бы высокую физическую, техническую и тактическую подготовленность, а также существует острая необходимость в квалифицированных тренерах занимающихся подготовкой спелеотуристов. Однако до сих пор отсутствуют научно обоснованные конкретные программы занятий и технология обучения направленная на совершенствование всех сторон подготовки спелеотуристов, в том числе не конкретизированы средства и методы достижения должной их подготовленности. Таким образом, существует проблема разработки организационно-методических рекомендаций по подготовке спелеотуристов, а также разработки программ занятий, средств и методов, направленных на физическое, техническое и тактическое совершенствование спелеотуристов.

Целью нашей работы является определение организационно-методических особенностей подготовки спелеотуристов массовых разрядов.

В связи с этим нами была разработана анкета экспертного опроса, которая состояла из 7 блоков вопросов об основных организационно методических особенностях подготовки спелеотуристов массовых разрядов. Анкета включала в себя 82 вопроса.

1."Паспортичка". Исследование проводилось в октябре-декабре 1998 года. В опросе приняло участие 20 мужчин из клубов МГУ, "Перово", "Сокольники" в возрасте от 20 до 47 лет (ср. возраст 21,5 лет) проживающих в г. Москве. Стаж занятий спелеологией у опрошенных составил в среднем 14 лет (от 4 до 29 лет). 80% экспертов имеют инструкторское звание по спелеотуризму. В настоящее время тренируются 90% респондентов.

2. Места проведения спелеолагерей. Для проведения школ НТП наиболее популярны плато Караби-Яйла в Крыму и Воронцовский массив на Кавказе, что связано с доступностью этих районов и наличием подходящих пещер близко расположенных друг от друга.

Для школ СТП самыми подходящими районами являются хребет Алек на Кавказе и опять же плато Караби-Яйла.

Школы ВТП эксперты предпочитают проводить на хребте Алек, на Бзыбском хребте, на Арабике и на Фиште.

При проведении школ следует руководствоваться следующей таблицей, которая показывает, сколько экспедиций и какой категории сложности следует проводить на различных этапах подготовки.

  1 к.с. 2 к.с. 3 к.с. 4 к.с. 5 к.с.
НТП 2 экспедиции 1 экспедиция      
СТП   1 экспедиция 2 экспедиции    
ВТП       2 экспедиции 1 экспедиция

W*=0,6

         

3. Техническая подготовка. В дальнейшем описание будет касаться техники SRT, это связано с тем, что данную технику применяют большинство спелеоклубов, а это, в свою очередь, связано с наибольшей безопасностью этой техники, с уменьшением веса снаряжения при применении SRT, и с возможностью штурма пещеры меньшим составом группы. Но чтобы техника одной верёвки была безопасной, на первое место следует поставить такой раздел технической подготовки, как техника прохождения вертикальных участков пещер, далее техника свободного перемещения по пещере, техника передвижения по скалам и, в заключение, особняком стоит такой сложный раздел подготовки, как техника прохождения сифонов. (W=0,7)

Чтобы поддерживать и совершенствовать техническую подготовленность, тренировки следует проводить с регулярностью 1 тренировка в неделю круглогодично, а перед экспедицией, за 3 недели до её проведения, увеличивать количество тренировок до двух в неделю. (W=0,5)

_________________________

W. коэффициент конкордации.

W= , [5]

В занятия, направленные на техническую подготовку спелеотуристов, следует включать следующие разделы (см. таблицу), где "О" - ознакомление, "Р" - разучивание, "З" - закрепление, "С" - совершенствование.

Разделы подготовки

1 к.с.

2 к.с.

3 к.с.

4 к.с.

Техника подъёма и спуска по верёвке

О;Р

З;С

С

С

Техника прохождения ПТК

О;Р

З;С

С

С

Техника прохождения узла на верёвке

О;Р

Р;З

С

С

Техника прохождения отклонителя

О;Р

З

С

С

Техника прохождения троллея

О;Р

Р;З

С

С

Общие правила скалолазания:        
Выбор и использование опор

О

Р;З;С

С

С

Передвижение по расщелинам

О

Р

З;С

С

карнизам

О

О;Р

Р;З;С

С

гребням

О

О

Р;З;С

С

плитам

О

О

Р;З;С

С

каминам

О

Р

З

С

Техника работы в обводнённых колодцах  

О;Р

Р;З;С

С

Техника прохождения узостей

О;Р

З

С

С

Техника транспортировки грузов

О

Р

З;С

С

Техника преодоления обводнённых галерей

О

Р;З

Р;З;С

С

Техника прохождения сифонов

О

О

О

О

Техника восхождений

O

О

Р;З

З;С

Техника транспортировки пострадавшего:        

-горизонтальные участки

О;Р

Р;З

С

С

-обводнённые горизонтальные участки

О

Р

З;С

С

-вертикальные участки

О;Р;З

Р;З

С

С

-обводнённые вертикальные участки

О

Р

З;С

С

-узости

О

Р

З;С

С

Техника топосъёмки

О;Р;З

С

С

С

Техника научных наблюдений

О;Р;З

С

С

С

Техника ориентирования под землёй

О;Р;З

С

С

С

Техника описания пещер

О;Р;З

С

С

С

Организация навески

О;Р;З;С

С

С

С

Организация ПБЛ

О;Р;З

С

С

С

W=0,5

Подготовку спелеотуристов следует начинать с таких базовых элементов техники как: перемещение по верёвке, техника свободного передвижения по пещере и скалолазание, при этом наиболее эффективно использовать такие способы обучения как практические тренировки с показом и рассказом, где особое внимание уделяется перемещению по верёвке без ПТК и с ПТК.

Но просто тренироваться недостаточно, следует ещё и тестировать техническую подготовленность спелеотуристов, однако 50% экспертов не знают таких тестов, другие же 50% указали скорее контрольные упражнения, чем тесты т.к. в них нет чётких критериев оценки технической подготовленности спелеотуристов. (В настоящее время мы работаем над разработкой таких тестов).

4. Тактическая подготовка. Анкетирование показало, что занятия с акцентом на тактическую подготовку спелеотуристов следует проводить 2-3 раза за курс обучения, хотя это очень усреднённые данные, т.к. мнения экспертов по данному вопросу очень сильно различались (W=0,4). По нашему мнению такого количества занятий недостаточно, ведь, как можно увидеть дальше, при подготовке к штурму пещеры, например 3 к.с., нужно изучить 18 разделов по тактической подготовке, что нереально сделать за 2-3 занятия, как предлагают эксперты. (Вопрос о количестве занятий за курс обучения остаётся открытым).

При штурме пещер оптимальное количество людей составляют: для пещер 1-2 к.с. - 2-4 человека, для пещер 3 к.с. - 4-6 человек и для пещер 4 к.с. - 6-8 человек. (W=0,8)

Практика показывает, что выбор, какой либо определённой тактики зависит от подготовленности и количества спелеотуристов, поставленных задач и т.д., а не от категории сложности пещеры.

Нами определено, что в подготовку спелеотуриста, для штурма пещер различной категории сложности, следует включать следующие разделы тактической подготовки: (см. таблицу)

Разделы подготовки

1 к. с. 2 к.с. 3 к.с. 4 к.с.
Определение радиуса действия группы в пещере + + + +
Состав и численность рабочей группы + + + +
Расчёт снаряжения для прохождения пещеры + + + +
Разработка плана-графика штурма пещеры + + + +
Тактика прохождения вертикальных пещер   + + +
Тактика прохождения горизонтальных пещер +   + +
Тактика прохождения обводнённых пещер     + +
Тактико-техническое описание УТВ     + +
Тактика исследования неизвестных полостей   + + +
Тактика спелеоподводных исследований       +
Тактика работы в ПБЛ     + +
Тактика научного описания полостей + + + +
Тактика научных исследований + + + +
Организация экспедиции + + + +
Составление раскладки + + + +
Тактика действий при ЧП   + + +
Тактика подходов к пещере   + + +
Тактика поиска     + +
Тактика перемещения грузов     + +

W=0,6

Обучение тактическим приёмам следует начинать с составления плана работы, распределения обязанностей, расчёта снаряжения, определения радиуса действия группы в пещере и с разработки плана-графика штурма пещеры, при этом используя в качестве наиболее эффективных способов занятия в школах определённого уровня и лекции.

5. Физическая подготовка. Выявлено что тренировки по физической подготовке спелеотуристов следует проводить с регулярностью 2 тренировки в неделю (соотношение тренировок по СФП и ОФП один к трём, а за 3 недели до экспедиции соотношение тренировок по СФП и ОФП следует изменить, как один к одному). (W=0,8)

В качестве тестов, контролирующих общую физическую подготовленность спелеотуристов, эксперты выделили такие контрольные упражнения, которые предлагал ещё В.Н. Дублянский в 1981 году [1], как: подтягивания, отжимания, приседания на одной ноге, упражнения на пресс, бег на различные дистанции (от 1 до 10 км.). Эти тесты могут определить силу, выносливость и скоростно-силовую выносливость, однако респонденты не отметили тестов контролирующие такие физические качества, как: быстрота, ловкость и гибкость, хотя эти качества экспертами были выделены, как "важные" для спелеотуриста.

В качестве тестов, контролирующих специальную физическую подготовленность спелеотуристов, эксперты отметили кон-тест (для которого по нашим данным нет системы оценок). Отметим, что такие тесты, как: подтягивания, подъём по канату, приседания на одной ноге следует отнести скорее к тестированию специальной, чем общей физической подготовленности спелеотуристов.

Проводить тестирование физической подготовленности следует 1 раз в месяц и перед экспедицией. (W=0,8)

Установлено, что многие виды спорта способствуют физической подготовленности спелеологов. Хотелось бы выделить лёгкую атлетику, гимнастику и плавание, как виды спорта, способствующие специальной физической подготовленности спелеологов.

Процентное соотношение СФП и ОФП на различных уровнях подготовки спелеотуриста выражено в таблице:

уровень подготовки

ОФП

СФП

НТП

70%

30%

СТП

55%

45%

ВТП

30%

70%

W=0,8

Проведённые исследования показали, что наиболее важной стороной подготовки является физическая подготовка, а уже затем техническая и тактическая (W=0,8), однако это несколько противоречит процентному соотношению различных сторон подготовки, которое можно видеть из таблицы:

уровень подготовки

техническая подготовка

тактическая подготовка

физическая подготовка

какая либо другая подготовка (научная, психическая и т.д.)

НТП

45%

10%

35%

10%

СТП

40%

20%

35%

5%

ВТП

35%

20%

35%

10%

W=0,6

6. Отбор в спелеотуризм. По этому разделу можно сделать три основных вывода:

1) Занятия спелеотуризмом следует начинать с 16 лет, это связано с тем, что человек с этого возраста способен отвечать за себя и достаточно физически и морально развит.

2) Возраст наиболее активных занятий спелеотуризмом 25-30 лет (но бывают и исключения).

3) Для спелеолога наиболее важны такие личностные качества, как: дружелюбие, целеустремлённость, сила воли, трудолюбие, справедливость.

7. Общие вопросы. С современной организацией подготовки спелеотуристов не согласны 60% экспертов, что связано с такими аспектами, как: организации нет вообще, нет инструкторов, подготовка ориентирована на индивида, а спелеология коллективный вид спорта, слишком растянута программа и в ней много лишних тем.

По мнению опрошенных, подготовка спелеотуристов и инструкторов по спелеотуризму осуществлялась в старых условиях на более высоком уровне.

Как стало ясно из опроса, за образец можно взять опыт работы к/с МГУ, также были отмечены клубы: "Перово", Киевский клуб, Красноярский, Севастопольский, Уфимский им. Нассонова, "Сокольники", было предложение обобщить опыт работы всех клубов.

Основными затруднениями, с которыми встречаются эксперты при подготовке спелеотуристов, являются такие: нехватка снаряжения (60%), нехватка специалистов (30%), нехватка литературы, отсутствие личного времени, отсутствие энтузиастов, финансирования, недостаточный набор слушателей.

Литература

1. Дублянский В.Н., Илюхин В.В. Путешествия под землёй. - 2-е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1981.

2. Горбенко П.П. Новости спелеотерапии. - В кн.: Пещеры, 1974, вып. 14-15.

3. Красноштейн А.Е., Папулов Л.М., Минькевич И.И. Возникновение и развитие спелеотерапии с использованием лечебных свойств калийных солей. - В кн.: Пещеры, 1993, вып. 23-24.

4. Портнер Д.Э. Пещеры. - М.: Слово, 1997.

5. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.М. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Павлов, Е.А. Об основных организационно-методических особенностях подготовки спелеотуристов массовых разрядов / Павлов Е.А., Гониянц С.А. // Материалы конференции молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 59-67.