ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНОЙ ЗНАКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СКОРОСТНОЙ СТЕНОГРАММЕ АВТОГОНЩИКОВ-РАЛЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНОЙ ЗНАКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СКОРОСТНОЙ СТЕНОГРАММЕ АВТОГОНЩИКОВ-РАЛЛИСТОВ

Потапова Н.А. - аспирантка каф. вело-мото-авто спорта
Цыганков Э.С. - профессор каф. вело-мото-авто спорта

В автомобильном ралли протяженность трассы специальных участков (СУ) очень велика. Например, на соревнованиях уровня Чемпионата России она составляет в среднем 130 км, а количество СУ в среднем равняется 15. Результат выступления в соревнованиях определяется по сумме времени прохождения всех СУ.

Очевидно то, что запомнить каждый поворот всей трассы и его особенности невозможно. При этом, чтобы быстро проехать всю дистанцию СУ, пилоту необходима опережающая информация во время скоростного прохождения трассы. То есть ему нужно заранее знать все повороты, их направление и крутизну, а также особенности дорожного покрытия.

В таком случае необходима система, позволяющая отображать все особенности трассы СУ. Но она должна быть одновременно и компактна, и легко читаема.

Таким образом, в 1967г. в России появился метод скоростной стенограммы.

Метод представляет собой кодированное описание трассы специальных участков ралли, включающее информацию по основным параметрам:

  • направление каждого поворота;
  • крутизна поворота;
  • протяженность прямых отрезков дороги;
  • дополнительная информация.

Скоростная стенограмма - это особый язык символов. По аналогии ее можно сравнить с нотной записью музыкального произведения.

Со времени появления метода прошло более 30 лет. За три десятилетия авторалли значительно изменилось и, в первую очередь, возросла соревновательная скорость экипажей. Технический прогресс позволил создавать все более совершенные автомобили, по техническим характеристикам, значительно превосходящим автомобили 70 - 80 гг.

Вслед за возросшими скоростями значительно увеличился объем информации, поступающей от штурмана пилоту. С 1981г. прирост информации составил 0,30 ед. информации в 1 сек. Следовательно, повысились требования к скорости записи скоростной стенограммы, к удобству и быстроте восприятия.

В 60-е гг. была предложена система записи левого и правого поворотов, она выглядела следующим образом:

Лв (левый) и Пр (правый).

Объясняется такая запись рядом причин:

А) обозначать поворот одной прописной буквой ненадежно, т.к. П и Л очень похожи в написании, поэтому остается большая вероятность сделать ошибку при чтении стенограммы штурманом во время гонки;

Б). надежность распознавания записи связана со вторым символом:

у строчной буквы "р" направление записи вниз, а у строчной буквы "в" направление записи вверх (верхнее закругление вытягивается вверх).

С течением времени запись изменялась, т.е. существует ее более совершенная модификация:

лв (левый) и пр (правый). То есть, обе буквы строчные, чтобы была однородность записи.

Таким образом, чтобы внести в стенограмму обозначение левого и правого поворотов, используя русский алфавит, необходимо записать информацию, состоящую из двух букв.

Известно, что скоростная стенограмма тем достовернее, чем на большей скорости движения автомобиля она была продиктована пилотом и, соответственно, записана штурманом. Безусловно, скорость записи зависит от двигательных возможностей второго водителя, но скорость можно повысить путем удаления из обозначений ненужных символов.

Также, во время гонки были зарегистрированы случаи, когда штурман путал левый поворот с правым. При этом запись была такой, как представлено выше и при разборе ошибок сразу после СУ, штурман даже не мог понять, что его подтолкнуло к ошибочному чтению записи.

Лучшие штурманы Мира, представители таких стран как Англия, Франция, Финляндия, Испания, Венгрия и т.д., давно используют иную запись направления поворотов. Например, англичане пишут R (правый) и L (левый), венгры пишут J (правый) и B (левый).

В связи с выше перечисленными причинами, была предложена система записи буквами латинского алфавита: P (правый) и L (левый) для российских спортсменов.

Данные обозначения предлагаются не потому, что зарубежный опыт является предметом для подражания или служит данью моде. Существуют убедительные доказательства, подтверждающие целесообразность однобуквенной записи.

1. Запись скоростной стенограммы значительно ускоряется.

По нашим подсчетам, с одной страницы запись уменьшается в среднем на 16 - 20 букв. Если учесть, что даже на соревнованиях уровня Чемпионата России общий объем записи составляет минимум 45 - 50 страниц, то число ненужных знаков информации составляет 730 - 1000. А на Чемпионате Европы количество страниц записи увеличивается в 4 - 5 раз.

2. Двухбуквенная запись требует большего времени для ее распознавания и повышенной концентрации внимания при чтении штурманом стенограммы во время соревнования. Эти факторы отрицательно сказываются на деятельности штурмана, затрудняют своевременность подачи информации пилоту.

Во время движения по СУ (скоростному участку) на автомобиле ВАЗ с рабочим объемом до 1600 см3 включительно штурман сообщает пилоту в среднем 0,61+-0,09 ед. информации в 1 секунду, а на автомобилях WRC (World Rally Car) - 0,70+-0,06 ед. информации в 1 секунду. Для сравнения, по данным информационного анализа Л.К.Серовой на ралли 1981г. сообщения составляли 0,42+-0,04 ед. информации в 1 секунду.

3. Система записи буквами латинского алфавита была предложена 8 штурманам различных команд квалификации КМС и МС.

7 человек признали предложенный вариант значительно удобнее по всем параметрам (скорость записи, читаемость записи, ошибки при чтении) и совершеннее. С экспериментальной записью они участвовали в официальном соревновании, по итогам которых не было зафиксировано ни одной ошибки или затруднений при чтении. Наоборот, запись позволила им сосредоточить внимание на наиболее сложных или необходимых элементах чтения стенограммы (дикция, интонация и др.).

Лишь одному штурману не удалось использовать систему на соревновании. Он объяснил отказ непривычностью обозначений. По всей видимости, не для всех русскоязычных штурманов удобна запись буквами латинского алфавита. Установлено, что этот фактор является единственным, затрудняющим освоение предложенной системы записи знаков скоростной стенограммы.

Таким образом, предложенная система однобуквенной записи позволяет штурману:

1. значительно увеличить скорость записи;

2. улучшить распознаваемость закодированной записи;

3. повысить скорость ориентации в записанном тексте;

4. не путать левый поворот с правым;

5. сосредоточить внимание на необходимых элементах чтения (своевременность, дикция, интонация и т.д.).

В современных ралли основная борьба между экипажами идет на трассе СУ, от скорости прохождения которых, зависит результат в гонке. Скоростная стенограмма является для первого и второго водителя единственным источником информации на СУ, обеспечивающим его быстрейшее прохождение во время соревнования. Поэтому качество и удобство записи заметно влияет на качество воспроизведения скоростной стенограммы штурманом, так как во время скоростного прохождения трассы существует огромный дефицит времени, а спортсменам необходимо проявить комплекс умений и навыков для достижения результата.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Потапова, Н.А. Использование различной знаковой информации в скоростной стенограмме автогонщиков-раллистов / Потапова Н.А., Цыганков Э.С. // Материалы конференции молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 74-77.