ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В СПОРТЕ

ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В СПОРТЕ

Раднагуруев Б.Б. - аспирант каф. психологии

В отечественных и зарубежных исследованиях достаточно широко представлен круг проблем, относящихся к выявлению стойких, природнообусловленных свойств нервной системы, получивших название свойств темперамента (4, 10, 14) основных свойств нервной системы (школа Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына), дифференциально-психологических и индивидуально-типологических особенностей (2, 5, 15).

В работах И.П. Павлова и его школы к их числу были отнесены сила, подвижность, уравновешенность. Различные сочетания этих свойств, по их мнению, являются предпосылкой различных темпераментов: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического. В работах В.С. Мерлина, его учеников и последователей к числу свойств, составляющих основу темперамента, относят активность, реактивность, сочетание активности и реактивности, пластичность, ригидность, экстра- и интроверсию.

Б.М.Теплов выступил инициатором изучения именно свойств нервной системы, а не темпераментов. В ходе исследований школ Б.М. Теплова и Б.Г. Ананьева концепция основных свойств нервной системы (индивидуально-типологических особенностей) получила свое подтверждение и дальнейшее развитие. Был установлен целый ряд свойств: лабильность, динамичность, концентрированность (14 и др.). Уравновешенность была определена в структуре основных свойств нервной системы как вторичное свойство, характеризующее выраженность у первичных свойств (силы, подвижности, динамичности, лабильности и концентрированности) либо преобладания возбудительного процесса над тормозным, либо проявления преобладания торможения над возбуждением, либо их баланса.

Кроме этого В.Д.Небылицыным была выдвинута гипотеза парциальности названных выше первичных и вторичных свойств, т.е. независимости проявления этих свойств в каждом из анализаторов (зрительном, слуховом, двигательном). Это означало, что один и тот же человек может быть отнесен к числу обладателей сильной нервной системой в зрительном анализаторе, быть "слабым" в слуховом анализаторе и оказаться "средним" в двигательном. Несколько позднее В.Д. Небылицын призвал отнести все перечисленные выше свойства к числу частных, выделив при этом и общие свойства нервной системы (активность, эмоциональность и их баланс) и установив структуры мозга, ответственные за их проявление (лобно-ретикулярную и лобно-лимбическую формации).

При исследовании проявления всех названных выше свойств в различных видах деятельности была установлена высокая степень их влияния на различные стороны поведения человека в весьма обширном спектре деятельностей, включая спортивную. Благодаря исследованиям В.С.Мерлина, А.Ц.Пуни, Б.А.Вяткина, Н.М.Пейсахова, А.Л.Попова, О.А.Сиротина, Н.А.Худадова и др. можно с уверенностью считать, проявление стойких врожденных свойств нервной системы и свойств темперамента важнейшими предпосылками успеха в спортивной деятельности, базирующегося на учете индивидуально-типологических свойств и создании индивидуального стиля деятельности (8). С другой стороны, проявление этих свойств может стать условием нежелательности занятий некоторыми видами деятельностей, связанных с высокой вероятностью возникновения экстремальных ситуаций, или даже запрета на освоение некоторых из них (6).

Большинство исследований по проявлению стойких, врожденных, природнообусловленных свойств нервной системы в спортивной деятельности, так или иначе, сопряжено с выраженностью в деятельности конкретного человека физических (двигательных) качеств.

Впервые качества физические качества (силы и выносливости) стали объектом изучения В. Ухова еще в 60-х годах прошлого века. Более полно и последовательно работа по выявлению физических качеств была проведена В.М. Зациорским. В числе таких качеств были названы: сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость. Автор не ставил своей целью определение психофизиологических предпосылок проявления физических качеств. Тем не менее, он отчетливо представлял роль нервной системы в достижении параметров силы, выносливости и, особенно, быстроты. В слагаемые быстроты он включил время реакции, частоту циклических движений, скорость перемещения тела и его отдельных звеньев. Нам представляются достаточно очевидными (на гипотетическом уровне) некоторые другие связи основных свойств нервной системы с физическими качествами. Ряд исследований конкретно свидетельствуют о такого рода взаимосвязях: подвижности НС и вестибулярной устойчивости, силы и подвижности НС и ловкости, силы НС и взрывной силы, подвижности НС и выносливости, лабильности и быстроты, динамичности и быстроты и др. (11, 16 и др.).

Вместе с тем, мы отдаем себе отчет в том, что найденные в ряде видов спорта взаимосвязи основных свойств нервной системы и физических качеств могут иметь иную значимость или оказаться индифферентными для борцов вольного стиля хоты бы по причине специфичного проявления физических качеств в данном виде спорта. Нам представляется, что полноценное решение проблемы взаимосвязи требует специального исследования, составными элементами которого (и соответственно его целями) являются:

  • создание комплекса методик диагностики проявления двигательных качеств, адекватного специфике вольной борьбы,
  • подбор и создание комплекса методик диагностики основных свойств нервной системы,
  • определение психофизиологических коррелятов двигательных качеств,
  • системное решение причинно-следственных отношений основных свойств нервной системы и физических качеств.

Данное теоретическое исследование носит поисковый характер и имеет своей целью изучение проблемы проявления основных свойств нервной системы и физических качеств. Представляется, что результаты исследования могут оказать существенное влияние на воспитание физических качеств у борцов вольного стиля, будут способствовать созданию индивидуализированного стиля деятельности, базирующегося на стойких врожденных свойствах нервной системы как на задатках при развитии способностей к данной спортивной специализации.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с анг. /под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. Кн. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 320с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 356 с.

5. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978. - 134с.

6. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970. - 271с.

7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - 2-е изд. - М.: ФиС,1970. - 200с.

8. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типов нервной деятельности систем: к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1969. - 277с.

9. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256с.

10. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М. Просвещение, 1964. - 304с.

11. Морев П.П. Путь к здоровью. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. - 112с.

12. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1990. - 408 с.

13. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы. - М.: Просвещение, 1966. - 383 с.

14. Павлов И.П. и др. Физиология нервной системы. Избранные труды в четырех выпусках. Вып. IV. - М.: Медгиз, 1952. - 683с.

15. Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1973. - 155 с.

16. Попов А.Л. Спортивная психология: Учеб. пособие для физкультурных вузов /Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: Флинта, 1998. - 150с.

17. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М.: ФиС, 1959. - 308с.

18. Сиротин О.А. Индивидуализация обучения и совершенствования в спортивной борьбе. - Омск, Челябинск, 1987. - 50с.

19. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1985. - 385 с.

20. Ухов В.Г. Руководство к педагогической и гигиенической гимнастике для учит. ин-тов, семинарий, гимназий, прогимназий и пр. уч. заведений воен. и граж. ведомств / Сост. В.Г. Уховым. - СПб.: Ч. 1: 0. О вольных движениях. -1875. - 360с.

21. Худадов Н.А. Предсоревновательная подготовка боксеров. - М.: ФиС, 1971. - 149с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Раднагуруев, Б.Б. Проявление психофизиологических особенностей и физических качеств в спорте // Материалы конф. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 78-81.