ИНТЕРЕС МОЛОДЁЖИ К ВОСТОЧНЫМ КУЛЬТУРАМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ТРАДИЦИИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА

ИНТЕРЕС МОЛОДЁЖИ К ВОСТОЧНЫМ КУЛЬТУРАМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ТРАДИЦИИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА

Скороходов В. В. - аспирант каф. культурологии
Быховская И.М. - профессор каф. культурологии

Межкультурные взаимодействия между Россией и странами Востока были и остаются формой межцивилизационного контакта. Широкое взаимодействие между культурами Востока и России начало осуществляться по историческим меркам относительно недавно. Начало взаимодействия двух мощных мировых цивилизаций было положено на рубеже 16-17в.в. И с тех пор как Россия начала знакомиться с культурным феноменом Востока, интерес к этому феномену в различных слоях российского общества остаётся достаточно высоким.

Несмотря на то, что светская культура России, вплоть до первой половины 19 в. , формировались в основном под воздействием только западной культуры, образ Востока постоянно притягивал к себе российскую светскую, научную и творческую элиту.

К концу 19 в. российская публика начала знакомиться с малоизвестным дотоле Востоком. Появился особый интерес к восточным течениям космизма, т.е. наследию религиозных систем и философской мысли Востока, а также различным сопутствующим духовным практикам. В качестве особой учебной дисциплины появлялось востоковедение и в этой науке Россия сразу же занимало одно из ведущих мест.

К сожалению, через некоторое время после октябрьской революции, знакомство с культурой и духовным наследием Востока стало носить очень сложный характер. Либо обращение к высокому культурному наследию носило элитарный характер и было свойственно немногочисленному слою гуманитарной интеллигенции, либо советское государство просто боролось с тем наследием , которое относило к религиозному.

Но в постсоветский период произошло резкое увеличение интереса к духовному наследию Востока. Несомненно взлет интереса отчасти объясняется бывшим ограничением на информацию подобного рода, но за многие годы активного освоения этого наследия интерес к нему остается неизменно высоким.

Поскольку советская идеология семьдесят лет строилась на базе одностороннего рационалистического и атеистического мировоззрения, то становится понятным тот факт, что в массовом сознании населения, и особенно среди молодежи, происходит глубокая переоценка ценностей. Причем, как отмечают многочисленные исследования, перестройка ценностного мира молодежи происходит в основном за счет ценностей духовной культуры. Все более оживляются духовные и религиозные поиски личности. Поэтому, наряду с тягой к отечественному духовному наследию, присутствует сильное стремление молодежи к культурно-духовным ценностям Востока : мощным религиозным системам буддизма( тантрического, тибетского , дзен ), даосизма и конфуцианства; многочисленным духовно-философским направлениям; самобытному искусству Востока; искусству китайской геомантии (фен-шуй); чайной церемонии; каллиграфии; йоге; различным нетрадиционным оздоровительным восточным методикам (иглорефлексотерапия и т. п.) ;различным направлениям боевых искусств. И такой интерес можно объяснить , поскольку таким богатым историко-культурным феноменом как на Востоке эти ценности нигде больше не являлись.

Одной из самых устойчивых и обширных восточных традиций, осваиваемых в России явилась традиция боевых искусств Востока. Японские (каратэ, айкидо, кендо, джиу-джитсу), китайские ( ушу, ци-гун), корейские ( тхэквондо, хапкидо) стали в последние годы одним из наиболее известных элементов традиционной культуры этого региона в массовом сознании нашей страны, особенно молодежной среде. Боевые искусства Востока существуют на российском культурном поле уже более четверти века и на протяжении всего этого времени интерес к ним остается неизменно высоким. Безусловно до определенного времени интерес к боевым искусствам стимулировался "ореолом запретности", так как вследствие определенной идеологической политики наше государство не способствовало, а иногда просто запрещало преподавание боевых искусств. Но сегодня этот стимул исчез, боевые искусства разрешены и мало того, открылись огромные возможности в обмене информацией в этой области, а интерес к боевым искусствам остается неизменным. Исходя из этого можно предположить. Что существует так называемые "сквозные" или вечные ценности, которые несет в себе традиция боевых искусств Востока. В этом контексте особенную актуальность приобретает изучение тех ценностей , которыми насыщена система боевых искусств Востока. а также изучение процесса аккультурации этой системы российской молодёжной культурой.

В процессе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Занятия боевыми искусствами Востока формирует у молодых людей систему ценностей, отличающуюся от ценностной системымолодежи других социальных групп, что позволяет выделить молодежь, занимающуюся восточными единоборствами в отдельную субкультурную группу.

2. Интерес к восточным единоборствам, как форме проведения досуга и субкультурной активности молодежи вызван наличием в этой традиции определенной системы ценностей, на фоне того, что современная социокультурная ситуация в России не позволяет молодому человеку удовлетворить все ценностные запросы через официальные или государственные институты ( школа, институт, работа, семья, и т.п.). Таким образом через занятия боевыми искусствами Востока молодежь восполняет свою потребность в недостающих ценностях.

3. В процессе аккультурации боевых искусств Востока российской культурой происходит постепенный распад ранее целостной традиции на относительно самостоятельные ветви и направления: лечебно-оздоровительное, боевое, спортивное и прикладное.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

1. Ценностные ориентации молодежи, занимающейся боевыми искусствами Востока отличаются преобладанием духовных ценностей, тягой к саморазвитию, постоянному духовному и физическому совершенствованию, в то время как в ценностных ориентациях молодежи других социальных групп преобладают материальные ценности, например интересная работа, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь и т. п.

2. Интерес к боевым искусствам Востока в молодежной среде вызван:

а) стремлением удовлетворить потребность в недостающих ценностях, механизм формирования которых в современных социокультурных условиях в России находится в неопределенном и хаотическом состоянии;

б) потребностью в конкретных практических результатах - таких как: желание научиться драться, желание самоутвердиться в жизни и т.п..

в) стремлением к гармоничному развитию собственной личности, духовному и физическому совершенствованию;

3. Выдвинутая гипотеза о распаде традиции боевых искусств Востока на отдельные ветви, в процессе аккультурации её европейской культурой, не подтвердилась. Молодежь России, Чехии и Словакии уделяет приблизительно равное внимание всем аспектам традиционных боевых искусств.

4. Ценностные ориентации молодежи России, Чехии и Словакии, занимающейся боевыми искусствами, практически не отличаются, что позволяет говорить о том , что в традиции боевых искусств Востока содержится собственная система ценностей, которая в сильной степени влияет на процесс формирования индивидуальной ценностной системы молодого человека, занимающегося восточными боевыми искусствами.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Скороходов, В.В. Интерес молодежи к восточным культурам: социокультурный анализ на примере традиции боевых искусств Востока / Скороходов В.В., Быховская И.М. // Материалы конференции молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 93-96.