СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКОВ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКОВ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА

Суслина Е.Н. - студентка каф. спортивной режиссуры
Горбачева В.В. - каф. культурологии

В современном мегаполисе праздничное действо напоминает, воспроизводит в памяти группы или общества высшие ценности, отодвинутые от повседневного бытия, с которыми связаны смысл бытия личности или идентичность общества, которые считаются фундаментом культуры, важнейшими и обязательными для жизни. Во время праздника происходит концентрация культурной жизни и художественного творчества. Его проведение оказывает влияние на большие массы людей, различные слои общества, все сферы деятельности современного человека: работу, дом, семью. Организация праздников охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, праздничную драматургию, поэзию и прозу, музыкальные мероприятия, зрелища и процессии, конкурсы, состязания, массовые спортивно-художественные представления - являющиеся для современного человека относительно новым жанром зрелищного искусства, взявшим свое начало с физкультурных парадов на площади. Физкультурные парады сыграли ключевую роль в становлении и развитии этого жанра, предвосхитив тем самым использование массовых спортивно-художественных представлений для церемоний открытий и закрытий Олимпийских Игр, спартакиад, всемирных фестивалей молодёжи и т.д.

В последнее время спортивно-художественные представления естественно вписались в общественное сознание как увлекательный, необычный жанр современного искусства, как неотъемлемая часть спортивных и других праздников.

Для выявления и научного обоснования особенностей социального восприятия праздников, нами было предпринято исследование, целью которого стало изучение социокультурной роли праздника в современном мегаполисе на примере города Москвы. Основными задачами исследования стали:

- изучить отношение современного человека к праздникам в целом;

- проанализировать восприятие христианской культуры и православных праздников;

- выяснить отношение к массовым спортивно-художественным представлениям.

Объектом исследования выступило социальное восприятие праздников жителями г. Москвы. Предметом исследования явилась структура предпочтений в социальном восприятии праздников.

Гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что праздники являются своеобразным проводником культуры и духовных ценностей и разветвлённость структуры социальных предпочтений обуславливает установление праздников различной ценностной нагрузки.

Достижению цели и решению задач исследования способствовали следующие научные методы:

- анализ литературных источников;

- анкетный опрос;

- интервьюирование.

Совокупность этих методов, адекватных поставленным целям и задачам, комплексный характер их применения обеспечили обоснованность и достоверность полученных результатов.

Для выявления социокультурных особенностей праздников в современном мегаполисе, и их влияния на общество был проведен опрос общественного мнения. В анкетировании и интервьюировании принимали участие люди различных социальных слоев, возраста, профессии, ценностных ориентаций. Вопросы подразделялись на 3 основные группы и были направлены на выявление таких аспектов как:

- отношение современного человека к празднику как к транслятору культуры несущему определенную ценностную нагрузку;

- восприятие христианской культуры, как основной религии России и православных праздников, как неотъемлемой части жизни современного города.

- отношение к массовым спортивно-художественным представлениям - относительно молодому жанру зрелищного искусства.

Опрос показал большую заинтересованность людей данной тематикой. Так, 95% опрошенных ответили, что любят праздники и с удовольствием их отмечают. В современном мегаполисе, каким является Москва, предпочтение отдается государственным праздникам. Среди названных фигурировали такие праздники как Новый Год, 8 Марта, 9 Мая, 23 Февраля. Их назвали практически все социальные слои и возрастные группы. В свою очередь молодёжь отмечает и специфические праздники, связанные со студенческой субкультурой - Татьянин день, день Св. Валентина, 1сентября. Люди же среднего и старшего возраста отдают предпочтение профессиональным праздникам, таким как День учителя, день Военно-морского флота, день почты, таможни и т.д. Чуть более 75% опрошенных считают, что в России достаточно официальных государственных праздников. Остальные придерживаются противоположного мнения. Свое положительное отношение к христианским праздникам высказали около 62% участников опроса. 31% относится к ним нейтрально или равнодушно. В знании основных христианских праздников результаты оказались схожими. Назывались такие праздники как Пасха, Рождество, Троица. Празднуют же эти праздники в своих семьях практически все, что связано с традиционными ценностями.

Свое положительное отношение к массовым спортивно-художественным представлениям высказали 95% опрошенных. 90% считают, что этот жанр рассчитан на все возрастные группы и тем самым является универсальным. Наиболее интересной предполагаемой тематикой представления была названа историческая (80%), а также спортивная и религиозная.

Исследовалось желание людей посещать подобные мероприятия в зависимости от суммы денег, которую они готовы затратить для этого. На рисунке 1 представлено процентное соотношение цены билета на массовое спортивно-художественное представление и количества людей, готовых его приобрести.

Кроме того, исследование позволяет заключить, что праздники - неотъемлемая часть жизни современного общества, мегаполиса. Они являются своеобразным проводником культуры, духовных ценностей. В наше время, основной важной чертой праздников можно назвать их разнообразие. Кроме государственных, общепринятых в России существует огромная масса других: христианских, народных, профессиональных праздников.

Люди отмечают те, которые соответствуют их личностным предпочтениям, что можно связать с большей свободой выбора, свободой мысли и слова, что является еще одним шагом на пути к правовому государству.

1. - менее 50 рублей.
2. - 60 рублей
3. - до 90 рублей
4. - до 200 рублей
5. - до 300 рублей

Рис.1 Распределение предполагаемых затрат на посещение массового спортивно-художественного мероприятия среди участников опроса

Литература

1. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. М.,1998.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология ч.1. М., 1994.

3. Лубышева Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта М., РГАФК 1999.

4. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. Спб., 1997.

5. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники М., 1995.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Суслина, Е.Н. Социокультурные особенности праздников в структуре современного мегаполиса / Суслина Е.Н., Горбачева В.В. // Материалы конф. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 97-100.