ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ, КАК НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ШАХМАТНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ, КАК НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ШАХМАТНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)

Удалкин Р.А. - магистрант каф. шахмат
Чесноков Н.Н. - декан ф-та довуз. подготовки

"Между умственным и физическим развитием
человека существует тесная связь…
Умственный рост и развитие требуют
соответствующего развития физического".
П.Ф.Лесгафт

Современный этап в развитии российского общества, наряду с позитивными преобразовательными процессами, характеризуется и многими сложностями, противоречиями, которые находят свое объективное отражение во многих сферах социальной практики, в том числе, и в системе образования. Одной из серьезных и острых проблем, привлекающих к себе внимание теоретиков и практиков в данной области деятельности, является необходимость сохранить и подкрепить высокий уровень подготовки специалистов и обеспечить устойчивость функционирования системы, в целом. Очевидно, что одним из важных вопросов в этом отношении является нахождение наиболее эффективных решений для обеспечения адекватного как по количеству, так и по качеству набора студентов в высшие учебные заведения. Именно в процессе подготовки и обучения будущих специалистов в физкультурных Вузах складываются те ориентации, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять "лицо" всей сферы физической культуры и спорта, ее реальное место и значимость в обществе.

Физкультурный Вуз, по сравнению с другими учебными заведениями, имеет свою специфику. Абитуриенты, поступающие в физкультурный Вуз должны обладать не только естественными и обще-гуманитарными знаниями и желанием в дальнейшем их совершенствовать, но и должны быть хорошо подготовленными физически. Это накладывает определенный отпечаток на отбор абитуриентов. Одним из критериев этого отбора является экзамен по общей физической подготовленности.

Одним из важнейших элементов профессионально-ориентационной деятельности на этапе подготовки и отбора абитуриентов, как показывают результаты многих наблюдений и исследований, является формирование определенных нормативных требований к поступающим в Вуз.

Вступительный экзамен по общей физической подготовке в своей функциональной направленности не только ориентирован на выявление уровня физической подготовленности абитуриентов, но и определяет возможность обучения в физкультурном Вузе.

Нормативы по общей физической подготовленности для поступающих в физкультурный Вуз базируются на школьной программе и нормативах спортивных школ.

Как показали результаты проведенного анализа содержания действовавшей на протяжении последних лет "Комплексной программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы" (М., 1985; 1987; 1991) и действовавших ранее учебных программ "Физическое воспитание" (М., 1960; 1965; 1972; 1975), предметная область дисциплины "Физическая культура" структурировался на трех основных блоках:

  • теоретические сведения (знания);
  • практический материал (навыки и умения);
  • нормативные требования (физическая подготовленность учащихся).

Проведенное сопоставление предметного содержания школьной образовательной дисциплины "Физическая культура" с содержанием традиционно сложившихся вступительных экзаменов в Вузы физкультурно-педагогического профиля, которыми являлись "Общефизическая подготовка" и "Специализация по избранному виду спорта", показало, что их предметные области существенно различаются.

Содержание вступительного экзамена по общей физической подготовке было ориентировано на нормативы общефизической подготовленности абитуриентов, которые устанавливали требования к развитию основных физических качеств, в то время, как блок теоретико-методических сведений в отношении избранной специальности, деятельности в этой области был представлен недостаточно.

В основу данного исследования было положено предположение о том, что существует связь между спортивной квалификацией абитуриента, поступающего в академию и результатами сдачи экзамена по общей физической подготовке. Для исследования этого предположения были обобщены и проанализированы результаты вступительных экзаменов по общей физической подготовке у абитуриентов шахматной специализации.

Сейчас многие из наших тренеров уделяют внимание только целенаправленной шахматной подготовке. Они заботятся главным образом о том, чтобы воспитанников влекло к анализу дебютов, к анализам примеров шахматного творчества, типичных комбинаций и т.д. Кажется все нормально, особенно тогда, когда тренеры превышают план по подготовке разрядников. Однако такой узкий подход задерживает гармоничное развитие физических и умственных сил шахматиста и не поддерживает образование стабильной спортивной формы и ее поддержание на нужном уровне. Разве можно говорить об отличной спортивной подготовке, если даже самая удачная шахматная тренировка не подкрепляется заботой о здоровье, физической тренированностью и поддержанием спортивного режима.

Рост спортивных и творческих достижений шахматиста определяется не только его способностями и работой над собой. Большое значение имеет соблюдение ряда мер, способствующих сохранению и укреплению здоровья, созданию наилучших условий специфической деятельности шахматиста. Физические упражнения повышают работоспособность всех органов, и что особенно важно повышают согласованность, слаженность в их работе.

Таблица 1

Нормативы по общей физической подготовке для абитуриентов, поступающих в академию, на шахматную специализацию

№ п/п

Упражнения

Оценка

Мужчины

Женщины

пять

четыре

три

пять

четыре

три

1

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

13

11

9

-

-

-

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)

-

-

-

14

13

12

3

Бег 100 м (сек)

13,5

14,0

14,5

15,5

16,0

16,5

4

Кросс (мин, сек)
1000м
500 м


3,25
-


4,00
-


4,30
-


-
2,20


-
2,45


-
3,00

5

Прыжок в длину с разбега (м, см)

4,50

4,20

4,00

3,40

3,30

3,00

6

Плавание 100 м (мин, сек)
16-18 лет
19-28 лет


1,45,0
1,50,0


2,00,0
2,00,0


б/у
врем.


2,00,0
2,05,0


2,15,0
2,20,0


б/у врем.

Таблица 2

Результаты вступительных экзаменов по общей физической подготовке у юношей, поступавших в академию, на шахматную специализацию, %

№ п/п

Упражнения

Баллы

   

5

4

3

2

1

Подтягивание на перекладине

68

21

11

-

2

Бег 100 м

85

11

5

-

3

Кросс 1000 м

61

22

17

-

4

Прыжок в длину с разбега

85

11

5

-

5

Плавание 100 м

27

18

46

9

Рассмотрим и проанализируем результаты экзамена по общей физической подготовке у абитуриентов, поступающих на шахматную специализацию. Для этой цели воспользуемся результатами вступительных экзаменов по общей физической подготовке, абитуриентов поступающих на шахматную специализацию (диаграммы 1 и 2), а также нормативными требованиями по общей физической подготовке, которые предъявляются к абитуриентам поступающим на шахматную специализацию (табл. 1).

Анализируя результаты вступительных экзаменов по общей физической подготовке у юношей, поступавших в академию (диаграмма 1), мы видим, что наибольшие проблемы вызывают плавание и кросс на 1000 м. Некоторые затруднения вызвало подтягивание. В то время как в беге на 100 м и прыжках в длину с разбега особых проблем у абитуриентов не наблюдалось.

Результаты вступительных экзаменов по общей физической подготовке у девушек, поступавших в академию, на шахматную специализацию, обобщены в таблице 3, а так же на диаграмме 2.

Как видно из таблицы 3 и диаграммы 2 у девушек, как и у юношей, основные трудности возникают со сдачей нормативов по плаванию.

Таблица 3

Результаты вступительных экзаменов по общей физической подготовке у девушек, поступавших в академию, на шахматную специализацию, %

№ п/п Упражнения Баллы
5 4 3 2
1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 100 - - -
2 Бег 100 м 80 - 20 -
3 Кросс 500 м 80 20 - -
4 Прыжок в длину с разбега 80 20 - -
5 Плавание 100 м 50 17 17 17

Результаты вступительного экзамена по общей физической подготовке, показанные абитуриентами, поступающими в академию, на шахматную специализацию, в различных квалификационных группах, приведены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты вступительных экзаменов по общей физической подготовке у абитуриентов разной спортивной квалификации, поступавших в академию, на шахматную специализацию, баллы

№ п/п Упражнения КМС I разряд
Юноши Девушки Юноши Девушки
1 Подтягивание на перекладине 4,8 - 4,0 -
2 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу - 5,0 - 5,0
3 Бег 100 м 4,9 5,0 4,6 4,3
4 Кросс 1000 м 4,3 - 4,4 -
5 Кросс 500 м - 4,5 - 5,0
6 Прыжок в длину с разбега 4,8 5,0 4,8 4,7
7 Плавание 100 м 3,7 4,5 3,2 4,3

Из результатов вступительного экзамена по общей физической подготовке (табл. 4) хорошо видно, что с ним наиболее успешно справились абитуриенты, имеющие более высокую спортивную квалификацию. Они уступают перворазрядникам в кроссе, но превосходят по остальным дисциплинам.

Выводы

I. Подтвердилось предположение о том, что существует связь между спортивной квалификацией абитуриентов, поступающих в академию и результатами сдачи экзамена по общей физической подготовке. Высококвалифицированные спортсмены превосходят своих менее квалифицированных коллег в 4-х дисциплинах, уступая только в кроссе.

II. Причины недостаточной подготовленности абитуриентов, поступающих в академию, на шахматную специализацию, к сдаче упражнений, входящих в экзамен по общей физической подготовке:

1. Удаленность от мест возможных занятий физической культурой - стадионов, бассейнов, клубов и т. д.

2. Недостаточное количество спортивных сооружений (особенно стадионов и бассейнов). Наиболее сильно это ощущается в небольших городах, деревнях и поселках.

3. Относительная дороговизна посещений спортивных сооружений. В современных условиях не каждый может позволить себе их посещение.

4. Не слишком высокие результаты в таком упражнении, входящем в экзамен по общей физической подготовке, как кросс, может объясняться тем, что абитуриенты, поступающие в академию, сдают кросс в один день с другими упражнениями и, как правило, последним. Отсюда вполне понятная усталость, которая сказывается на результатах.

5. У абитуриента не было четко сформировавшегося желания поступать именно в физкультурный Вуз. Решение о поступлении в академию было принято незадолго до вступительных экзаменов.

6. Отсутствие целенаправленной подготовки к поступлению в физкультурный Вуз. Так ни кто из посещавших подготовительное отделение или подготовительные курсы, даже с учетом того, что он в начале не умел плавать, не получил два балла. Среди прошедших предварительную подготовку, в стенах академии, наибольшее количество абитуриентов, получивших положительные оценки.

7. Проведенные исследования позволили выявить степень сложности каждого упражнения, в экзамене по общей физической подготовке, для абитуриентов, поступающих в академию, на шахматную специализацию. По степени сложности они выглядят следующим образом, у юношей: 1. плавание 100м, 2. кросс 1000 м, 3. подтягивание на перекладине, 4. бег 100 м, 5. прыжки в длину с разбега;

у девушек: 1. плавание 100 м, 2. бег 100 м, 3. кросс 500 м, 4. прыжок в длину с разбега, 5. сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Для устранения этих недостатков у абитуриентов, поступающих в академию, на шахматную специализацию, можно рекомендовать следующее:

1. Своевременная ориентация на поступление и дальнейшую учебу в физкультурном Вузе.

2. Заранее узнать информацию о физкультурном Вузе, в который намечено поступление и о предметах входящих во вступительные экзамены, а так же требования и нормативы, предъявляемые по каждой дисциплине. Посетить данный Вуз и кафедру по своей специализации.

3. Преднамеренная, целенаправленная самостоятельная подготовка на основе требований и нормативов, предъявляемых по каждой дисциплине в данном Вузе. Особое внимание, в комплексе упражнений, входящих в состав экзамена по общей физической подготовке, следует обратить на плавание, особенно тем, кто не умеет или плохо плавает.

4. Рекомендуется для сдачи упражнений, входящие в состав экзамена по общей физической подготовке, отводить абитуриентам три дня:

  • 1-ый день - плавание;
  • 2-ой день - прыжки в длину с разбега и бег на 100 м;
  • 3-ий день - подтягивание и кросс.

5. По возможности пройти предварительное обучение на подготовительном отделении или подготовительных курсах. Это позволит познакомиться с Вузом, узнать информацию о ведущих преподавателях и тренерах, познакомиться с кафедрой предполагаемого обучения. Он узнает о требованиях и нормативах предъявляемых по каждой дисциплине, сможет попробовать себя в их выполнении. Как показывают результаты вступительных экзаменов наибольшее количество положительных оценок среди абитуриентов, прошедших подготовительное отделение или подготовительные курсы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Удалкин, Р.А. Вступительные экзамены по общей физической подготовке, как начальный этап подготовки высококвалифицированных специалистов (на примере шахматной специализации) / Удалкин Р.А., Чесноков Н.Н. // Материалы конф. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 109-117.