ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЛАКСАЦИИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ОСАНКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЛАКСАЦИИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ОСАНКОЙ

Юдинов А.А. - студент каф. МКФФК

По данным массовых обследований, проведенных за последние 10-15 лет, дефекты осанки различной степени отмечаются у 40-50% детей младшего возраста. Среди них, как правило, у 15-20% отмечаются начальные сколиотические отклонения.

Известно, что в комплексной реабилитации детей со сколиотической осанкой, большое значение придается различным физическим упражнениям, выполняемым в статическом и динамическом режимах, игровой деятельности, корригирующим упражнениям, массажу, занятиям плаванием и на тренажерах, ипотерапии и др.

Основная идея при этом сводится к тому, чтобы посредством упражнений, выравнивающих позвоночный столб и таз во фронтальной плоскости, а также избирательно-растягивающих мышцы, и связки- с вогнутой стороны, и укрепляющих с выпуклой, создать прочный мышечный корсет.

Гипотеза нашего исследования состояла в предложении, что "выравнивание" позвоночного столба может эффективнее осуществляться путем растяжения мышц, - находящихся в укороченном состоянии и нормализации мышц - находящихся в состоянии перерастяжения. Это может быть достигнуто применением различных: симметричных и асимметричных корригирующих упражнений, применяемых в изометрическом режиме с последующим растяжением мышц, т.е. с использованием, так называемых, упражнений постизометрической релаксации /ПИР/.

Организация и методика педагогического эксперимента. Обследование, которое проводилось с врачами областного врачебно-физкультурного диспансера, осуществлено в 1997-98 уч. году в школах Люберецкого района. В целом, по методике, применяемой в ЦИТО, обследовано 1228 школьников. Из них учащиеся младших классов составили 434 человека.

В результате проведенного обследования были выявлены дети с нарушенной осанки-14,6% /от12,8 до 18,9%/ по разным шкалам оценки.

По сравнению со средними данными Московской области, отмечается возрастание детей со сколиотической осанкой с 4,9% (в 1992-94гг.) до 14,6%.

С детьми, имеющими сколиотическую осанку, проводилось восстановительное лечение в Люберецком врачебно-физкультурном диспансере, где учащиеся были распределены на две группы. В первой группе-14 человек - проводилось восстановительное лечение с применением традиционных средств лечебной физкультуры и массажа. Во второй группе, состоящей из 18 человек, физическая реабилитация состояла из массажа и комплекса упражнений по методике ПИР. Эффективность лечения оценивалась по общепринятым тестам. В собственном виде постизометрическая релаксация включала в себя две фаза. Первая- это изометрическое сокращение мышц при попытке занимающимся преодолеть умеренное противодействие движению в направлении, противоположном тому движению, которое характерно для динамической работы соответствующей мышцы. Здесь принципиально важно, что изометрическое сокращение проводится на вдохе, в течение 6-8 сек. Далее, по направлению продольной оси мышцы, выполняется растяжение, которое длится 8-10 сек. и выполняется на выдохе. Как правило, длительность одного занятия составляет 15-20 мин. Комплекс традиционно состоит из 5-7 мобилизационных приемов, каждый из которых повторяется 3-4 раза на одну и ту же мышцу. Занятия проводились два раза в неделю длительностью 45-60 минут.

В результате педагогического эксперимента у 80,2% детей, где использовалась коррекция осанки с применением массажа и комплекса упражнений, применяемых в изометрическом режиме ПИР, отмечено улучшение (в первой группе у 39,8% детей).

Таким образом, применение постизометрической релаксации в комплексе с массажем, существенно влияют на нормализацию костно-мышечного корсета у школьников с нарушенной осанкой.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Юдинов, А.А. Эффективность постизометрической релаксации в комплексном лечении детей со сколиотической осанкой // Материалы конференции молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 147-148.