"ЗАЧИН" - КОМПЛЕКСНОЕ УПРАЖНЕНИЕ СТУДЕНТОВ-РЕЖИССЕРОВ

"ЗАЧИН" - КОМПЛЕКСНОЕ УПРАЖНЕНИЕ СТУДЕНТОВ-РЕЖИССЕРОВ

Врублевская О.М.,
аспирант кафедры спортивной режиссуры

Учитывая то, что методика преподавания технологии постановки спортивно-художественного представления уже хорошо отработана, а образное решение (целостное) СХП как в практической режиссуре , так и в преподавании остается узким местом, перед преподавателем курса театральной режиссуры стоит в первую очередь задача выработки у студентов- режиссеров СХП образного мышления.

По существу говоря, образ - это чувственно воспринимаемая зрителем идея спектакля, выраженная характерными для синтетического вида искусства средствами. Спортивно- художественное представление вбирает в себя, в отличии от театрального спектакля, сразу несколько тем, решаемых поэпизодно. Единый же образ СХП должен обобщать все социально-значимые проблемы с тем, чтобы в зрителе неизбежно сформировать нравственный выбор, что и является подлинной реализацией сверхзадачи спектакля.

Формирование образа будущего произведения в мозгу художника исключительно интимный процесс. Однако помочь выработать индивидуальные приемы выхода на образ при опоре на знания о том, что такое образ и закономерности построения спектакля, при индивидуальном подходе к каждому студенту возможно. В Ленинградском Государственном Институте Театра, Музыки и Кинематографии им. Н.Черкасова в мастерских Г.А.Товстоногова и А.ИКацмана было разработано комплексное режиссерское упражнение "Зачин". Оно дало замечательные результаты в развитии, в частности, и образного мышления у студентов-режиссеров.

Зачин - это 5-10 минутный законченный микроспектакль, обладающий целостным образным решением. Эпизод, являющийся структурной единицей СХП, тоже являет собой законченное пятичастное (по Б.Н.Петрову) действо. И это соответствует пятисобытийной структуре театрального спектакля. Подобное соответствие - целостность и законченность, -дает основание использовать комплексное режиссерское упражнение "Зачин" в обучении студентов СХП.

"Зачин" позволяет мобильно, на практике освоить такие параметры теории режиссуры как действие, событие, предлагаемые обстоятельства и законы оперирования ими. Он позволяет наработать практические навыки действенного анализа с тем, чтобы научиться находить или придумывать адекватное психической задаче выразительное физическое действие (упражнение или перестроение ).

Необходимость регулярно проводить идейно-тематический анализ жизненного или литературного материала, на основе которого студент ставит "Зачин", помогает выработать у него социально-активное мировоззрение, без которого немыслима работа постановщика в спортивно-художественной режиссуре. Кроме того, студент учится формулировать свое отношение к темам, поднимаемым в его "Зачине", т.е. идею, и находить ей адекватное сценическое воплощение, а именно образное решение сверхзадачи спектакля. Умение это делать и является целью курса театральной режиссуры.

По мере усвоения упражнения "Зачин" студенты усваивают в практических постановках событийный анализ, что вырабатывает в них четкую конструктивную основу для режиссерски-грамотного написания сценария спортивно-художественного представления по линии сквозного действия спектакля. Сквозное действие является одной из основных составляющих образной целостности, а для режиссера СХП - это одна из труднейших задач в силу многотемности и поэпизодности построения представления.

В силу того, что "Зачин"- это законченный спектакль, создание его предполагает использование в работе разнообразных выразительных средств зрелищных видов искусства, что требует от студента их изучения и освоения на практике.

Для осуществления принципа индивидуального подхода в обучении, что особенно важно при формировании навыков образного моделирования очень важно соблюдение определенных организационных требований к комплексному упражнению "Зачин".

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. Выполнение упражнения обязательно для всех студентов или в качестве постановщика, или в качестве исполнителя. То есть должен быть установлен график представления студентами своего зачина.

2. Зачин должен открывать каждое занятие по режиссуре, так как:

1) задает деловой профессиональный ритм всему последующему занятию,

2) мобилизует студентов без длительной настройки на занятия,

3) после ea?aiai зачина обязателен его творческий разбор на группе. Это дает возможность на "живом" материале, только что просмотренного микроспектакля, выяснить те вопросы по теории режиссуры. которые запланированы на текущее занятие.

4) дает возможность восполнить дефицит часов практической деятельности студента по постановке или участию в постановке. которых всегда не хватает для такой практической дисциплины как режиссура

3. Репетиций зачина не должно быть больше 1-2 раз до показа. Первая - для ознакомления участников с замыслом и обсуждения его, разбора по действию , уточнения обстоятельств и собственно репетиции для достижения согласованности действия участников и проверки того соответствует ли поставленное задуманному. Вторая - может быть за несколько минут до показа, чтобы освежить в актерах предлагаемые обстоятельства и схему действия в них. Большее количество репетиций скорее вредно для зачина, так как при высокой плотности их показа (на каждом занятии при непременном участии всех студентов группы) количества репетиций достаточного, чтобы участники действовали свободно, синхронно и артистично, получить вряд ли возможно. С другой стороны, большое количество повторов , за счет которых постановщик зачина может попытаться достигнуть идеального актерского воплощения своего замысла, даже если будет достигнута определенная синхронность в действиях , но, вероятнее всего на фоне сильной физической и эмоциональной усталости и, что самое главное, при утрате живого интереса к замыслу зачина. А синхронно действующие, но не имеющие положительного эмоционального отношения к обстоятельствам и действию актеры не более, чем фигуранты компьютерных игр, которые уже изобретены.

Каждое специфически режиссерское упражнение, и зачин не исключение, направлено, в первую очередь на вырабатывание конфликтно -образного способа мышления, конфликтного восприятия окружающей его действительности и образного отображения ее в своем творчестве.

Поэтому студент приступая к постановке своего зачина должен отчетливо представлять себе цель и средства своей постановки в мельчайших подробностях, чтобы суметь толково и заразительно рассказать свой замысел сокурсникам, не вызывая длительных дискуссий, которые у начинающих съедают большую часть дефицитного репетиционного времени.

4. Авторство зачина принадлежит только студенту-постановщику. Студент, участник зачина, не согласный с предложенным замыслом имеет право поставить параллельный зачин по своему замыслу, но в предложенном участвовать обязан.

5. Зачин - самостоятельно осваиваемое студентами упражнение, как один из способов встретиться с самим собой, понять свою творческую природу.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Врублевская, О.М. "Зачин" - комплексное упражнение студентов-режиссеров // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - С. 13-17. - М., 1999.