СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ ПО ОЛИМПИЙСКИМ ВИДАМ СПОРТА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ ПО ОЛИМПИЙСКИМ ВИДАМ СПОРТА

Свищёв И.Д., РГАФК, Москва.

Совершенствовать процесс повышения квалификации специалистов - это значит регулировать его таким образом, чтобы параметры обучения приближались к тем решениям, которые заложены в дополнительную профессиональную образовательную программу. Дополнительная профессиональная образовательная программа - это документ, определяющий содержание образования и позволяющий реализовывать в процессе обучения задачи, установленные для дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование осуществляется в целях совершенствования профессиональных качеств специалистов в соответствии с развитием современной науки и технологии, совершенствования образовательных стандартов и завершается итоговой аттестацией и выдачей слушателю соответствующего документа.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации задается слушателям. Субъективная реальность их отношения к программе дана им через их собственные определения. Любая попытка вывести их из предметности иного, чуждого им бытия оборачивается редукционизмом. ( Михайлов Ф.Т.,1995). (Редукционизм - концепция, утверждающая возможность полного сведения явлений высшего порядка к низшему).

Одним из подходов нивелирующих отчужденность собственных определений субъекта к объективной оценке дополнительной профессиональной образовательной программы (ДПОП) является обращение слушателей друг к другу, к себе, что позволяет втягивать в самосознаваемую реальность субъекта , повышать уровень объективности преобразования учебной информации в способы профессиональной деятельности.

Внутренняя деятельность субъекта - это способность "мысленно" прослеживать свое поведение в различных условиях профессиональной деятельности. (Пастернак Н.А.,1995) При успешном осуществлении деятельности видна оригинальность поступков, форм поведения, осознанность поведения, рефлексия, оценка предполагаемого поведения. При неуспешном осуществлении субъектом деятельности происходит обвинение им других людей в своих проступках, а также слабый контроль за своим поведением.

Создание коммуникативно-ориентированной учебной среды позволит оптимизировать процесс повышения квалификации. Учебная среда включает:

-особый тип диалогов между слушателями и преподавателями:

-коммуникативно рефлексивно обращенное действие, с ответами оппонентов (Телегин М.В.,1995);

-восприятие и анализ моделей рассуждений оппонентов;

-анализ и коррекция собственных способов деятельности (рефлексия);

-столкновение позиций в едином проблемном поле.

Основная направленность дополнительной образовательной программы - это углубление познания свойств профессиональной деятельности тренеров сборных команд России, позволяющее ее преобразование с учетом целей, условий, средств,обстоятельств.

Дополнительная образовательная программа повышения квалификации тренеров сборных команд России, характеризуется многоплановостью и содержит следующие компоненты:

1. Потребность обучающихся в качестве информации ( уровни- общепознавтельный, частно-прикладный, специфический).

2. Цель обучения ( ознакомить, отработать методику "внутренней" профессиональной деятельности, обучить некоторым способам реализации конкретных видов деятельности).

3. Форма обучения ( проблемная лекция, лекция, методическое занятие, обучающая игра, деловая игра, круглый стол, дискуссия, реферативный доклад, спецпрактикум, консультации);

4. Виды деятельности на которые рассчитана информация (педагогический, спортивный, научный, управленческий, медицинский, экономический, экологический, эстетический).

5. Уровни освоения информации ( узнавание информации, репродуктивное воспроизведение, продуктивное применение, творческое применение).

Для совершенствования процесса повышения квалификации тренеров сборных команд России по олимпийским видам спорта необходимо проектирование содержания дополнительных профессиональных образовательных программ.

Проектирование дополнительных профессиональных образовательных программ.

Рассмотрим проектирование программы как деятельность, целью которой является создание формальной модели в форме документа, определяющего содержание профессионального дополнительного образования для высококвалифицированных тренеров . Тогда проект программы будет представлять формальную модель, содержащую структуру и содержание программы, а также этапы его формирования (временные, функциональные).

При рассмотрении деятельности как функциональной системы, она предстает перед исследователем как механизм, который можно анализировать и синтезировать с помощью понятий : подсистема, элемент, связь, функция.(Лужбин Н.А.,1980) .

На рисунке 1 представлена схема процесса реализации программы повышения квалификации тренеров.

   N             М            С                            
  |                |              |                           
И------- П --------Ц --------Ф -------Н -------О ------К

Рис. 1 Схема процесса реализации программы

Условные обозначения:

И - исходная ситуация ( задается контингентом слушателей )

П - потребность слушателей в учебной информации (общепознавательной, частно-специфической, особенной, которая характеризует неудовлетворенность к процессу познавания).

Ц - цель ( обобщенное представление о желаемом результате, снижающем неудовлетворенность).

Ф - форма занятий ( лекция, методическое занятие, обучающая игра, деловая игра, круглый стол, дискуссия, спецпрактикум, консультации, реферативный доклад, итоговая работа).

Н - направленность информации ( на какой вид деятельности специалиста рассчитана информация - педагогический, спортивный, научный, медицинский, методический (управленческий), экономический, экологический, эстетический).

О - освоение информации (уровни освоения - 1) узнавание информации; 2) репродуктивное воспроизведение; 3) продуктивное воспроизведение- конструирование способов собственной деятельности (творческое воспроизведение).

К - конечная ситуация ( благоприятная ситуация);

N - недостатки ;

М - мотивы;

С - средства обучения.

Подсистемами здесь являются способы, с помощью которых находятся указанные в схеме переменные. Суть проектирования программы состоит в том, что Процесс формирования содержания программы, проходит через ряд вспомогательных моделей. Эти модели по своей сути есть модели отражения исследователем (составителем) будущего объекта и носят названия: цель, план, схема, программа, объект. Конкретизация моделей осуществляется поиском , при котором трансформация цели объекта проектирования происходит через ряд уровней в уровень ее реализации. Цель трансформации в план, план в схему.

Трактовка свойств программы всегда относительна и основывается на информации о нижестоящих подсистемах. Связь между знанием о формировании программы и понимании механизма ее функционирования показана на рисунке 2. Жирные стрелки указывают направления последовательного процесса взаимосвязи структуры программы, а противоположно ориентированные тонкие стрелки указывают на процесс познания функции системы. Видно, что чем полнее информация о составе простейших подсистем, тем глубже понимание механизма функционирования всей системы.

Рис.2 Структура анализа программ (ДПОП)

Таблица 2

Критерии образовательного стандарта повышения квалификации тренеров сборных команд России по олимпийским видам спорта.

1.Содержание образования Объем информации

Специфичность информации

2. Уровень обучаемости Репродуктивное воспроизведение

Творческое воспроизведение

3. Развитие специфических личностных качеств Осознанность, оценка и контрольповедения.

Рефлексия

4. Согласование содержания программы с реальной практикой (верификация) Прогноз

Тенденции

В таблице 2 представлены критерии образовательного стандарта повышения квалификации тренеров сборных команд. К ним относятся: содержание образования, уровень обучаемости, развитие специфических личностных качеств слушателей, верификация.

Для совершенствования подходов к повышению квалификации тренеров сборных команд России по Олимпийским видам спорта нами проведена верификация дополнительной образовательной программы повышения квалификации тренеров по сложно-координационным видам спорта.( Верификация - проверка соответствия теоретических положений эмпирическим фактам; принцип верифицируемости заключается в методологических требованиях согласования теоретических представлений с реальной деятельностью). Повышение квалификации проводилось в период с 23 ноября по 7 декабря 1998 года. Количественный состав участников - 55 человек. В результате верификации сформировано содержание разделов дополнительной профессиональной образовательной программы. (Таблица 3).

Таблица 3

Содержание разделов дополнительной образовательной программы повышения квалификации тренеров сборных команд России

№ п/п Наименование разделов Кол-во часов
1. Основные тенденции развития спорта высших достижений (научные, методические, организационные экономические, экологические ) 22
2. Интеграция психологических и медико-биологических проблем подготовки высококвалифицированных спортсменов 38
3. Сравнительный анализ профессионально-педагогических особенностей подготовки спортсменов в профилирующем и 30
4. Подготовка, консультации, защита реферативных докладов других видах спорта. 11
ИТОГО: 101 час

Таблица 1.

Этапы верификации дополнительных образовательных программ повышения квалификации тренеров сборных команд России по олимпийским видам спорта.

Потребность обучаю-

щегося

Цель занятия

Форма обучения

Вид деятельности на который рассчитана информация

Уровни освоения информации

1

2

3

4

5

Общепознавательная информация

Частно-прикладная информация

Специфичес кая информация

Ознакомить

Отработать методику

Обучить конкретным способам реализации деятельности специалиста

Проблемная лекция

Лекция

Методическое занятие

Обучающая игра

Деловая игра

Круглый стол

Дискуссия

Рефера-тивный доклад

Спецпрактикум

Педагогический

Спортивный

Управленческий

Научный

Экономический

Экологический

Эстетический

Узнавание информации

Репродуктивное воспроизведение

Продуктивное воспроизведение

Конструирование способов собственной деятельности (творческое вопроизведение)


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Свищев, И.Д. Совершенствование дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации тренеров сборных команд России по олимпийским видам спорта // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 96-103. - М., 1999.