СЕНСЕТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-16 ЛЕТ

СЕНСЕТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-16 ЛЕТ

Голомазов С.В., Сковородникова Н.В.

Возрастные периоды, которые наиболее благоприятны для педагогического воздействия с целью интенсивного развития двигательных функций у подростков и юношей, получили название сенсетивных или чувствительных. Для оптимизации процесса развития точности выполнения технических приемов в школьном возрасте важно учитывать сенсетивные периоды отличающиеся повышенной чувствительностью к развитию этого качества.

Особенности возрастных возможностей эффективного овладения разными движениями находятся в прямой зависимости от деятельности двигательного анализатора. Изучением характера развития его на детях школьного возраста занимались В.С. Фарфель, Е.В.Хохряков, А.П. Тамбиева, А.В. Коробков. Их материалы позволили установить, что двигательный анализатор особенно интенсивно формируется с 7 до 14 лет. Дальнейшая способность к улучшению движений осуществляется за счет совершенствования сложной координации и развития физических качеств.

В то же время совершенно недостаточно освящена проблематика связанная с выявлением сенсетивных периодов, благоприятствующих целенаправленному становлению и совершенствованию точностных умений и навыков у юных баскетболистов. Ниже приводятся результаты долговременных педагогических экспериментов, направленных на определение указанных оптимальных временных интервалов.

Методика:

Нами было обследовано 122 юных баскетболистов ДЮСШ № 56, Куйбышевского района г.Москвы с 12 до 16 лет, на базе РГАФК. Юных спортсменов 12 лет было - 25; 13 лет - 24 ; 14 лет - 18; 15 лет - 31; 16 лет - 24. Все юные спортсмены занимались 3 раза в неделю (по типовому учебному плану для ДЮСШ).

Также было обследовано 216 школьников в процессе учебных занятий ( средней школы № 708 Восточного Административного округа ). Обследовались мальчики и юноши 10 - 16 лет. Возрастные группы включали от 16 до 38 школьников. Никто из ребят не занимался спортом сверх обычной школьной программы.

Для изучения уровня подготовленности юных баскетболистов и школьников, по целевой точности, был разработан следующий набор тестов;

1. Броски баскетбольным мячом в кольцо со штрафной линии. Выполнялось 30 бросков со штрафной линии. Регистрировалось - количество попаданий в кольцо.

2. Броски баскетбольным мячом в кольцо со средней дистанции. Выполнялось 30 бросков со средней дистанции. Регистрировалось - количество попаданий в кольцо.

3. Передачи в стену баскетбольным мячом в круг, двумя руками от груди. Круг ( D = 0,3 метра ) нарисован на стене на высоте от пола 150 см, на расстоянии 6 метров от стены. Всего выполнялось 20 передач. Регистрировалось - количество попаданий баскетбольным мячом в круг.

4. Метания в стену теннисным мячом в круг. Круг ( D = 0,3 метра), нарисован на стене на высоте от пола 150 см, на расстоянии 6 метров от стены, броски выполнялись одной рукой (удобной). Всего выполнялось 20 метаний. Регистрировалось - количество попаданий теннисным мячом в круг.

5. Метания в стену теннисным мячом в "крест". "Крест" нарисован на стене так, что центр его находится на высоте 150 см от пола, грани "креста" = 100 см, расстояние от стены 6 метров. Всего выполнялось - 20 метаний. Регистрировалось - количество попаданий в центр "креста".

В тестах по целевой точности (1-5) используются как навесные траектории (1-2), так и прямые траектории (3-5).

Наши исследования с помощью перечисленных тестов проводилось на одних и тех же группах юных спортсменов, дважды, в течении года. Это было необходимо для прослеживания динамики изменения исследуемых качеств и навыков под воздействием регулярных тренировок в ДЮСШ.

Также тестирующие процедуры использовались нами для изучения аналогичных качеств и навыков и детей не занимающихся спортом (школьников) 10 - 16 лет разделенных на возрастные группы, тестирующие исследования со школьниками также проводились с годовым перерывом.

Результаты и обсуждение:

На рис. 1 и на рис. 2 представлена степень влияния тренировки в различные возрастные периоды развития целевой точности - навесные и прямые траектории у школьников 10 - 16 лет и юных баскетболистов 12-16 лет.

Из рисунка 1 видно, что степень влияния тренировки целевой точности - навесные траектории, у юных баскетболистов, в бросках баскетбольным мячом в кольцо со штрафной линии, в бросках баскетбольным мячом в кольцо со средней дистанции, приходятся на период с 13 до 14 лет.

.

Рис. 1 Степень влияния тренировки в различные возрастные периоды развития точности у школьников и юных баскетболистов

Рис. 2 Степень влияния тренировки в различные возрастные периоды развития целевой точности - прямые траектории у школьников и юных баскетболистов.

А у школьников степень влияния обучения - разбросаны, так в бросках баскетбольным мячом в кольцо со штрафной линии она приходится на период с 15 до 16 лет, в бросках баскетбольным мячом в кольцо со средней дистанции максимальная степень влияния обучения приходится на период с 13 до 14 лет.

Из рис. 2 видно, что степень влияния тренировки целевой точности - прямые траектории, у юных баскетболистов, в передачах в стену двумя руками от груди в круг, практически отсутствуют на протяжении всего исследуемого периода. В метаниях в стену теннисным мячом в круг, можно отметить два периода, это период с 13 до 14 лет, где степень влияния тренировки принимает свои максимальные значения, а также период с 14 до 15 лет, где она ненамного ниже максимальной. В метаниях в стену теннисным мячом в "крест" результаты практически отсутствуют на протяжении всего исследуемого периода за исключением периода с 14 до 15 лет, где влияние степени незначительно.

А у школьников, в передачах в стену двумя руками от груди в круг степень влияния обучения принимает свои максимальные значения в период с 13 до 14 лет, а в период с 14 до 15 лет и с 15 до 16 лет она также, очень, высока. В метаниях в стену теннисным мячом в круг, максимальные значения степени влияния обучения, приходится на период с 14 до 15 лет, в периоды с 12 до 13 лет, с 13 до 14 лет и с 15 до 16 лет степень влияния обучения так же высока. В метаниях в стену теннисным мячом в "крест" максимальные значения степени влияния обучения приходятся на период с 12 до 13 лет, в периоды с 10 до 11 и с 13 до 14 лет она так же высока.

Исходя из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1. У юных баскетболистов в тестах целевой точности - навесные траектории, ярко выражен период с 13 до 14 лет, тогда как, у школьников можно выделить несколько периодов, это период с 13 до 14 лет, а также периоды с 14 до 15 лет и с 15 до 16 лет.

2. В тестах целевой точности - прямые траектории, у юных баскетболистов можно выделить - метания в стену теннисным мячом в круг, где степень влияния тренировки в период с 13 до 14 лет (max) и период с 14 до 15 лет (она близка к max), в остальных же тестах степень влияния тренировки либо отсутствуют, либо практически незначима.

Тогда как у школьников можно выделить тест - передачи в стену баскетбольным мячом в круг, двумя руками от груди, где степень влияния обучения в период с 13 до 14 лет (max), а также периоды с 14 до 15 лет и с 15 до 16 лет, где степень влияния обучения достаточно высока, В тесте метаний в стену теннисным мячом в круг можно отметить период с 14 до 15 лет (max) , а также периоды с 12-13 ; 13-14 и 15-16 лет, где степень влияния обучения также высока, что нельзя сказать о тесте метаний в стену теннисным мячом в "крест", где степень влияния обучения незначительна в периоды с 12 до 13 лет (max) и с 13 до 14 лет.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сковородникова, Н.В. Сенситивные периоды развития целевой точности у школьников и юных баскетболистов 10-16 лет / Сковородникова Н.В, Голомазов С.В. // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - С. 104-109. - М., 1999.