ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЛОВЦОВ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 11-16 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ, КАК ФАКТОРЫ ОТБОРА И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВКИ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЛОВЦОВ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 11-16 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ, КАК ФАКТОРЫ ОТБОРА И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВКИ

Соломатин В.Р., к.п.н., доцент, РГАФК

На период полового созревания во многих циклических видах спорта, в том числе, и в плавании приходится значительная часть многолетней спортивной подготовки. Характерная особенность данного периода заключается в гетерохронности развития морфологических и функциональных систем организма.

Индивидуальные сроки и темпы биологического созревания у детей пубертатного возраста неодинаковы и являются существенными факторами, влияющими на особенности роста, формирования и функционального развития организма. Кроме того, в пубертатном периоде появляются вторичные половые признаки и особенности телосложения, обуславливающие полную дифференцировку полов. В связи с этим направленное воздействие тренировочных нагрузок, рациональное построение и содержание многолетней подготовки, оценка и отбор перспективных спортсменов должны основываться на знании индивидуальных особенностей морфофункционального развития пловцов с различным типом биологической зрелости в разных фазах полового созревания (Т.С. Тимакова, 1985; Н.Ж. Булгакова, В.Р. Соломатин, 1995).

Настоящее исследование проводилось с целью выявления возрастных особенностей физического и функционального развития в зависимости от типа биологической зрелости и пола пловцов 11-16 лет.

В эксперименте приняли участие 204 юноши и 164 девушки, специализирующиеся в плавании кролем на груди, со спортивной квалификацией от III разряда до мастера спорта.

Методика. Для оценки физического развития пловчих измерялись продольные, поперечные, обхватные размеры тела, вес тела, фракционирование веса тела, рассчитывались индексы для оценки пропорций тела. Для определения функциональных возможностей организма пловчих применялся тест со ступенчато-возрастающей нагрузкой в водном тредбане. Степень реализации аэробных и анаэробных способностей выявлялась в тесте 4x50м с интервалом 15с и при проплывании дистанции 800м. В результате тестирования фиксировались показатели, характеризующие механизмы энергообеспечения организма: уровни максимального и рабочего потребления кислорода, легочной вентиляции, неметаболического "излишка" углекислого газа. Биологический возраст определялся с учетом выраженности вторичных половых признаков (В.В.Бунак, 1941; Г.Гримм,1967; В.Г.Властовский,1976).

Результаты. Анализ полученных данных показал, что пловцы с нормальным и замедленным типами созревания развития проходят стадии развития, аналогичные акселератам, с опозданием на 1,5 - 2 года. Пубертатный период акселератов длится 4 года и практически завершается к 14 годам. Он характеризуется бурным развитием основных антропометрических и морфофункциональных показателей в 12 лет. В этом возрасте у них создаются благоприятные предпосылки для последующего развития аэробных и анаэробных способностей. К 13 годам наблюдается значительное повышение функциональных возможностей организма. Период с 13 до 14 лет является ключевым, или сеситивным в развитии антропометрических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей. Темпы прироста большинства из них достигают максимальных значений. После 14 лет продолжается развитие функциональных возможностей, особенно анаэробных, скоростно-силовых и силовых.

У пловцов-нормотипов более продолжительный период пубертата, который завершается к 16 годам. Развитие антропометрических и морфофункциональных показателей происходит относительно равномерно на протяжении всего пубертата. Пики прироста этих показателей в сенситивные периоды в 12 и 14 лет менее выражены, чем у акселератов. С 13 до 14 лет происходит бурное развитие аэробных возможностей и силовой выносливости, которое продолжается с меньшими темпами прироста до 16 лет. После 15 лет начинается ускоренное развитие анаэробных возможностей организма.

Самый длительный период пубертата у пловцов-ретардантов, который продолжается после 16 лет. Развитие длиннотных размеров тела у ретардантов в целом совпадает с их развитием у акселератов, динамика показателей длины корпуса, ширины плеч, ширины таза, обхвата грудной клетки и морфофункциональных показателей схожа с их динамикой у нормотипов. С 11 до 13 лет у ретардантов наблюдается относительно равномерное развитие основных соматических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей. Период с 13 до 14 лет является сенситивным для большинства антропометрических, морфофункциональных и анаэробных показателей. После 14 лет наблюдается бурное развитие аэробных возможностей организма. С 15 до 16 лет отмечено замедление прироста длиннотных размеров тела и показателей аэробной производительности, наряду с параллельным увеличением анаэробных и силовых возможностей, показатель биологической зрелости достигает 7,7 балла. Таким образом, после 16 лет до завершения пубертата спортсмены ретардированного типа способны повысить свой уровень функциональной, силовой и скоростно-силовой подготовленности.

Пубертатный период у пловчих-акселераток, в основном, завершается к 14 годам, когда они достигают полной половой зрелости. Бурное развитие основных соматических показателей происходит с 11 до 12 лет, морфофункциональных с 11 до 13 лет. В этот период у них создаются благоприятные предпосылки для развития функциональных возможностей организма. К 13 годам наблюдается значительное повышение аэробных возможностей и показателей аэробной производительности. Период с 13 до 15 лет является сенситивным для развития гликолитических анаэробных, скоростно-силовых и силовых возможностей.

У пловчих-нормотипов период пубертата практически завершается к 16 годам, когда их уровень биологической зрелости достигает 11,8 балла. Динамика прироста антропометрических и морфофункциональных показателей в целом напоминает картину развития акселераток. Однако пики прироста этих показателей в сенситивные периоды в 12 и 13 лет выражены в меньшей степени. Наиболее интенсивное увеличение аэробных возможностей приходится на период 12-14 лет, причем их развитие идет относительно равномерно. На протяжении всего пубертата идет развитие гликолитических процессов энергообеспечения организма с пиками прироста в 13 и 15 лет.

У пловчих-ретарданток еще более длительный пубертатный период, который продолжается после 16 лет. Рост длиннотных размеров тела и ширины таза у них происходит относительно равномерно с 11 до 16 лет, за исключением изменения длины ног, где пик прироста приходится на 12 лет. Увеличение размеров верхнего плечевого пояса: ширины плеч и обхвата грудной клетки, нарастание массы тела, ее костного и мышечного компонентов в основном происходит с 12 до 14 лет. Сенситивный период для развития аппарата внешнего и внутреннего дыхания и показателей аэробной производительности приходится на 13-14 лет, анаэробного гликолиза - на 14-16 лет. В 16 лет показатель биологической зрелости достигает 9 баллов, т.е. у спортсменок ретардированного типа еще есть время до завершения пубертата повысить уровень функциональной, силовой и скоростно-силовой подготовленности.

Обсуждение. Отмечая более длительный период полового созревания, физического и функционального развития пловцов нормотипов и ретардантов следует отметить, что дефинитивные значения их антропометрических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей превосходят аналогичные значения спортсменов акселерированного типа. Этим может быть обусловлено определенное преимущество нормотипов и ретардантов перед акселератами. Однако акселерированный тип развития означает не отсутствие спортивных способностей, а заведомо меньшее количество времени отпущенного природой для решения задач базовой тренировки.

Представление о сенситивных периодах развития физических и функциональных возможностей связано с их целенаправленной тренировкой в возрастных зонах наибольшего прироста. В возрастные периоды с высокими темпами развития морфофункциональных и биоэнергетических показателей целесообразнее проводить тренировку, направленную на развитие этих качеств. У пловцов-акселератов оптимальный период для развития выносливости - возраст 12 -14 лет, у нормотипов - 13 - 16 лет, у ретардантов - 12 -15 лет; для развития анаэробной производительности у акселератов - возраст 12,5 - 15 лет, у нормотипов и ретардантов с 13 - 16 лет. У пловчих-акселераток оптимальный возраст для развития выносливости - с 11 до 13 лет, у нормотипов - с 11 до 14 лет, у ретарданток - с 11 до 15 лет; для развития анаэробной производительности у акселераток и нормотипов - с 13 до 15 лет, у ретарданток - с 14 до 16 лет.

Следовательно, при работе с юными пловцами в возрастных группах выполнению упражнений скоростно-силового и гликолитического характера должна предшествовать тренировка по созданию базовой выносливости. Максимальные по объему и интенсивности нагрузки направленные на развитие функциональных и силовых возможностей следует применять с 13-14 лет с учетом пола, индивидуальных темпов биологического развития и после пубертатного скачка основных показателей физического и функционального развития.

В работе с юными пловцами при планировании тренировочных нагрузок гликолитической, скоростной и скоростно-силовой направленности необходимо учитывать индивидуальные темпы развития и степень приближения к дефинитивному уровню длиннотных размеров тела, особенно длины рук и ног. Основной прирост показателя длины ноги у акселератов достигается 13 годам, у нормотипов и ретардантов к 14 годам, длины руки у акселератов и ретардантов к - 14 годам, у нормотипов к 15 годам. Основной прирост показателя длины ноги у акселераток достигается к 12-12,5 годам, длины руки - к 13 годам. Увеличение длины ног и рук у нормотипов и ретарданток происходит относительно синхронно и их основной прирост достигается у нормотипов к 13 годам, у ретарданток - к 14 годам. В связи с этим выполнение повышенного объема упражнений гликолитической, скоростной и скоростно-силовой направленности при плавании с помощью ног для пловцов акселератов и нормотипов следует применять на 1 год раньше, чем при плавании с помощью рук и в полной координации движений, начиная, соответственно, с 13 и 14 лет. Для пловцов-ретардантов повышенный объем этих упражнений, независимо от их вида, следует применять с 14 лет. Выполнение повышенного объема этих упражнений при плавании с помощью ног для пловчих-акселераток необходимо применять на 1 год раньше, чем при плавании с помощью рук и в полной координации движений, начиная с 12 лет. Для пловчих нормотипов и ретарданток повышенный объем этих упражнений, независимо от их вида следует применять, соответственно, с 13 и 14 лет.

Выводы.

1. Пловцы юноши и девушки с разным типом полового созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного возрастного физического и функционального развития. Возрастные зоны наибольших темпов прироста их соматических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей также различны. Поэтому в возрастных группах тренировочные программы, направленные на развитие и совершенствование аэробных, анаэробных, скоростно-силовых и силовых возможностей, необходимо планировать с учетом пола и типа биологической зрелости юных спортсменов.

2. Установлено, что в младших и средних возрастных группах лидируют акселерированные дети. Однако наиболее перспективны дети, имеющие высокие уровни физического и функционального развития при нормальных и замедленных темпах полового созревания, так как они имеют большую продолжительность пубертата и многолетней тренировки.

3. В 16 лет юноши с нормальным и ретардированным типами развития имеют преимущество в соматических, морфофункциональных и биоэнергетических показателях по сравнению с девушками, уступая им по баллу биологической зрелости. Это говорит о разной продолжительности многолетней тренировки: юноши способны демонстрировать высокие спортивные достижения до 22-24 лет, в то время как девушки - 18-20 лет.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Соломатин, В.Р. Закономерности возрастного развития пловцов юношей и девушек 11-16 лет с различным типом полового созревания, как факторы отбора и индивидуализации тренировки // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - С. 110-117. - М., 1999.