СУЩНОСТЬ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ "ТРИАДА" И ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СУЩНОСТЬ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ "ТРИАДА" И ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Ткачук А.П., з.м.с., к.п.н.,
Лосавио Г.С., засл.тр.СССР, к.т.н.

В основу методики адаптивной тренировки (под условным названием "Триада") положен принцип трехкратного повторения упражнений заданной длительности и интенсивности не только в ходе одного тренировочного занятия, но и три дня подряд. Этим, по предположению авторов методики к концу каждой "Триады" должен достигаться эффект "устойчивой адаптационной реакции" на действующий раздражитель (стимул), которым в нашем случае является тренировочная нагрузка. Проявляется эта новая степень адаптированности* в достоверном снижении к 3-му дню ЧСС (на 5-7 уд./мин.) и ощущений субъективной тяжести работы в сравнении с 1 и 2 днями "Триады".

"Триадный" методический подход был впервые предложен и с успехом опробован в системе подготовки элитных гребцов в начале 70-х годов засл. тренером СССР, к.т.н. Лосавио Г.С., являвшимся, в силу занятости по основной работе, "лучшим тренером-любителем среди профессионалов". Его воспитанниками являются олимпийский чемпион в двойке парной 1964 г (Токио) Борис Дубровский и группа заслуженных мастеров спорта и МСМК.

При формулировании изложенных в первых абзацах работы (доклада) принципов тренировки Г.С. Лосавио исходил отнюдь не из широко известных ныне положений теории адаптации. Я считаю, что моего последнего учителя в спорте посетило в тот миг прозрение, гениальное в своей простоте.

Все мы знаем наш фольклор, где каждому персонажу сказки или былины для достижения успеха всегда предоставлялись "Три попытки: лишь с третьего удара отлетела голова Змея Горыныча, третья стрела приносила удачу в виде Царевны-лягушки, на третий "заброс" невода в него попадала Золотая рыбка.

Нет сомнений, что под всем этим есть прочная "психофизическая" основа, примеченная народом в незапамятные времена.

И лишь в построении тренировочного процесса эта народная мудрость почему-то не принималась во внимание.

Если исходить из того предположения, что каждая отдельная тренировка - это попытка развить определенное физическое качество, умение, то естественно было бы дать спортсмену как минимум три таких "попытки" для приспособления, закрепления "привычки" к этому упражнению на протяжении трех дней. На современном языке это обозначается самым "модным" ныне термином - "адаптация".

Тренер же, зачастую делает все для того, чтобы не дать организму своих подопечных адаптироваться, предъявляя ему новые и новые задачи. Проистекает такой "алогичный" стиль деятельности из непонимания истинных физиологических механизмов адаптации и сути собственно адаптационных изменений в ответ на различные по качеству и силе воздействия нагрузки.

И далее (там же): " В результате использования в тренировочном занятии, микро-, мезо- и макроциклах разнонаправленных тренировочных нагрузок о долговременной адаптации можно говорить лишь как о процессе с постоянно меняющимся вектором, но ни в коем случае не как о свершившемся факте адаптации".

Прочность навыка, стабильность, высокий уровень работоспособности достигается предложенным нами способом гораздо проще и увереннее, без суеты, присущей стремлению "выйти на пик спортивной формы" (как правило, не достигаемый) к конкретной дате. Не лучше ли создать "плато высокой работоспособности" и с него, как альпинистам из базового лагеря, "штурмовать" необходимый для победы результат в главных стартах соревновательного периода?

Ведь создание такого "плато" - это "фундамент успеха! А где вы видели, чтобы фундамент строился из тех же кирпичей, что и стены? Поэтому, исходя теперь уже из "строительных" аналогий, можно заключить, что переход на "крупноблочные" элементы ("Триадный подход") в период планомерного воспитания конкретного физического качества в системе подготовки элитных спортсменов логически оправдан. Сопровождающие этот процесс перестройки в организме спортсмена хорошо изучены на всех уровнях от клеточного до организменного и т.д.

Как же достигается подобная цель, например, в академической гребле?

Одной из выигрышных сторон предложенного к реализации в системе подготовки квалифицированных спортсменов в видах спорта с циклическим характером деятельности методического подхода является то, что он не требует никаких "революций" и разрушения стройной системы спортивной тренировки, создававшейся и совершенствуемой в течении нескольких десятилетий.

В наиболее популярном недельном (7-дневном) микроцикле хорошо укладываются по две триады, после чего дается день активного отдыха с переключением на другие (не недоевшие) виды двигательной деятельности. Пассивный отдых, как давно установлено, менее эффективен.

Из опыта применения триад в академической гребле наилучшим образом зарекомендовала себя следующая схема: два трехнедельных сбора (по 6 триад в каждом) с недельным перерывом между ними, из которого минимум двое суток выпадают на перелеты-переезды домой и из дома, а 5 тренировочных дней заполняются тренировками силовой направленности и аэробно-восстановительным бегом (велоездой).

Тренировочная формула I триады:

[ (3*40') темп 18 ] * 3 дня, отдых 15', ЧСС < 140 уд/мин.

Для 6-й триады:

[ (3*12') темп 30 ]* 3 дня, отдых 10', ЧСС < 170 уд/мин.

Второй сбор следует начинать с темпа гребли 24 гр/мин и длительности отрезка 20', ЧСС<160, а заканчивать на соревновательных режимах:

[ (3*6') темп 36 ] * 3 дня, отдых 6', ЧСС > 180.

Учитывая то, что длительность работы на классической двухкилометровой дистанции в академической гребле (в крупных классах судов) составляет близкое к 6 минутам время, то после подобного "поведения" к соревновательному периоду смело можно выступать в серии стартов без специальной "скоростной подготовки".

В подтверждении данного тезиса существует убедительное доказательство: на одном из весенних УТЗ сб. команды страны экипаж четверки распашной без рулевого ( 4- ) готовясь по вышеприведенной схеме, сумел победить в четырех из пяти классах распашных лодок (кроме 8-ки!) - двух четверках ( с рулевым и без рулевого). На пути к успеху спортсменам пришлось в течении двух дней "гоняться" 6 раз - по 3 гонки в день, поскольку отборочные заезды были только в двойках. Ни до, ни после никому не удавалось даже приблизится к этому достижению.

В доказательство эффективности предлагаемого методического подхода при его применении в ходе 7-недельного мезоцикла, направленного на развитие специальной силы и силовой выносливости в условиях искусственно управляющей среды ( на Гребном эргометрическом комплексе - ГЭК). За 13 "триад" участнику автоэксперимента удалось:

- увеличить количество гребков, выполняемых в фиксированном темпе 15 гр/мин. с 270 до 1350 за одну "Триаду" (при этом каждый гребок выполнялся с установкой на околопредельные силу, работу, мощность и длину гребка);

- получить прибавки: силы на 22%, работы за гребок на 20%, мощности на 17% и длины гребка на 5%. (см. сб. трудов молодых ученых и студентов РГАФК, 1998 год, стр 205 - 208).

В дальнейшем, в ходе сезона 1998 года, проведенного без единого дня сборов и без отрыва от учебы в РГАФК, студенту 1 курса специализации гребного спорта, Роману Цедилину удалось стать финалистом Чемпионата России и повторить свой лучший результат в академической одиночке на дистанции 2 км., равный 7'15". При этом общий объем работы был 550 часов за 9 месяцев (230 рабочих дней, т.е. менее 2,5 часов в день).

Километраж гребли "на воде" составил всего 1000 км, тогда как основные соперники имели к этому срезу показатели в пределах 2-2,5 тыс.км., так же как и он сам ранее - в период нахождения в штатной команде ЦСК ВМФ.

Тем самым нами был создан прецедент достижения хороших результатов лишь за счет рационального построения тренировочного процесса на основе "методики адаптивной тренировки" с условным названием "Триада".

Выводы:

1. Методика адаптивной тренировки (с условным названием "Триада") представляет собой пример оригинального методического подхода к построению системы подготовки элитных спортсменов (на примере академической гребли).

2. "Триадный подход" не требует радикальных изменений стройной системы периодизации тренировки (по Л. П. Матвееву), т.к. легко "встраивается" в структуру микро-, мезо- и макроциклов.

Применение рекомендуемого методического подхода в циклических локомоциях обеспечивает постепенное выведение спортсмена на "плато высокой работоспособности" и исключает опасность функциональных перегрузок.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Ткачук, А.П. Сущность методики адаптивной тренировки "Триада" и ее педагогические и управленческие аспекты / Ткачук А.П., Лосавио Г.С. // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 118-123. - М., 1999.